ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Тестопластика»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Облецова Анастасия Александровеа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

Направленность программы – художественная,

Уровень программы вводный.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, НОВИЗНА

 

   Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

   Целесообразность.  Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

 

Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в  котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

·         Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

·         Синхронизирует работу обеих рук;

·         Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

·         Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

 

Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:  раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучающие:

-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.

-Учить основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

 

Воспитательные:

- Воспитывать навыки аккуратной работы.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

 

 

ВОЗРАСТ  УЧАЩИХСЯ

С трёх до четырёх  лет.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 год

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Форма обучения: очная,групповая, индивидуальная.

Занятия проводятся с детьми 3-4 лет. Непосредственно - образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, с сентября по май месяц, длительность 15-20 минут, по подгруппам в 8-16 человек. Тематика рассчитана на 1-2 дня работы

Во время работы используется кратковременный отдых (физкультминутки)

Используется метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, даёт нужные советы).

Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся делать скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание, выполняя различные предметы.

На занятиях используется художественное слово, музыка, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Дети должны:

- свободно проявлять находчивость в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их воссоздании в лепке;

- самостоятельно уметь выбирать способы создания выразительных образов, используя и реализуя для этого основные технические приемы, которые они освоили;

- работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

-уметь работать с инструментами необходимыми для работы;

- получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

 

Тема

Период

Задачи

Итоговое

мероприятие

Осень

7       Занятий

1.     Инструктаж по Тб. Знакомство с тестом

2.     «Цветные ладошки»

3.      «Улитка»

4.      «Солнышко»

5.     «Осенний листочек»

6.     «Хлебобулочные изделия»

7.     «Вкусные овощи»

 

Сентябрь

Октябрь

1.Освоение скульптурного способа лепки из целого куска теста.

2.Вызывать у детей желание делать лепные картины.

3.Развивать чувство формы и пропорции.

1.Выставка детских работ на тему:

 «Что такое осень»

 

Я, мой дом, мой город.

4занятия

1. «Домик для зайчика»

2. «Мышонок»

3.  «Городские цветы»

4. «Веселый ежик»

 

Ноябрь

 

1.Формирование общей культуры

личности детей.

2.Развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.

3.Формирование патриотического

отношения к своей  малой  Родине.

4.Развивать глазомер, мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.

5.Учить лепить из шариков и валиков.

6.Развивать  умение соединять детали между собой.

  

 

1.Выставка детских работ на тему: «Мой дом».

2.Выставка коллективной  работа на тему: «Городские цветы».

Зима

7 занятий

1. «Зимнее дерево – рельеф»

2. «Снеговик»

3. «Снежинка»

4. «Звонкие колокольчики»

5. «Новогодний шарик»

6. «Нарядная елочка»

7. «Барашек» – рельеф.

Декабрь

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 .Закреплять знания о временах года и связанных с ними природных явлений и изменениях в жизни людей.

2.Знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране.

3.Показать разные приемы оформления лепных фигурок - выкладывание орнамента из бусин и пуговиц.

4.Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность; учить синхронизировать работу обеих рук.

 

1.Выставка детского

творчества на тему: «Нарядная елочка»

День защитников

Отечества

4       занятия

1. «Машина моего папы»

2. «Отважные парашютисты»

3. «Галстук для папы»

4. «По морям,  по волнам...»

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Вызывать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров.

2.Объяснить особенности устных поздравлений (наличие особого – подчеркнуто эмоционального - обращения и пожеланий, связанных

С праздником  Днем Защитника Отечества)

3.Продолжать учить лепить фигурку

Человека из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей.

 

Выставки  детских работ на темы: «Отважные парашютисты», «Галстук для папы».

Мамин день

4       занятия

1. «Весенние подарки»

2. «Веселые водоноски»

3. «Милой мамочки портрет»

4. «Украшение для мамочки»

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Продолжать знакомить с этикетом

поздравлений.

2.Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного декоративно - прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирование эстетического вкуса.

3.Способствовать гармоничному общению детей, ведущих совместную деятельность, повышать уровень их коммуникативных умений.

4.Закрепление представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях игрушки.

1.Выставки детских работ на темы:

«Милой мамочки портрет», «Весенние подарки».

Весна

8 занятий

1. «Воробей»

2. «Тюльпан»

3. «Подснежники»

4. «Весенний пейзаж»

5. «Солнышко, покажись!»

6. «Кукла»

7. «Весенний ковер»

8. «Чудеса»

Апрель

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, с весенними изменениями в жизни животных и растений.

2.Продолжать освоение техники рельефной лепки.

3.Развивать чувство ритма и композиции.

Выставки детских работ на темы: «Весенний пейзаж», «Чудеса».

 

 

 

               Контроль реализации программы

               Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг достижения детьми результатов деятельности) проводится два раза в год: вводный (октябрь), итоговый (май).

                

               Диагностика

                            Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития и развития изобразительной деятельности дошкольников.

                            Задачи диагностики:  Изучить особенности развития изобразительного творчества у дошкольников.

                

               Диагностическая ситуация "Научи лепить!"

                           Цель - освоение дошкольниками изобразительной деятельности и проявления творчества.

                           Проводятся анализ процесса продуктивной деятельности у дошкольников: выявление особенностей освоения компонентов изобразительной деятельности - от цели до результата, проявление творчества в процессе выполнения работы детьми дошкольного возраста, а также анализ продукта детской деятельности.

                           Материалы: соленое тесто разных цветов, стеки, пластмассовые лопатки; штампики, формочки для теста или для игр с песком, кисточки, салфетки тканевые, бумага белая, цветная, картон,  природный материал (семена, травы, крупы и другие); бросовый материал (проволока, бусинки, пуговицы, зубочистки и другие)

                            Условия диагностирования: для проведения диагностики ограничиваемся лепкой по предложенной взрослым теме. Диагностика проводится в октябре, повторное проведение - в мае.

                      Используется игровая ситуация -  оказание помощи игровому персонажу, который не умеет лепить. Материалы и инструменты находятся в поле зрения ребёнка. Фиксируется самостоятельный выбор материала и организация ребёнком рабочего места.

               -8-

                           Инструкция: ребёнку предлагается научить игрового персонажа лепить, рассказать, что для этого надо. Затем предлагается выполнить работу по самостоятельно выбранной теме: "Ты любишь лепить? Что интересно лепить? Вылепи, что хочется. Всё, что захочешь.

                

                             Способы обработки и анализа материалов. В процессе наблюдения фиксируются: особенности принятия задания ребёнком, сформированность деятельности (от цели до результата), особенности проведения в процессе выполнения задания (сосредоточенность, организованность, аккуратность, умение организовать рабочее место, планировать деятельность), эмоциональные проявления, самостоятельность, активность, комментарии и другие показатели.

.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

            С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей:

         1. Групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для релаксации и отдыха

         2. Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности:

-                 материал  - солёное тесто,

-                 стеки, пластмассовые лопатки;

-                 штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком, шаблоны.

-                 кисточки разных размеров, стаканчики для воды, краски (акварельные, гуашь)

-                 салфетки бумажные, тканевые;

-                 бумага белая, цветная, картон, 

-                 природный материал (семена, травы, крупы и другие),

-                 бросовый материал (проволока, бусинки, пуговицы, зубочистки и другие)

3. Наглядный материал:

-                 иллюстрации,

-                 народные игрушки,

-                 образцы изделий.

4. Детская художественная литература.

 

 

Этапы реализации программы:

 

I этап: ознакомительный:

          Начинаем со знакомства с новым материалом - солёное тесто. Знакомим с самыми доступными приёмами, которые необходимо знать каждому:

            Учимся делить единый кусок на части. Существует несколько способов:

-                 откручивание;

-                 ощипывание;

-                 разрезание и надрезание стекой;

 

II этап: основной:  Учимся придавать форму:

-                 формование

-                 раскатать в ладонях или на столе;

-                 сплющить;

-                 вдавить;

-                 вытянуть;

          Учимся соединять детали:

-                 прижать;

-                 сгладить;

-                 вдавить;

            Учимся оформлять и декорировать изделие:

-                 дополнение изделия мелкими деталями (налепами);

-                 процарапывание различными инструментами;

-                 дополнение образа различными элементами их других материалов (бисер, пуговицы, семечки)

 

III этап: презентационный:

-                 выставки детских работ

-                 выставки совместных работ детей и родителей

-                 мастер-класс

-                 изготовление сувениров для детей и взрослых.

 

                                        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, теста, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.

2.                 Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. - СПб: Кристалл, 2001.

3.                 Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., Педагогика, 1983.

4.                 Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1992.

5.                 Конощук С.И. Фантазии круглый год. - М.: Обруч, 2011.

6.                 Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» Занятия в ИЗОстудии. -  М.: Карапуз, 2010.

7.                 Роенко, Д.Т. Лепка из солёного теста. - М.: Просвещение, 1999.

8.                 Рубцова, Е.С. Фантазии из соленого теста. - М.: Эксмо 2007.

9.                 Силаева, А.Н. Солёное тесто: Украшения, сувениры, поделки. - М.: Издательство Эскимо, 2005.

10.            Ханова. И.Н. Соленое тесто. - М.: Аст-пресс,2003.

11.            Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста. - М.Айрис- пресс,2008.

12.            Интернет ресурсы - сайт http://dohcolonoc.ru/
16.     Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....