Конспект НОД художественно-эстетическое развитие (лепка) старшая группа
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Олешка»
по мотивам дымковской игрушки.
Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративном искусстве.
Задачи:
- Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек.
- Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей.
- Развивать творческие способности.
- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Материалы и атрибуты. Дымковские игрушки, технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение. запись русских народных песен: «Ой, мороз, мороз», «Барыня».
Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, доски, салфетки (бумажные, влажные).
Предварительная работа. Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Ход занятия.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.
Сорока – белобока по лесу летала,
По веткам скакала, Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо.
(Показывает детям письмо) .
От кого оно?
(Открывает конверт) .
«Здравствуйте, ребятки, -
Ульянки и Ванятки,
Полины, Саши, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Лепить и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушка из Дымково».
Беседа с детьми. Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?Так давайте полетим. На чем летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов) .
Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром – самолетом. На нем мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковер) .
-Вы готовы? Ковер взлетает.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами,
Мы быстрее ветра мчимся,
Глядь – и мигом приземлимся!
Рассказ воспитателя: Звучит тихо мелодия на народную тему.
Смотрите-ка река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же название носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы – Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.
Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей – Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник – ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника… и всю долгую зиму вились над избами слободы голубые дымки: крестьяне-мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье.
Чтение стихотворений. Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки.
Воспитатель: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становимся в круг. Как только я называю какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня! », и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь! », и дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк! », и дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками-крыльями, надувая щеки.
Обсуждение способов лепки.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.
-Из чего делают дымковские игрушки?
-Какие еще нужны материалы?
-какие нужны инструменты для работы?
Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.
Воспитатель: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают). Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить.
Стоит на стройных ножках –
Вся краса в рожках.
Правильно, это олешек.
Обратите внимание на схему!
(на плакате – образцы и приемы лепки) .
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
Физкультминутка.
Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо – мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»)
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, (машут указательным пальцем)
А в печи игрушки! (руки вперед) .
-Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:
«Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь».
Вот теперь можно приступить к работе. Самостоятельная работа.
Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорее на ковер. Еще минута – и он оторвется от земли.
Раз, два, три!
Лети!
-Повторяйте за мной прощальные слова:
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья – подружки,
Мы закончим свой рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка) Старшая группа
Тема недели: «Посуда».Тема: Натюрморт из чайной посуды.Задачи:Формировать эстетическое отношение к ...
Конспект по художественно-эстетическому воспитанию в 3 младшей группе. Лепка «Ёлке».
Конспект по художественно-эстетическому воспитанию в 3 младшей группе. Лепка «Ёлке». Цель: Расширять знания детей о празднике "Новый год"Программное содержание:Образов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка) Старшая группа
Задачи: сформировать у детей обобщенное представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображ...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепке) (старшая группа) Тема: Зимующие птицы
данный материал может быть использован воспитателями, родителями на занятиях по лепке по теме "Птицы" с детьми старшей группы....
Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".
Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки"....
Перспективное календарно-тематическое планирование "Художественно-эстетическое развитие" Лепка старшая группа
старшая группа...
Конспект по художественно-эстетической деятельности (аппликация) в старшей группе №1 на тему «Такой разный этот транспорт "Автомобиль"».
Конспект по изобразительной деятельности (аппликация) в старшей группе на тему «Машина» Программное содержание:Развивающие задачи: учить составлять предметное изображение из отд...
- Мне нравится (1)