НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «В гостях у «Хозяюшки» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Создавая условия для приобщения к истокам русской народной культуры, дети знакомятся с жизнью, бытом и творчеством русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_priobshcheniyu_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury_a.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по приобщению к истокам русской народной культуры
«В гостях у «Хозяюшки» в средней группе
Цель:
- создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с жизнью, бытом и творчеством русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси;
Развивающие:
- развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему вокруг детей миру;
- развивать интерес к народно – прикладному искусству русского народа;
- расширить словарный запас (свистулька, трещотка, самовар);
- закрепить знание пословиц, загадок, русских народных сказок
- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к человеку «мастеру» своего дела;
- формировать желание подражать такому человеку, приобщаться самому к процессу создания, творчеству.
- воспитывать уважение к традициям своей страны.
Материал и оборудование к занятию:
Образ русской избы, заготовки-шаблоны игрушек, краски гуашь, кисточки, музыкальные инструменты - трещотки, свистулька, ложки, матрёшка, иллюстрации сказок, музыкальное сопровождение «Гусли» «Свистулька»
«Хороводная плясовая», «Барыня».
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок «Теремок», «Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой»;
- чтение и заучивание пословиц о труде;
- рассматривание иллюстраций с многообразной работой русских мастеров.
Ход занятия:
Русская изба, стоит печь, утварь. Дети заходят в избу их встречает «Хозяйка».
Хозяйка:
Здравствуйте ребята! Я всегда рада гостям, проходите садитесь! А что это вы надумали ко мне в гости пожаловать?
Дети:
А мы пришли загадки отгадывать, да сказки ваши послушать.
Хозяйка:
(хозяйка предлагает присесть на стульчики)
Ой ребята, загадки-то у меня не простые (смотрит в окно). Да вот хотя бы эта, прямо в окошке её увидела!
«Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?» (солнце)
«Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одежки,
Называются...» (матрешки)
«По синему небу
Белые гуси плывут» (облака)
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар)
Хозяйка:
Молодцы, ребята хорошо умеете отгадывать загадки. А сами то загадки знаете? (дети Хозяйке загадывают загадки).
«Прыгает ловко,
Любит морковку» (заяц)
«В зелёной кофточке,
В белом сарафане
Стоит на поляне» (березка)
«Идут, идут,
А с места не сойдут» (часы)
Хозяюшка:
Дети, а вы сказки любите? А что же такое сказка я вам сейчас расскажу.
Сказка, это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях, приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются русские народные сказки? Жили-были, давным - давно, в некотором царстве, в некотором государстве… А какими заканчиваются? Вот и сказочки конец….
Кто сочинял сказки? (русский народ). Какие сказки вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, давайте расскажем хозяйке, кого можно встретить в сказках: (хитрую лису, доверчивого петуха, трусливого зайца, злую мачеху. И простаков, и храбрецов, и злодеев, и трусов), но самое главное, что в сказках добро всегда побеждает зло.
Хозяюшка, а мы с ребятами, принесли загадки об этих самых сказочных героях. Сумеете ли вы их узнать, мы сейчас посмотрим.
«Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают.
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут» (ответы детей: сказка «Гуси-лебеди»)
«Уговаривала братца
Старшая сестрица:
«Ты из лужицы не пей
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка
И превратился он в козленка (ответы детей: сказка «Алёнушка и братец Иванушка»)
«Нравом зол, цветом сер,
Шестерых козлят он съел (ответы детей: сказка «Волк и семеро козлят»)
«Лисичка с выгодой менялась,
Да чуть без шубки не осталась (ответы детей: «Лисичка со скалочкой»)
«Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить, да поживать,
Да жильцов к себе пускать (ответы детей: «Теремок»)
Хозяюшка:
Ребята, а сейчас мы отдохнем, хоровод свой заведем.
Хороводная «Колпачок»
Дети и педагог становятся в круг. Педагог выбирает одного из детей, он будет колпачком. Педагог и дети ходят по кругу, и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в кругу, танцует.
«Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили»
(дети присаживаются на стульчики)
Вдруг слышится чей-то плачь.
Хозяюшка:
Ой, кто же здесь плачет?
Да это девочка. (выходит заплаканная девочка). Девочка ты не плачь, скажи, как тебя зовут, хочешь мы тебе дадим игрушки, чтобы ты поиграла и не плакала. (дает ей современную игрушку)
Даша: (бросает игрушку на пол)
Не хочу я играть с этими игрушками – они у всех есть, а я хочу такие, чтобы только у меня были!
Воспитатель: (обращается к хозяйке)
Я не знаю, что делать, как ее утешить?
Хозяюшка:
Не горюйте, кажется, знаю, как вам помочь.
(предлагают девочке Даше присесть и послушать рассказ про другие народные игрушки)
Ребята, а вы знаете, что русский народ чтобы позабавить своих детей делали игрушки сами, своими руками. Игрушки делали деревянные, глиняные, сшитые из ткани. (показывает народные промыслы). Про таких мастеровых людей говорят, что у них «руки золотые». А почему так говорят? (ответы детей).
Люди еще придумывали пословицы о труде, о деле, о мастерстве.
«Умелые руки не знают скуки!»
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи!»
А вы знаете такие пословицы? (Дети говорят пословицы).
«Кончил дело — гуляй смело»
«Кто не работает, тот не ест»
«Больше дела, меньше слов»
Хозяюшка:
Ай да молодцы, ребята, все знаете. А еще у меня есть большой сундучок, сундук этот не простой, он волшебный с секретом. Хотите узнать, что в сундуке этом?
«Ну-ка, ну-ка поживей
Открывайся сундук поскорей!
(открывает сундук и показывает игрушки, сделанные из глины и дерева:
матрёшки, русские музыкальные инструменты-свистулька, трещотка, ложки, Кукла -Утешница)
Посмотрите на изделие –
Это что за рукоделие!
(хозяюшка показывает свистульку)
Воспитатель:
А можно мне рассказать про свистульку? Свистулька – это, русский народный музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно. Наши дальние предки использовали свистульку, как магический инструмент, чтобы вызывать в летнюю засуху и жару долгожданный дождь. В наше время, свистульки превратились в детскую забавную игрушку. Послушайте, как звучат свистульки. (свистит)
(хозяюшка достаёт трещотку)
Воспитатель:
«На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим» (трещотка)
Состоят трещотки из набора 14-20 тонких длинных дощечек, соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. За счет этого и образуется приятный звук, напоминающий треск. Поэтому и назвали этот инструмент –трещотка (играет на трещотках)
Хозяюшка:
(загадывает загадку)
«Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких» (ложках)
(хозяюшка показывает ложки и рассказывает о них)
Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный русский народный музыкальный инструмент.
Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле.
Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников.
Хозяюшка:
А вот ещё одна игрушка, это что у меня? (ответы детей: матрешка)
Матрёшка- удивительная игрушка! Почему куклу назвали «матрёшкой»? Говорят так, что имя это произошло от распространённого на Руси женского имени- Матрёна, а позже Маша. Первая матрёшка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха.
Воспитатель:
Хозяюшка, а давайте поиграем на музыкальных инструментах для матрешек.
(дети играют на народных музыкальных инструментах под мелодию «Барыня»).
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы хорошо поиграли, получился замечательный оркестр.
Хозяюшка:
Ну, что же, вам понравились мои игрушки? А сами вы хотите попробовать что-нибудь смастерить? Тогда проходите в мою мастерскую и приступайте к работе.
Детям предлагается на заготовках (картонных или деревянных) украсить игрушки.
(по окончанию работы хозяйка поощряет детей и обращается к Даше).
Хозяйка:
Даша, я вижу, что ты уже не плачешь, значит, понравилось тебе у меня в мастерской.
Даша:
Очень понравилось, спасибо вам. Плакать я больше не буду, у меня теперь такие интересные игрушки появились.
Хозяюшка:
А теперь всех вас я приглашаю на ярмарку, и не забудьте взять свои изделия. (Звучит русская народная музыка). Во время ярмарок русские люди водили хороводы, плясали, пели и, конечно, выставляли напоказ свои поделки, игрушки и т. д. Чего здесь только не увидишь: прекрасные барышни и кавалеры, кони, козлики, петушки – все разных красок и узоров. А сколько посуды и украшений – выбирай, что душе угодно!
Воспитатель:
А еще на ярмарке угощали гостинцами. Наша ярмарка тоже не исключение.
(Угощают детей леденцами)
Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, сегодня вы познакомились с народными игрушками. Какие игрушки вам больше всего понравились? А что не понравилось? Что вы больше всего запомнили в гостях у «Хозяюшки»? (ответы детей)
Ребята, а что мы забыли с вами сделать? Правильно, поблагодарить за гостеприимство «Хозяюшку», и сказать до свидание, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)
знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»
Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...
Конспект «Совместная образовательная деятельность по приобщению к истокам русской народной культуры» средняя группа
приобщение к истокам русской народной культуры...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ОЛ. Князевой, М.Д. Маханева Средняя группа
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О,Л,Князевой, М.Д.Маханева Средняя группа...
Открытый показ проведения совместной деятельности по приобщению к истокам русской народной культуры "Петушок-золотой гребешок" с детьми средней группы
"Петушок-золотой гребешок". Открытое занятие...
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая-наша гостья годовая» ( средняя группа)
Конспект НОД по ФЭМП и приобщению к истокам русской народной культуры....