Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки». (Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений у дошкольников).
методическая разработка (младшая группа)

Байбикова Шамиля Рифатовна

Актуальность

«Пластилинотерапия – эффективный способ коррекции, имеющий в своей основе работу с пластилином.»

Пластилинотерапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники пластиллинотерапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. «Пластилинотерапияресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи.»

Лепка способствует устранению и уменьшению нервно-психических расстройств, восстановлению и развитию нарушенных функций, приобретению навыков, формированию способностей. Работа с пластилином способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа, повышает самооценку. Пластилин помогает «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать её в позитивную. Гармонизирует эмоциональное состояние ребенка.

Дети, которые рассержены, при работе с пластилином могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования пластилина.

В процессе манипуляций с пластилином идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика–движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное и влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. В процессе лепки синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа двух полушарий.

Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Занятия с пластилином способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев,так как последние получают определенную физическую нагрузку за счет использования приемов лепки:

-отщипывание,

-раскатывание,

- сплющивание,

- вдавливание,

-оттягивание,

-прищипывание,

-примазывание,

-прижатие,

-сглаживание,

-налепы,

-процарапывание.

 

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую дидактическую игру «Пластилиновые заплатки».

Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки»

Цель: Развитие внимание и логического мышления у детей.

Задачи:

- учить детей подбирать соответствующие "заплатки" по цвету и размеру;

- развивать логическое мышление;

- внимание;

- мелкую моторику;

- снятие напряжения, усталости, гармонизация эмоционального состояния.

Необходимый материал: пластилин - так называемая «заплатка», цветная картинка с заплатками.

Данная игра рекомендована детям в возрасте 2-4 лет.

Ход игры (индивидуальная или групповая работа):

Игра

Задача

Содержание игры

Вводное слово психолога

Настрой на работу

Сегодня мы с Вами (тобой) будем творить волшебство,  делать заплатки для наших предметов.

Основная часть

Снятие напряжения, усталости. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику.

Вместе посчитать количество заплаток (дети повторяют) на предмете(картинке) соответствующих цветов. Берем кусок пластилина необходимого цвета делим на несколько частей путем отщипывания небольших кусочков.

 

Скатываем каждый шарик по очереди, двумя руками (об стол нельзя). Слово психолога:

 «Вы чувствуете необычные ощущения в руках. Вот это и есть волшебство. А теперь нашими волшебными руками и пальчиками давайте нашими заплатками починим предметы».

 

Раскатываем поочередно в правой и левой руке кусочки пластилина, делаем шарики.

Шарики раскладываем на заплатки по цветам на картинке и прижимаем заплатку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka_plastilinoterapiya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №76» Ленинского района г.Саратова

410507, Россия, Саратовская обл., город Саратов, п.Жасминный, ул.Строителей, д.12А.

Е-mail: mdou-76@live.ru,  8(8452) 38-84-87

Методическая разработка педагога-психолога

Байбиковой Шамили Рифатовны

Дидактическая игра

«Пластилиновые заплатки».

(Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений у дошкольников).

Саратов, 2022г.

Актуальность

«Пластилинотерапия – эффективный способ коррекции, имеющий в своей основе работу с пластилином.»

Пластилинотерапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники пластиллинотерапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. «Пластилинотерапияресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи.»

Лепка способствует устранению и уменьшению нервно-психических расстройств, восстановлению и развитию нарушенных функций, приобретению навыков, формированию способностей. Работа с пластилином способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа, повышает самооценку. Пластилин помогает «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать её в позитивную. Гармонизирует эмоциональное состояние ребенка.

Дети, которые рассержены, при работе с пластилином могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования пластилина.

В процессе манипуляций с пластилином идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика–движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное и влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. В процессе лепки синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа двух полушарий.

Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Занятия с пластилином способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев,так как последние получают определенную физическую нагрузку за счет использования приемов лепки:

-отщипывание,

-раскатывание,

- сплющивание,

- вдавливание,

-оттягивание,

-прищипывание,

-примазывание,

-прижатие,

-сглаживание,

-налепы,

-процарапывание.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую дидактическую игру «Пластилиновые заплатки».

Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки»

Цель: Развитие внимание и логического мышления у детей.

Задачи:

- учить детей подбирать соответствующие "заплатки" по цвету и размеру;

- развивать логическое мышление;

- внимание;

- мелкую моторику;

- снятие напряжения, усталости, гармонизация эмоционального состояния.

Необходимый материал: пластилин - так называемая «заплатка», цветная картинка с заплатками.

Данная игра рекомендована детям в возрасте 2-4 лет.

Ход игры (индивидуальная или групповая работа):

Игра

Задача

Содержание игры

Вводное слово психолога

Настрой на работу

Сегодня мы с Вами (тобой) будем творить волшебство,  делать заплатки для наших предметов.

Основная часть

Снятие напряжения, усталости. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику.

Вместе посчитать количество заплаток (дети повторяют) на предмете(картинке) соответствующих цветов. Берем кусок пластилина необходимого цвета делим на несколько частей путем отщипывания небольших кусочков.

Скатываем каждый шарик по очереди, двумя руками (об стол нельзя). Слово психолога:

 «Вы чувствуете необычные ощущения в руках. Вот это и есть волшебство. А теперь нашими волшебными руками и пальчиками давайте нашими заплатками починим предметы».

Раскатываем поочередно в правой и левой руке кусочки пластилина, делаем шарики.

Шарики раскладываем на заплатки по цветам на картинке и прижимаем заплатку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников

Рассматривая методы работы с детьми,  арт-терапия является одним из самых действенных способов. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в перву...

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь творческой деятельности. Одним из направлений арт-терапии является лепка. Арт-лепка из пластилина - х...

Дидактическая игра "Пластилиновые заплатки"

Дидактическая игра "Пластилиновые заплатки" для детей раннего возраста....

Дидактическая игра "Пластилиновые заплатки".

Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки» представлена как игровой метод обучения дошкольников, так и самостоятельная игровая деятельность...

Дидактическая игра "Пластилиновые заплатки"

Дидактическая играна развитие мелкой моторики рук«Пластилиновые заплатки»Возрастная группа: вторая ранняя...

Дидактическая игра " Пластилиновые заплатки"

Целью данной игры является развитие мелкой моторики детей, закрепление цветов, умению подбирать цвет пластилина к соответствующей картинке, а также для развития усидчивости и умению доводить начатую д...

Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки» для сенсорного развития

Продолжаю серию дидактических игр, сделанных своими руками. Своим детям второй младшей группы продолжаю делать дидактические игры, на этот раз это пластилиновые заплатки на тему &q...