Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий
консультация по музыке (младшая группа) по теме

Баклыкова Ольга Александровна
Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_muz.zanyatiy.docx21.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной  деятельности детей ДОУ»

  Разработала

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Баклыкова Ольга Александровна

Тамбов, 2017

       В наши дни проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко. Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на музыкальных занятиях во всех видах деятельности позволяет содействовать решению данной проблемы.

       Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье - сберегающих технологий: валеологические распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические логоритмические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Конспект музыкального занятия

                                                    С детьми средней группы

Муз.рук.: Здравствуйте, ребята

Дети: Здравствуйте.

Муз.рук: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга еще раз.

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.

Здравствуй, солнце золотое! Рисуем круг
Здравствуй, небо голубое! Руки вверх
Здравствуй, вольный ветерок! Качаем руками
Здравствуй, беленький снежок! фонарики
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую! хлопаем

Муз.Рук:  Ребята, я приглашаю вас в сказочное путешествие, в зимний лес, но отправимся мы туда необычно.

(Фоном звучит медленная музыка)

На лошадке едем — цокают, до угла доедем – цокают.

Сели на машину налили бензину – с-с-с.

На машине едем – т-т-т, до реки доедем – стоп! Разворот!

На реке пароход – у-у-у, пароходом плывём – у-у-у.

До горы доплывём –  у-у-у, пароход не везёт!

Надо сесть в самолёт.

Самолёт летит, в нём мотор гудит – л-л-л., р-р-р

Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,

 По сугробам высоко ноги поднимаем,

 А по льду совсем легко тихонечко шагаем.

 Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.

 Мы деревья и кусты змейкой обойдем

 И к лесной опушке вскоре мы придем.

Муз.рук: Вот мы с вами в зимнем лесу. Как здесь чудесно дышится (носом вдох, выдох)    

Дыхательная гимнастика (вдох-выдох медленно, резко), посмотрите, ребята, сколько здесь снега.

Вдох носом, на выдохе проговариваем – снег, вдох – снежок, вдох – снежинка, вдох – снег, снежок, снежинка. Давайте поиграем со снегом. (берет воображаемый снег, лепит снежок)  

                                   Игра – «Воображаемые снежки»  (звучит музыка)

Раздаются звуки леса, эхо

Муз.рук: Ребята, слышите? Давайте, присядем на полянку и послушаем, что это? Да, это эхо. Давайте с вами поиграем в эхо и споем песенку.

 

«Эхо, эхо»

Эхо, эхо!

Вот потеха!

Повторяет звуки эхо!

Звуки эхо повторяет

Будто мячик звук летает.

Будто мячик звук летает.

Звуки эхо повторяет!

Муз.рук.  Ребята, в начале нашей встречи, я обещала вам необычное путешествие. Я расскажу вам сказку.

Живет в нашем лесу Заяц-Коська - шкурка серая, уши длинные.

«Пальчиковая гимнастика» - «зайчик»

Был у зайчика дружок, славный, добрый Паучок.

Паучок ходил по веткам, а за ним шагали детки

Песня с движениями «Паучок»

Паучок шагал по ветке,

А за ним шагают детки

Дождик с неба вдруг полил

Паучков на землю смыл

Солнце стало пригревать

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы поиграть на ветке

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Действия аналогичны первоначальным

«Паучки» ползают на голове).

Целыми днями бегает он по лесу. Глазами во все стороны косит, все на свете узнать хочет.

Упражнение 1. Гимнастика для глаз.
Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз.
Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно не подвижна, двигаются только глаза.

Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.
Ты кто такая?
Я белка.
А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь, чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
Да некогда мне, - отвечает белка. – Я к новому году готовлюсь.

Муз.рук. Зайчику стало интересно, как белка готовится к новому году?

Муз.рук: Белка наряжала свой домик и украшала елочку разными игрушками.

Гимнастика для рук, игра

Муз.рук: Посмотрел зайчик и побежал дальше.  Бежит Коська дальше. Видит –

В чистом поле дуб стоит,  рука, с раскрытыми пальцами

Филин на дубу сидит. – руки на поясе

У него такой вот нос -  ладонь к носу с раскрытыми пальцами, открывают, закрывают

Филин пухом весь оброс -  плечи поднимают, опускают

Заяц спрашивает, ты кто?

Отвечает – Я Филин, ночью сплю, а днем зайцев ловлю.

Муз.рук. Я буду филином, а вы зайчиками. Когда звучит веселая музыка, зайчики прыгают на полянке, а когда вы услышите звуки низкого регистра, значит, идет Филин, а вы, ребята, должны замереть и изобразить Страх. Попробуем?                                                           

Игра – Филин и зайчик

А теперь давайте прогоним страх, улыбнемся, похлопаем в ладоши

Ритмическое упражнение по выбору

и споем нашу песенку про зайчика.

Песня с движениями «Я серенький зайчишка»

Музыка и слова М. Лазарева

       

Рекомендуемая литература:

Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь ного и младшего школьного возраста).

.Гальцова Е.А. «Забавные истории обо  всем на свете» .

О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения:

 Методическое пособие.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа разви тия.)

В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры.

Железновы. Логоритмика

М.Лазарев  Программа логоритмических и валеологических упражнений «Здравствуй».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с музыкальными элементами, на основе здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, мимическая гимнастика, релаксация).

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с музыкальными элементами, на основе здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, мимическая гимнастика, релаксация)....

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Организация образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

Презентация  о здоровьесберегающих технологиях,используемых во второй младшей  группе нашего детского сада....

Методические рекомендации по организации режимных моментов и занятия на основе здоровьесберегающих технологий. (2-3 лет)

МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок»  Жердевского района        Методические рекомендации по организации режимных моментов и занятия на основе здо...

Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.

Методические рекомендации  по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий....

Методические рекомендации "Организация музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий"

Методические рекомендации даны в помощь музыкальным руководителям, которые используют на своих занятиях здоровьесберегающие технологии....

Методическая разработка Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 6-7 лет. «Путешествие в осенний лес»

Методическая разработка Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 6-7 лет. «Путешествие в осенний лес»...