"Дивные птицы" Художественное творчество (рисование)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Елена Анатольевна Косенко, воспитатель
первой квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад №18» с.Глубинное
Красноармейского муниципального района,
Приморского края
Художественное творчество (рисование).
(старшая разновозрастная группа).
Мотивация: Развитие у детей творческой активности, устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности и самостоятельным творческим проявлениям.
Цель: Расширить знания об окружающем мире, эстетическое восприятие, совершенствовать технику рисования, развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Учить рисовать снегиря способом тычка, прорисовывать контур птицы, простым карандашом регулируя силу нажима; передавать в рисунке характерные особенности птицы: формы основных частей тела, их размер, расположение, цвет оперения.
- Закрепить новые работы гуашью.
- Формировать обобщенное представление о зимующих птицах, проявлять творчество в сознание творческого образа.
- Развивать фантазию, художественно - творческие и музыкальные способности.
- Расширить и активизировать словарь по теме.
- Воспитывать любовь к птицам, природоохранные навыки.
Материал: Аудиозапись музыкального произведения «Хоровод; разрезные изображения зимующих птиц д/игре». «Портреты птиц: картина с изображение снегирей в разных позах, игрушка «Снегирь», ларец, письмо от зимы, «волшебное дерево» с ягодами, шапочки снегирей.
Раздаточный материал: Белые листы бумаги, гуашь (красная, чёрная, сероголубая, коричневая), простые карандаши, кисти - тонкая, мягкая, и широкая с жесткой щетиной, влажные салфетки, салфетки тканевые, фартуки, нарукавники.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Как вы определили, что это зима?
Дети: Часто идёт снег, солнце светит мало, дует холодный ветер, люди одели тёплые вещи.
Воспитатель: Вот и к нам зима пришла,
Под окном ковром легла,
Нарядила дальний лес Шапкой до небес.
Долго ждали мы тебя,
Наконец-то ты пришла!
Зима запорошила снегом поля, одела деревья и кусты в белый наряд. Подарила лесным пенькам «большие шапки из снега». Ребята, что можно сказать о снеге, какой он?
Дети: Пушистый, серебристый.
Воспитатель: Приготовились к зиме реки и озера. Как?
Дети: Они покрылись льдом.
Воспитатель: Приготовились к зиме животные в лесу. Кто скажет, как?
Дети: Медведь залёг спать в спячку в берлоге, белка сделала запасы корма, заяц сменил мех с серого на белый.
Воспитатель: А как приготовились к зиме птицы?
Дети: Улетели в тёплые края.
Воспитатель: Как, одним словом называются эти птицы?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Воспитатель: Почему они улетают в тёплые края?
Дети: Им зимой холодно и нечем питаться.
Воспитатель: Но не все птицы улетают на юг. Самые смелые и выносливые
остаются зимовать с нами. Как они называются одним словам?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите мне зимующих птиц.
Ответ детей:
Воспитатель: Почему же они остаются зимовать?
Дети: Их кормят люди, и они сами находят себе еду - ягоды, семена растений.
Игра «Портреты птиц» (с/и. приложения).
Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу почтальон принёс посылку (достаёт ларец). Интересно, кто нам её прислал? Сейчас мы узнаем (открывает ларец, достаёт письмо). Это письмо от Зимы. (Воспитатель читает письмо см. приложения) Воспитатель достаёт из ларца игрушку «Снегирь».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот эта дивная птица. Какой снегирь?
Дети: Маленький, нарядный, яркий, красногрудый, чернокрылый.
Воспитатель: На что похож снегирь?
Дети: На ягодку, на яблочко.
Воспитатель: Послушайте, что я вам расскажу. «Снегирь - красивая птица» Грудка покрыта перьями красного цвета, спинка серо - голубая, голова, хвост, крылья чёрные. Снегири очень дружные птицы. Летают легко и красиво, чаще всего стайкой.
Воспитатель: Кто знает, что такое стайка?
Дети: Стайка это много птиц, которые летают вместе.
Воспитатель: Если на улице сильный мороз, то снегири спокойно сидят на ветках, изредка перелитая с места на место, чтобы отломить почку или сорвать ягодку. Клюв у снегиря короткий и толстый. Им он легко разгрызает мелкие орешки. Снегири почти не боятся людей. Ночуют снегири в лесу на ветках деревьев и кустов. Ребята, предлагаю вам отправиться в лес к зиме в гости.
Дети: Соглашаются.
Воспитатель: Давайте представим, что мы тепло оделись, встали на лыжи, выходим на лыжню.
Дети: Двигаются по кругу, имитируя ходьбу на лыжах со словами:
В лес на лыжах мы пойдём И сюрпризы там найдём Зимушке - Зиме поможем В сад волшебный этим днем Снегирей мы ей вернём.
(Подходят к избушке, их встречает Зима).
Зима: Здравствуйте дети! Узнали меня? Я - Зима. Спасибо, что пришли ко мне в гости. Вы отгадали мою загадку?
Дети: Да.
Зима: Кто скажет, как называются дивные птицы, что прилетают зимой в мой сад?
Дети: Снегири.
Зима: Посмотрите это волшебное дерево (указывает на макет). На нём не видно птиц, только ягоды одиноко висят на ветках и ждут пернатых гостей.
Воспитатель: Дети, предлагаю помочь зиме вернуть птиц. Давай те нарисуем Снегирей тычком.
Дети: Соглашаются.
Воспитатель: Но сначала вам надо фартуки и нарукавники. Проходите за столы, всё готово для работы. (Дети садятся на свои рабочие места, воспитатель обращает внимание на осанку.) На доске перед детьми висит картина с изображением снегирей в разных позах на ветках дерева. У воспитателя в руках игрушка «Снегирь».
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите не Снегиря. Скажите, какие части тела есть у птицы, какой они формы и размера.
(Дети отвечают, воспитатель обобщая ответы, показывает на образце, туловище - большое, овальное, недлинное, голова - круглая, сразу переходит к туловищу, крылья овальные, хвост короткий, прямоугольный.)
Воспитатель: Вспомните, какой клюв у Снегиря?
Дети: Короткий и толстый.
Воспитатель: Лапки тонкие и цепкие, крепко обхватывают веточки. А
теперь скажите о цвете оперенья.
Ответ детей.
Воспитатель: Обобщает: грудка - красная, голова. Хвост, крылья - чёрные, спинка серо - голубая, лапки, клюв и глаза - коричневые.
Воспитатель: Птицу будем рисовать сначала простым карандашом, а затем красками. Напомните мне, как мы рисуем контур птицы? (На карандаш сильно не нажимаем, линии должны быть тоненькими и не просматривать через краску).Прежде чем приступить к рисованию, решите, в какой позе будете изображать птицу: (сидит на ветке, взлетает, или клюёт ягоды). У клюющего снегиря голова и туловище наклонены вниз, хвостик поднят вверх, крылья чуть раскрыты, у сидящего на ветке голова и туловище, расположены вертикально, крылья плотно прижаты к туловищу, хвостик опушен вниз. Рисунок снегиря располагайте на всём листе по центру. После того, как вы прорисуете контур птицы карандашом, вы приступите к работе красками.
Воспитатель: А теперь скажите мне, какие кисти вам понадобятся для рисования? Тонкая и мягкая для рисования мелких деталей: глаз, лапок, клюва и веточки. И кисть с жёсткой щетиной - для рисования тычком: головы, грудки, спины, хвоста, крыльев.
Воспитатель: Как правильно рисовать тычок? (Вызвать ребёнка. Берём жесткую кисть тремя пальчиками. Держим чуть выше металлической части вертикально. На сухую кисть набираем краску и делаем пробный тычок на вспомогательном листе! (Ребёнок выполняет тычок).)
Воспитатель: Для чего надо делать пробный тычок? (Убрать лишнюю краску).
Что должно получить при тычке? (Пушистая точка). Напоминаю, что
рисовать тычком начните с контура рисунка. Рисуйте тычки рядом друг с другом.
Затем произвольными тычками закрашивайте внутри контура.
Разминка с кистью (см. приложение).
Дети на альбомном листе простым карандашом рисуют контур птицы. Легкими тычками закрашивают грудку красным цветом, спинку серо - голубым, голову, хвост, крыло - чёрным.
Физкультминутка (см. приложения).
После паузы концом тонкой кисти рисуем глаза, клюв, лапки, веточку краской коричневого цвета.
Воспитатель: предлагает детям вернуть снегирей на волшебное дерево. Зима помогает воспитателю крепить рисунки на ветви. Дети выбирают наиболее выразительных птиц, объясняя свой выбор.
Зима: Спасибо вам ребята за то, что вернули снегирей на волшебное дерево. Птицы получились яркими и красивыми. Примите от меня корзинку с угощением.
Воспитатель предлагает детям для Зимы спеть песню «Хоровод» (см.
приложение).
Приложение.
Д/игра «Портреты птиц».
Цель: Найти целое по его части.
Материал: Картинки с изображением зимующих птиц, разрезанных на две части.
Воспитатель сообщает детям о том, что художник нарисовал « портреты» зимующих птиц и устроил в лесу выставку. (Дети подходят к доске, где выставлены неправильные изображения птиц, состоящие из двух частей.)
Воспитатель спрашивает, нравятся ли портреты детям? (Нет). Почему? (Они нарисованы неправильно). Воспитатель уточняет у детей, что именно нарисовано неправильно. (У этой птицы голова сороки, а туловище снегиря и т.д.). Воспитатель предлагает детям составить «правильные» портреты. Дети меняют местами части, составляя правильные изображения каждой птицы.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в лесу, в ледяном тереме. Есть у меня сад, где растёт волшебное дерево. Каждую зиму прилетают на это дерево дивные птицы. Но этой зимой они не прилетели. Помогите мне вернуть птиц. А как эти птицы называются, вы узнаете, если разгадаете мою загадку:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
На рябине с первым снегом
Он появится опять.
(Снегирь).
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри:
(дети делают поворот туловищем влево, вправо)
В красных майках снегири:
(гладят себя по животу)
Распустили перышки, греются на солнышке (шевелят пальцами кистей рук)
Кыш! Кыш! Полетели.
За метелью, за метелью!
(дети бегают на носочках, взмахивая руками, как крыльями).
Разминка с кисточкой.
Кисточку возьмите вот так: (рука опирается на локоть, кисть
Это трудно? Нет, пустяк. держать тремя пальцами, выше
металлической части).
Вверх - вниз, вправо - лево (выполняют движения).
Гордо словно королева,
Кисточка прошла тычком,
Застучала «каблучком».
Вы устали? Отдохнём. (сделать несколько тычков на листке без
И опять стучать начнём. краски).
Мы рисуем: раз, раз,
Все получится у нас!
Песня «Хоровод».
Белые, белые в декабре, в декабре,
Ёлочки, ёлочки во дворе, во дворе,
Кружится, кружится и поёт, и поёт,
Праздничный, праздничный, хоровод, хоровод.
Скользкие, скользкие, в декабре, в декабре,
Горочки, горочки во дворе, во дворе
Кружится, кружится и поёт, и поёт
Праздничный, праздничный, хоровод, хоровод.
Звонкие, звонкие в декабре, в декабре
Песенки, песенки во дворе, во дворе,
Кружится, кружится и поёт, и поёт,
Праздничный, праздничный, хоровод, хоровод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству (рисованию) во второй младшей и подготовительнойгруппах, с использованием нетрадиционных техник рисования).
Конспекты содержат подробное описание проведения занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования ( рисование пальчиками и морской солью, описаны предварительная работа, мат...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО РИСОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «ВАЗА С ВЕТКАМИ
Занятие по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования...
Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству (рисованию) в младшей группе «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» с использованием нетрадиционных техники рисования ватными палочками
Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству (рисованию) в младшей группе«Дождик, чаще, кап-кап-кап!»с использованием нетрадиционных техники рисования ват...
Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству (рисованию) в младшей группе «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» с использованием нетрадиционных техники рисования ватными палочками
Непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству (рисованию) в младшей группе«Дождик, чаще, кап-кап-кап!»с использованием нетрадиционных техники рисования ват...
Методическая разработка для родителей и педагогов по познавательному и художественному творчеству (рисование) «Создание галереи творчества».
Методическая разработка для родителей и педагогов по познавательному и художественному творчеству (рисование) «Создание галереи творче...
Комплексное занятие для подготовительной группы по изобразительному искусству Тема: «Дивная Хохлома» (декоративное рисование в технике граттаж).
Тема "Дивная Хохлома"...
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»
На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...