"ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. "В гостях у бабушки-Забавушки".
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Сказка» муниципального образования – Путятинский район Рязанской области
Утверждено
Заведующий МДОУ «Сказка»
_________Е.А. Мирошкина
2020г.
Рабочая программа в средней группе
"ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
"В гостях у бабушки-Забавушки".
Воспитатель: Костина М.В.
Путятино 2020 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитателя Костиной М.В. по развитию детей и приобщение их к истокам русской народной культуры в средней группе разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования "Детского сада "Сказка" в соответствии с введением в действие ФГОСДО. Основная цель – воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Задачи.
- формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним.
- пробудить чувства любви к Родине.
- знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством.
- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.
- формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений.
- создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.
Россия, Русь! Куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки, и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив печальных у воды…
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Приобщение к истокам русской народной культуры». Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Развитие речи.
- обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;
- использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т.д.);
- умение составлять рассказы о предметах русского быта, традициях, праздниках;
- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам с изображением праздников, обычаев;
- умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;
- умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;
- умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;
- умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.
Ознакомление с окружающим.
- знание б истории своего края, малой Родины, семье, традициях русского народа;
- знания о назначении предметов русского быта;
- знания о народных праздниках;
- расширения кругозора детей.
Ознакомление с художественной литературой.
- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;
- умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;
- знание былинных героев.
Кружок "В гостях у бабушки - Забавушки"
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Литература |
Сентябрь. | ||
1. | "Во саду ли, в огороде". | Стр.46 |
2. | "Чудесный мешочек". | Стр.48 |
3. | "Коровушка". | Стр.48 |
4. | "Бычок". | Стр.49 |
5. | "Репка". | Стр.33 |
6. | "Теремок". | Стр.47 |
7. | "Песенка". | Стр.50 |
8. | "Птички улетели". | Стр.32 |
Октябрь | ||
1. | Приглашаем в гости. | Стр.49 |
2. | "Гуси." | Стр50 |
3. | "Сарафан". | Стр51 |
4. | "Веретено". | Стр51 |
5. | "Сапоги". | Стр127 |
6. | "Усадьба.". | Стр.118 |
7. | "Колыбельная". | Стр.182 |
8. | "В гости к осени". | Стр.102 |
Ноябрь | ||
1. | "Волшебные спицы." | Стр.51 |
2. | "Лисичка." | Стр51 |
3. | "Петушок". | Стр.52 |
4. | "В гости к самовару." | Стр.136 |
5. | "Русская свистулька." | Стр.63 |
6. | "В ноябре". | Стр.145 |
7. | "Где один гриб." | Стр106 |
8. | "Сундук". | Стр.114 |
Декабрь | ||
1. | "Зимовье зверей." | Стр.54 |
2. | "Одень зверей". | Стр.54 |
3. | "Уж ты заяц". | Стр.54 |
4. | "Зимушка-зима". | Стр.55 |
5. | "Дед Мороз". | Стр.39 |
6. | "Декабрь студен". | Стр.145 |
7. | "Елка". | Стр.156 |
8. | "Колобок зимой." | Стр.37 |
Январь | ||
1. | Рождество. | Стр.153 |
2. | "В гостях у Мороза." | Стр.55 |
3. | "Пришла коляда". | Стр.39 |
4. | "Лиса и козел". | Стр.56 |
5. | "Веселые ложки." | Стр.57 |
6. | "Заюшкина избушка." | Стр57 |
Февраль | ||
1. | "Кто пришел"? | Стр.57 |
2. | "Серый волк". | Стр.58 |
3. | "Курочка веничком метет". | Стр.42 |
4. | "Февраль лютый". | Стр.143 |
5. | "Куклы свистульки". | Стр.160 |
6. | "Календарь". | Стр.140 |
7. | "Где кисель". | Стр.134 |
8. | "Глина". | Стр.161 |
Март | ||
1. | "Масленица". | Стр.49 |
2. | "Приди весна". | Стр.43 |
3. | "Петушок". | Стр.43 |
4. | "При солнышке тепло". | Стр.59 |
5. | "Гуляй, погуливай". | Стр.44 |
6. | "Лапти". | Стр.127 |
7. | "Весна,весна." | Стр.60 |
8. | "Солнышко". | Стр.59 |
Апрель | ||
1. | "Шутку шутить". | Стр.62 |
2. | "Кот, лиса". | Стр.44 |
3. | "Семья". | Стр.45 |
4. | "Курочка". | Стр.45 |
5. | "Пришла весна". | Стр.61 |
6. | "Небылица". | Стр.63 |
7. | "Кружево". | Стр.172 |
8. | "Терем". | Стр.46 |
Май | ||
1. | "Весна". | Стр.64 |
2. | "Волшебная палочка". | Стр.65 |
3. | "Небылица". | Стр.63 |
4. | "Колокольчик." | Стр175 |
5. | "Дождь в мае хлеба поднимает". | Стр.144 |
6. | "Сказки". | Стр.244 |
7. | "Что посеешь, то и пожнешь". | Стр.118 |
8. | "Прощание". | Стр.46 |
Литература.
;Приобщение детей к истокам русской народной культуры" – О.Л. Князева, М.Д. Маханева
2. "Здравствуй, мир!" – А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.Н. Наумова, Ю.А. Акимова.
#1056;азвитие речи в средней группе В.В.Гербова.
#1050;онспекты в средней группе Н.А.Карпухина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...