Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.
консультация по теме

Лютикова Марина Борисовна

Методические рекомендации  по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    МБДОУ ДС № 66 «Тополек» г. Тамбов

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.

Музыкальный руководитель

Лютикова Марина Борисовна

МБДОУ ДС № 66 «Тополек» г. Тамбов

                                         Тамбов 2017.

Данные методические рекомендации          рекомендованы   музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам и может быть полезно  родителям.

Создание здоровье сберегающей среды

на музыкальных занятиях в ДОО.

«Музыка - целитель здоровья. Здоровый малыш это радость,               счастье и благополучие не только для семьи, но и для всего общества. Забота о здоровье детей - это особая задача для  всех взрослых».

                                                           Владимир Иванович Бехтерев.

Музыкально –   оздоровительная   работа - достаточно  новое  направление    в музыкальном воспитание  дошкольников,   хотя музыкальное   развитие ребенка,   в  аспекте   физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. С одной стороны, музыка благоприятна  для всего организма в целом, с другой является одним из средств физического развития ребенка. Именно на современном этапе развития дошкольного образования перед дошкольным учреждением встает необходимость  преодоления узкоспециализированных подходов  к сохранению и укреплению здоровья детей. И это становится возможным благодаря использованию в педагогическом процессе дошкольного учреждения интегрированного подхода, как и к образованию, так и к сохранению и укреплению здоровья дошкольников путем организации интегрированных занятий. Потребность в этом виде занятий объясняется целым рядом причин,  одними из которых являются следующие:

1.интегрированные занятия не стандартны и интересны.

2.раскрывают большие педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Музыкально - оздоровительная работа - развитие музыкальных и творческих способностей, а также формирование  привычки к здоровому образу жизни.    

Цель проводимой работы;

Совершенствование музыкально - оздоровительной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психофизического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.  

1. Оптимизировать          развитие   основных структурных компонентов музыкальность детей, посредством внедрения здоровье сберегающих технологий;

Данная задача включает в себя:

  • Развитие специальных музыкальных способностей;
  • Координация слуха и голоса, координация движений;
  • Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.
  • Обеспечение комфорта детей в различных формах                  организации непосредственно образовательной деятельности.

2.Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

Данная задача включает в себя:

  • Развитие сенсорных и моторных функций;
  • Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний.

3.Разработать и внедрить оздоровительные игры в музыкальную деятельность детей.

4.Формирование интерактивного взаимодействия родителей и педагогов.

Научная основа базируется на программах и методических пособиях;

  • Программа «Ладушки» под ред. Каплуновой, Новосельцевой.
  • «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н.Ветлугиной.
  • Программа по слушанию О. Радыновой «Музыкальные шедевры»
  • Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной
  • Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду под ред. О. Арсееневской.

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.

В системе музыкально-оздоровительной работы в непосредственно образовательной деятельности использую разнообразные здоровье сберегающие технологии;

    Валеологические песенки.

Цель; Подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании  определенных интервалов.

Валеологические песенки - отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира. Использую валеологические  песенки, как в начале занятия, так и вместо привычной физкультминутки. Несложные добрые тексты и мелодия,   состоящая  звуков  мажорной гаммы, позитивно  влияют на настрой детей, улучшает эмоциональный климат на занятии. Проводимые специалистами дошкольного учреждения в начале года учебного года мониторинг, выявляет детей имеющие речевые нарушения и часто болеющих детей. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание развитию дыхания детей с использованием элементов дыхательной гимнастики. 

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1.  Укрепление физиологического дыхания детей

2. Тренировка силы вдоха и выдоха

3. Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

4. Развитие продолжительного вдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать  правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие.

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.. При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и,  соответственно, качество пения. Мониторинг, проводимый в конце учебного года,  позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети стали лучше говорить, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы это  игроритмические упражнения. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой,  использую их на музыкальных занятиях, а инструктор по ФИЗО на физкультурных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества. 

Пальчиковые игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или  произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Игровой массаж. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.  Ребенок может легко научиться этому в игре. На занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует психологическому благополучию ребенка на занятиях и в повседневной жизни, т.е. сохранение психического здоровья. Музыка дает положительно эмоциональный настрой всему организму. Начиная  от утренней гимнастики и заканчивая упражнениями на расслабление в течение всего дня. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание нужно уделять музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Услышав звучание привычной музыки, малышам  легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно проводить комплексы несложных упражнений, не поднимая, малыш малышей с кровати. Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Создана  картотека:  Валеологических  распевок, фонопедических упражнений, игрового массажа и дыхательных упражнений, фонотека музыкотерапии.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием                          

                          здоровье сберегающих технологий.

( виды    деятельности варьируются в зависимости от плана занятия                

                                           и настроя детей).

1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения.

2.Приветствие. Валеологическая песня- распевка  для настройки на рабочий лад.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка, пальчиковая или жестовая игра.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

5. Танцы, танцевальное творчество.

6.  Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.

7. Игра на детских музыкальных инструментах.

   Творческое  музицирование.

 8. Прощание.

Музыкальные занятия с использованием технологий    здоровье сбережения эффективны при учёте индивидуальных  возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Организация оздоровительной работы в детском саду дает положительный результат. Эффективная работа всех специалистов ДОУ с использованием здоровье сберегающих технологий, также и на музыкальных занятиях обеспечивает положительную динамику, снижение заболеваемости детей в детском саду, созданию благоприятного психологического климата. Надо отметить, что успех проводимой  музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации,    открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях.   Использование здоровье сберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий для детей 6-7 лет.

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии.Цель: развивать музыкальные и творческие способности де...

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий...

Методические рекомендации по организации музыкально-игровой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как средство развития творческих способностей

Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспит...

Методические рекомендации "Организация музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий"

Методические рекомендации даны в помощь музыкальным руководителям, которые используют на своих занятиях здоровьесберегающие технологии....

Непрерывная образовательная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) с использованием здоровье сберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей 4-6

Вашему вниманию была представлена непрерывно образовательная деятельность педагогов  с детьми в режимных моментах с использованием здоровье сберегающих технологий в группе компенсирующей направле...

Формы организации образовательной деятельности по физическому развитию на основе здоровье сберегающих технологий в условиях ФГОС.

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкол...