НОД "Хлуднево, дивная птица"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Родничок» г. Кондрово
Конспект НОД
по лепке в старшей группе
на тему: «Дивная птица»
Воспитатель: Коваленко Юлия Александровна.
Цель:
Воспитывать интерес и любовь к народной игрушке калужского края.
Задачи:
-Закреплять знания детей о процессе создания игрушек.
- Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
-Учить детей лепить птицу из целого куска, оттягивая части и придавая им нужную форму.
-Формировать умение работать с глиной.
-Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук, интерес к лепке из глины.
-Воспитывать аккуратность.
-Пополнить словарный запас: Хлудневская, оберег, грематухи, гончары.
Предварительная работа:
- рассматривание народных игрушек и беседа о них;
-рассматривание Хлудневских игрушек, просмотр слайдов об истории возникновения и изготовлении Хлудневской игрушки.
Оборудование:
Иллюстрации «Народная игрушка»,плетеная корзина с народными игрушками (хлудневские,филимоновские), половик, русский платок, д/и «мастера –золотые руки», поднос, глина, стеки, вода, доски, салфетки, таблица последовательности лепки. Музыкальное сопровождение: «Березка», «Калинка».
ХодНОД:
Дети входят в группу.
Воспитатель в роли мастерицы созывает ребят:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары,
Всяки разные товары.
Подходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите.
Воспитатель обращает внимание детей на яркий, русский платок, предлагает посмотреть, что под ним. Находит вместе с детьми плетеную корзину с народными игрушками.
Воспитатель : Что же это за игрушки такие?
(Ответы детей: народные, филимоновские, хлудневские).
Воспитатель:
Понравились вам яркие, нарядные игрушки? А где мы можем познакомиться с различными народными игрушками? Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, на ярмарке, в музее или на выставке народных промыслов. Именно здесь мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев.
Вот и я предлагаю вам организовать две выставки народных игрушек. Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды. Одна команда устроит выставку Хлудневской игрушки, а другая –Филимоновской.
(Дети делятся на 2 команды). А чтобы быть уверенным, что вы правильно выбрали игрушки, я проверю ваши знания о них. Для этого мы поиграем в игру «Мастера – золотые руки». Есть у меня красивый сундучок, в нём находятся разрезные картинки. (Открывает сундучок). Дети, посмотрите, все картинки высыпались и перепутались. Давайте приведем все в порядок. Каждая команда должна найти элементы хлудневской илифилимоновской игрушки и составить из деталей картинку.
Звучит народная музыка. Проводится д/и «Мастера – золотые руки».
Посмотрим, что получились у наших умельцев. Воспитатель обходит группы, уточняет название игрушек и где они изготовлены.
Какие вы все молодцы! Обе команды отлично справились с заданием, вас действительно можно назвать «Мастера – золотые руки». Теперь можно и выставку оформлять. Из множества игрушек, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки.
Воспитатель:
В далекие времена на Руси проводились большие ярмарки. Там и можно было купить игрушки.Народ торговал, плясал, развлекался. Вот и я вас приглашаю всех повеселиться,поиграть в русскую народную игру. Проводится подвижная игра: «Резные ворота».
Двое детей стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки, подняв их вверх, образовав ворота. Остальные берутся за руки и проходят цепочкой через ворота по несколько раз, пока звучит песня.
Резные ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз разрешается,
А на третий раз не пропустим вас!
С последними словами двое игроков, изображающих ворота, резко опускают руки, пытаясь поймать в свой круг кого-нибудь. Кого поймают – тот встаёт вместе с воротами. Теперь в цепочке меньше детей и больше дырок, куда можно проходить в ворота. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего.
Воспитатель:
Как весело мы поиграли, настроение подняли.
А теперь скажите мне, понравилась вам наша выставка? Сами хотите научиться делать такие чудесные игрушки? Тогда я предлагаю вам внимательно посмотретьна поделки еще раз. Из чего сделаны наши игрушки? (ответы детей) Правильно! Вот и я сегодня принесла глину. Вы с ней хорошо знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в красивые игрушки.
Чечары, чечары, собирайтесь гончары.
Хватит охать и зевать – надо глины накопать!
Мы копали, так копали – чуть лопаты не сломали,
Глину месим, глину мнем,
А теперь лепить начнем,
Вот вам и игрушка – кукла грематушка.
Воспитатель:
А чтобы узнать, кого мы будем лепить отгадайте загадку:
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет.
Кто же это? (Петушок)
Молодцы! Ребята, в давние времена птица считалась символом весны, пробуждением земли, рассвета и главное – оберегом семьи. Сегодня наша группа превратится в творческую мастерскую, а мы с вами в мастеров. Будем лепить Хлудневского петушка. Друзья, мастерить надо с любовью, тогда наши игрушки получатся красивыми и будут радовать не только нас, но и всех людей. А сейчас согреем глину, теплом наших рук, аккуратно разомнем ее. Глина к работе готова.Еще раз посмотрите на петушка, закройте глазки и представте какого вы хотите слепить. Теперь посмотрите на таблицы последовательности лепки и преступайте мои мастера к увлекательной работе.
Дети лепят, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы на куске глины.
Воспитатель:
Ребятки, петушка лепить сложно, ваши ручки наверное чуть - чуть устали, поэтому, я предлагаю получить заряд бодрости. (Проводится физминутка:«Петя – петушок).
Ах, ты Петя – петушок,Вытянуться и кивать головой.
На макушке гребешок, Сложить ладошки, приложить к макушке.
А под клювом – то бородка, Сложить ладони, приложить к подбородку.
Очень гордая походка. Ходьба с высоким подниманием колена.
Рано – рано поутру, Похлопать « крыльями».
Он кричит: ку –ка – ре – ку.
Воспитатель:
Взбодрились, а теперь снова за работу. По окончании лепки дети моют руки.
Воспитатель:
Вы очень постарались мои умельцы. Красивые петушки получились! Посмотрите ребятки, какой я принесла чудесный поднос. На него мы поставим сделанные вами игрушки.(Дети приносят петушков на поднос).
Воспитатель: А теперь присядьте на половичок и послушайте стихотворение.
На родимой стороне, на калужской на земле,
Не велико, не мало, стоит Хлуднево - село,
А в селе с древней поры жили были гончары
И лепили мастера, старые и детвора,
Крынки, плошки и горшки
Да игрушки – петушки.
Воспитатель: О чем говориться в стихотворении?
Какое настроение вызывают Хлудневские игрушки?
Особенности игрушки?
Из какого материала они сделаны?
Какими цветами расписывают игрушки?
Воспитатель: Умницы ребята! Вы много чего знаете о хлудневском промысле. А теперь сами научились лепить знаменитых петушков.
Сейчас мы возьмем поднос с нашими игрушками и отнесем их на обжиг. А потом будем вместе с вашими родителями расписывать красками петушков. И пускай эти игрушки оберегают вашу семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми по проекту " Чудо-чудное, диво-дивное".
В помощь воспитателям, занимающимся проектной деятельностью....
"Дивные птицы" Художественное творчество (рисование)
Для детей старшего разновозрастного возраста...
Ручной труд "Птица чудная - птица дивная"
Ручной труд из бумажных полосок, представляет собой изготовление индивидуальных поделок. Занятие проводится с целью приобщения к изобразительному искусству, расширения представлений о графике (выразит...
Птица дивная
Птица Дивная...
куклотерапия с детьми. конспект индивидуального занятия "Птица-дивная"
В настоящее время все чаще психологи и педагоги стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности, технологии Арттерапии. Арттерапия представляет собой совокупность...
"Весёлые снеговики " "Птица дивная"
Занятия...
Конспект НОД по конструированию «Птица дивная».
Конспект НОД по конструированию«Птица дивная»....