Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Колесникова Е В

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь творческой деятельности. Одним из направлений арт-терапии является лепка. Арт-лепка из пластилина - хорошая возможность развивать у ребенка творческие способности и логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений          эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников

Рассматривая методы работы с детьми,  арт-терапия является одним из самых действенных способов. 

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь творческой деятельности. Одним из направлений арт-терапии является лепка. Арт-лепка из пластилина - хорошая возможность развивать у ребенка творческие способности и логическое мышление.
Формирование основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие происходит в дошкольном возрасте. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Особенно актуально встает вопрос коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОВЗ.

У детей, страдающих нарушениями интеллектуальными, либо двигательными существенно изменена эмоционально-волевая сфера, и это требует поисков специальной системы для ее стимулирования.

«Несформированность эмоциональной сферы детей с отклонениями в развитии проявляется на разных уровнях:

 поведенческом – в виде негативного самопредъявления, нарушений умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;

 социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, дезадаптации;

коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника; инлеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора, а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.»

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.

Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т. е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения, в том числе и нарушения эмоционально-волевой сферы.

     В наш центр развития ребенка детский сад, поступают дети по направлению городской ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии, имеющие основную патологию нарушения интеллекта, нарушение поведения эмоционально-волевой сферы.

Возраст 3-4 года

Возрастная группа вторая младшая

Высокий уровень эмоциональных нарушений у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Основной запрос от родителей (законных представителей) поступает по следующим проблемам:

- нарушение социальной адаптации

- трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

- агрессивность

- гиперактивность

- заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи

- нарушения в развитии личностной сферы

- нарушение детско-родительских отношений

- невротические реакции и неврозоподобное поведение.

В связи с тем, что у большинства детей имеются серьезные нарушения речи (у многих речь отсутствует, познавательных процессов, расстройства аутистического спектра встал вопрос подбора адекватного метода коррекции нарушений у данной категории детей.

Ранее я использовала для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы метод пластиллинотерапии,  он эффективен при невротических расстройствах, психопатиях и прочих психических нарушениях. Ребята на себе смогли испытать теплоту и мягкость этого материала. Дети с удовольствием лепили. Поэтому я решила составить программу коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в основу которой положен метод пластиллинотерапии.

1. Метод пластилинотерапии как метод коррекции

нарушений эмоционально-волевой сферы

«Пластилинотерапия – эффективный способ коррекции, имеющий в своей основе работу с пластилином.»

Пластилинотерапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники пластиллинотерапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. «Пластилинотерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах,  способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи.»

Лепка  способствует устранению и уменьшению нервно-психических расстройств, восстановлению и развитию нарушенных функций, приобретению навыков, формированию способностей. Работа с пластилином способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа, повышает самооценку. Пластилин помогает «выплеснуть»            негативную энергию безопасным способом и преобразовать её в позитивную. Гармонизирует эмоциональное состояние ребенка.

Именно этот вид творческой деятельности позволяет педагогу наблюдать за ребёнком, помогает понять его душевное состояние и, нередко, оказать помощь. В процессе лепки дети выражают свои чувства, мысли, восприятие окружающего мира. Я давно обратила внимание, что детские работы похожи на них самих внешне и очень ярко передают их настроение, неосознанно ребенок отражает в своей работе или в своих действиях свой внутренний мир.

Я работаю с детьми дошкольного возраста. Способность пластилина  вызывать при работе с ним определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с пластилином могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования  пластилина.

В процессе манипуляций с пластилином идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика–движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное и влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. В процессе лепки синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа двух полушарий.

Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Занятия с пластилином способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, так как последние получают определенную физическую нагрузку за счет использования приемов лепки:

-отщипывание,

-раскатывание,

- сплющивание,

- вдавливание,

-оттягивание,

-прищипывание,

-примазывание,

-прижатие,

-сглаживание,

-налепы,

-процарапывание.

         В процессе творческой работы, при создании индивидуальных и коллективных работ, во время бесед, подготовки к выставкам дети стали более общительными, доброжелательными, внимательными друг к другу. В результате повысилась самооценка у детей, изменились взаимоотношения в группе сверстников.

К концу года результаты работы оправдали ожидания:

- у детей отмечаются хорошие технические навыки в работе с пластилином;

- появился интерес к творческой работе;

- развивается умение добиваться конечного результата;

- через мелкую моторику рук происходит активное стимулирование речевых центров, развивается связная речь, пополняется словарный запас;

- расширяется кругозор, формируются элементы эстетического отношения к окружающему миру через самовыражение в художественном творчестве;

- отмечается положительная динамика в эмоциональном благополучии, повышается самооценка детей:

Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.

Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка  пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников

Рассматривая методы работы с детьми,  арт-терапия является одним из самых действенных способов. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в перву...

Картотека игр с элементами театрализации на развитие эмоциональной сферы у младших дошкольников.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста. Для развития эмоциональной сферы необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет полноценно пр...

Деловая игра Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах использования метода сказкотерапии Задачи: 1. Развитие творческих способностей, навыков моделирования. 2. Формирование умения ра...

Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки». (Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений у дошкольников).

Актуальность«Пластилинотерапия – эффективный способ коррекции, имеющий в своей основе работу с пластилином.»Пластилинотерапия представляет собой метод коррекции и развития посредство...

Методы коррекции эмоционально-личностной сферы у дошкольников

Среди нарушений эмоционального развития в детском  возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения. На уровне э...

Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников.

Игры имеют наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми, малыши приучаются действовать согласованно, учатся  уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. Они осваив...

Рабочая программа педагога - психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) «Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников»

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка д...