Рабочая программа педагога - психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) «Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников»
рабочая программа по психологии (старшая, подготовительная группа)

Мария Васильевна Санарова

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с воспитанниками с задержкой психического развития 5-7 лет, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОУ.

         Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ коррекционной направленности, необходимо выделить приоритетным и актуальным направлением работы деятельность по формированию и развитию социально-личностной сферы, эмоций и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_emotsvolsfera_zpr.docx91.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа педагога - психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

«Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников» 

Срок реализации 2 учебных года

Составлена на основе примерной (авторской) программы «Рабочая программа работы с детьми с задержкой психического развития»

Волик И.Г. педагог - психолог

(наименование программы, автор)

Санарова Мария Васильевна

 (Ф.И.О. педагога-психолога, составившего программу)

Г.Минусинск, 2023

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Нормативно-правовое обеспечение
  3. Цель
  4. Задачи
  5. Принципы разработки и реализации программы
  6. Психолого-педагогическая характеристика
  7. Мониторинг
  8. Планируемые результаты освоения программы

II. Содержательный раздел

     2.3. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

     2.4. Учебно-тематический план программына I полугодие

     2.5. Содержаниекоррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР

(1 год обучения)

     2.6.Учебно-тематический план программына II полугодие

     2.5. Содержаниекоррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР

(2 год обучения)

III.Организационный раздел

     3.1. Особенности организации коррекционной работы

     3.2. Основные методы коррекционно-развивающих воздействий

     3.3. Условия, необходимые для развития детей и реализации программы

    3.4. Организация предметно-пространственной среды

   3.5.Программно-методическое обеспечение необходимое для реализации программы

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

        Настоящая рабочая программа  разработана в соответствии с Адаптированной основной  образовательной программой дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ДОУ № 21 «Звездочка» комбинированного вида.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с воспитанниками с задержкой психического развития 5-7 лет, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОУ.

        Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ коррекционной направленности, необходимо выделить приоритетным и актуальным направлением работы деятельность по формированию и развитию социально-личностной сферы, эмоций и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка соответствует положению о рабочей программе.

Нормативно-правовая база

Данная программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа будет реализована в течение двух учебных лет, является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

При планировании работы с детьми с задержкой психического развития, объем программного материала предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников.

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ограниченными возможностями здоровья всех этапов дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, социально – личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.

Задачи:

  1. расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  2. развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
  3. формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
  4. способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (вербальными и невербальными);
  5. снижать психоэмоциональное напряжение.
  6. формировать предпосылки учебного поведения и развивать адаптивные формы поведения;
  7. развивать доступные продуктивные и игровые действия

Принципы разработки и реализации программы

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования Рабочая программа опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность), сложными дефектами (2 и более).
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • единство воспитательных, развивающихи обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • учёт интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, умственная отсталость, (интеллектуальными нарушениями), сложными дефектами (2 и более), спецификой и возможностями образовательных областей;
  • реализация программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей в самостоятельной деятельности детей, в том числе в рамках непосредственно образовательной деятельности с учётом принципа коррекционно-компенсаторной направленности.

Основные психологические принципы формирования Рабочей программы педагога –психолога можно определить следующим образом:

  • Принцип гуманизации - – предполагающая веру в возможности ребёнка.
  • Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
  • Принцип системности- обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития воспитанников с ОВЗ.
  • Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность дошкольников в ходе воспитания и обучения.
  • Принцип безопасности (соответствие возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей).
  • Принцип положительного подкрепления (создание ситуации успеха).
  • Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Индивидуально-типологические особенности детей

с задержкой психического развития

                Дети данной группы характеризуются в большинстве случаев нарушением следующих психических функций:

Внимание:

  1. неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках;
  2. малый объем внимания;
  3. дети не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно рисовать);
  4. наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;
  5. часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.

Восприятие:

  1. темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;
  2. сужен объем восприятия;
  3. наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг, овал);

Память:

  1. недостаточная прочность запоминания; кратковременная память преобладает над  долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение;
  2. хуже развита вербальная, лучше зрительная;
  3. страдает способность к логическому запоминанию, лучше развита механическая память.

Мышление:

  1. недостаточная сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.
  2. особенно страдает словесно-логическое мышление. Ребята не всегда понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, пословицу, поговорку;
  3. не могут без помощи педагога установить причинно-следственные связи.

Речь:

  1. Наблюдаются речевые нарушения: страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Планируемые результаты программы:

Развитие у детей:

  • речевой активности и потребности  в эмоциональном и речевом общении;
  • понимания обращенной  речи, выполнение простых инструкций;
  • навыков общения, умения использовать отдельные слова, выполнять простые инструкции;
  • усидчивости, внимания, интереса к занятиям, умения слушать, реагировать;
  • целостного восприятия предмета (складывание разрезных картинок);
  • мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;
  • графических и конструктивных навыков;
  • адекватной уверенности в своих силах;
  • понимания своей индивидуальности и индивидуальности других людей;
  • умения выражать в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств;
  • умения различать эмоции;
  • умения передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации и распознавать чувства  других людей;
  • устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничество;
  • желания оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.

Мониторинг

С целью эффективной реализации Программы в группе проводится психолого - педагогическая диагностика детей ЗПР раза в год: в сентябре, и мае.

Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту динамики развития детей. Результаты психолого-педагогической диагностики используются исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей.        

Участие ребенка в психологической диагностике происходит только с согласия его родителей (законных представителей).

  1. Содержательный раздел

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

                Индивидуальный образовательный маршрут- это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывался в соответствии с рекомендациями ПМПК в условиях коррекционной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

  1. коррекцию и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  2. развитие навыков социального поведения;
  3. развитие пространственно-временных и социально-бытовых ориентировок;
  4. формирование предпосылок учебного поведения и развития адаптивных форм поведения;
  5.  продуктивное взаимодействие, элементарные коммуникации;
  6. Развитие доступных продуктивных и игровых действий

Методы, используемые в работе:

  • беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
  • игры, упражнения, способствующие развитию эмоционально - личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
  • релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.);

При разработке индивидуального маршрута я опиралась на следующие принципы:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка,
  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
  • принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет «на стороне ребенка».

Предполагаемый результат:

  • коррекцию и развитие коммуникотивной и эмоционально-волевой сферы;
  • развитие навыков социального поведения;
  • развитие пространственно-временных и социально-бытовых ориентировок;
  • формирование предпосылок учебного поведения и развития адаптивных форм поведения;
  • продуктивное взаимодействие, элементарные коммуникации;
  • Развитие доступных продуктивных и игровых действий

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

                I этап – подготовительный (сбор первичной информации, обозначение

проблемы и способы ее решения);

        II этап - комплексная диагностика;

        III этап – разработка ИОМ;

        IV этап – коррекционно - развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с психологом);

        V этап - коррекционно - развивающая работа;

        VI этап – итоговая диагностика (выпускников).

Учебно-тематический план программы

на 1 год обучения

Тема

всего часов

теория

практика

форма занятия

11.

Занятие № 1

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

12.

Занятие № 2

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

23.

Занятие № 3

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальна

/подгрупповая

44.

Занятие № 4

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

35.

Занятие № 5

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

66.

Занятие № 6

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

47.

Занятие № 7

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

58.

Занятие № 8

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

69.

Занятие № 9

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

710.

Занятие № 10

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

811.

Занятие № 11

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

812.

Занятие № 12

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

113.

Занятие № 13

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

814.

Занятие № 14

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

115.

Занятие № 15

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

916.

Занятие № 16

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

Итого:

16 часов

Содержание

коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР (1 год обучения)

Тема: « Я и другие дети»

Цель: Эмоциональное развитие и коррекция поведения.

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание (упражнения и игры)

Занятие № 1

«Мое имя»

- способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;

-учить обращаться друг другу по имени;

-развивать эмпатию и навыки общения;

-развивать внимание, память, зрительное восприятие, образно-логическое мышление.

1.Упражнение

 «Здравствуй  небо голубое…»

2.«Давайте познакомимся» (рукопожатие с Петрушкой)

3. Дерево настроений

4. Ласковое имя

5. Игра-загадка

«Постарайся отгадать»

6. Раскрась имя

Занятие № 2

«Мы разные»

- создавать положительный эмоциональный климат в группе;

- развивать чувства единства;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свои эмоции;

- снятие эмоционального

напряжения;

- развивать умение узнавать отличительные черты друг друга.

1.Упражнени «Здравствуй небо голубое…»

2. Игра «Дружба начинается с улыбки»

3. Подвижная игра «Море волнуется»

4. Игра-упражнение

«Это я. Узнай меня»

5. Игра «Четыре стихии»

6. Рисование портрета на мольберте.

7.Упражнение «Дрозды»

Занятие № 3

 Мое настроение

«Радость»

- знакомство с чувством радость;

- развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

- снятие напряжения мышц лица;

-учить детей изображать

радость с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

1. Упражнение «Зеркало»

2. Игра « Солнечный зайчик»

3. Рассматривание иллюстраций веселых картинок.

4. Игра «Азбука эмоций»

5.Подвижная игра

«Веселый мячик»

6.Собери эмоции (разрезные картинки)

7. Корректурная проба «Найди и раскрась веселого человечка»

Занятие № 4

 Мое настроение

«Злость»

- знакомство с чувством злость;

- развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

- научить детей освобождаться от негативных эмоций;

-учить детей изображать

эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

1. Упражнение «Зеркало»

2. Ежик настроений

3. Рассматривание иллюстраций веселых картинок.

4. Собери эмоции (разрезные картинки)

5. Игра «Азбука эмоций»

6. Подвижная игра с комочками бумаги (освобождаемся от негативных эмоций).

7. Волшебный мешочек (собери свой гнев)

Занятие № 5

 Мое настроение

«Грусть»

- знакомство с чувством грусть;

- развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

-учить детей изображать

эмоциональное состояние с помощью выразительных средств;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

1. Упражнение «Зеркало»

2. Ежик настроений

3. Игра «Театр масок»

4. Игра «Кубик эмоций»

5. Зоопарк эмоций (Лото)

6.Рисунок «ладошки»

7. Упражнение «Солнечный зайчик»

Занятие № 6

 Мое настроение

 «Удивление»

- знакомство с эмоцией удивление;

-учить детей изображать

эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

1. Упражнение «Зеркало»

2. Ежик настроений

3. Игра «Театр масок»

4. Игра «Кубик эмоций»

5. Собери настроение

6. Рисунок «Удивленное солнышко»

Занятие № 7

Мое настроение

(закрепление)

- развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

-учить детей изображать

эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты);

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

1.Упражнение «Солнечный зайчик»

2.Упражнение «Зеркало»

3.Игра «Театр масок»

4.Изобрази эмоцию

 «Кубик эмоций»

5. Зоопарк эмоций (Лото»)

6. Нарисуй свое настроение

Занятие № 8

«Все начинается

с мамы»

- способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме;

- учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме;

- учить понимать эмоциональное состояние на примере мамы.

- развивать внимание, память, зрительное восприятие, образно-логическое мышление.

1. Приветствие

2. Ежик настроений

3.Чтение стихотворения В. Руссо «Моя мама»

4. Д/И « Наша мама»

5. Рисунок «Кораблик для мамы»

6.Чтение стихотворения Я. Аким «Мама»

7. Упражнение «Доброе животное»

Занятие № 9

«Секрет волшебных слов»

-формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова(спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините);

-учить видеть свои недостатки в своем поведении.

1. Приветствие

2. Ежик настроений

3.Игра - «Волшебные слова»

4. Игра-упражнение «Выполни задание»

5.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

6. Упражнение «Дрозды»

Занятие № 10

«Мальчики и девочки»

-учить детей различать мальчиков и девочек по внешности по поведению;

- учить находить характерные черты отличия во внешности;

- развивать навыки общения мальчиков и девочек.

1.Упражнение « Найди отличия»

2. Д/И « Мальчики и девочки»

3. Игра-имитация

« Надуй мяч»

4.Рисование» Дорисуй мальчика, дорисуй девочку»

5. Игра «Фантазеры»

6. Игра «Кубик эмоций»

Занятие № 11

«Мои умные

помощники»

- учить детей понимать и ценить роль наших «помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение в жизни;

- развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

1.Приветствие « Мы сначала будем хлопать…»

2. Ежик настроений

3.Д/И «Цветная черепаха»

4. Чтение стихотворения

« Для чего нужны глаза»

5.Слушание

«звук дождя»

6. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

7.Рисунок «Дождик» на прозрачном мольберте

Занятие № 12

«Говорим руками и телом»

- учить детей воспроизводить выразительные движения и позы;

- учить детей изображать с помощью движений различные предметы;

- развивать творческое воображение;

- снятие напряжения мышц лица.

1.Мимическая гимнастика

2. Ежик настроения

3.Игра «Море волнуется раз»  

4.Рисунок из магнита «Мимика человечка»

5. Упражнение «Ласковый мелок»

6.Игра «Четыре стихии»

Занятие № 13

«Мы поссоримся и помиримся»

- учить понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный подход из конфликтной ситуации;

- учить детей пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно потреблять различные формы извинений;

 - воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

1.Упражнение «Здравствуй  небо голубое…»

2. Ежик настроений

3.Д/И беседа « Умей извиняться»

4.Упражнение

« Просим извинения»

5. Подвижная игра

« Гнездышко»

6.Игра «Веселый мяч»

Занятие № 14

 «Что такое хорошо и что такое плохо»

-формировать представление у детей о хороших  и плохих поступках;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других, видеть положительные и отрицательные качества;

-воспитывать такие  качества, как щедрость, честность, доброта, уступчивость и умение сопереживать и сочувствовать другим людям.

1.Слушай хлопки

2. Рассматривание

иллюстраций по теме.

3.Игра «Украсим наш мячик»

4. Игра «воздушный бал»

5.Игра « Самолет летит по небу»

6. Упражнение

«Если весело живется»

7. Игра «Кубик эмоций»

Занятие № 15

«Мое настроение в детском саду»

- создавать положительный эмоциональный климат в группе;

- развивать навыки общения;

- вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий;

- способствовать профилактике социальной дезадаптации.

1.Упражнение «Здравствуй  небо голубое…»

2. Ежик настроений

3.Игра-имитация «Лесная зарядка»

4.Упражнение «Качели»

5.Игра с красками «Мое настроение в детском саду»

6. Упражнение «Дрозды»

Занятие № 16

Итоговое занятие

«Урок общения»

- Закрепить базовые эмоции (грусть, злость, радость, удивление);

- продолжать учить

детей позитивно взаимодействовать и сотрудничать друг с другом;

- развивать навыки общения;

-расширять поведенческий репертуар и словарный запас детей.

1. Упражнение «Солнечный зайчик»

2. Игра «Учимся договариваться»

3. Игра «Театр масок»

4.Упражнение «Слушай и выполняй»

5. Игра «Кубик эмоций»

6. Рисунок пальчиками  «Доброе дерево» (на прозрачном мольберте)

Учебно-тематический план программы

на 2 год обучения

Тема

всего часов

теория

практика

форма занятия

11.

Занятие № 1

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

12.

Занятие № 2

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

23.

Занятие № 3

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальна

/подгрупповая

44.

Занятие № 4

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

35.

Занятие № 5

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

66.

Занятие № 6

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

47.

Занятие № 7

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

58.

Занятие № 8

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

69.

Занятие № 9

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

710.

Занятие № 10

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

811.

Занятие № 11

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

812.

Занятие № 12

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

113.

Занятие № 13

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

814.

Занятие № 14

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

115.

Занятие № 15

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

916.

Занятие № 16

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

117.

Занятие № 17

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

118.

Занятие № 18

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

119.

Занятие № 19

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

220.

Занятие № 20

2 занятия в неделю по 30 минут

5 минут

25 минут

индивидуальная

/подгрупповая

Итого:

20 часов

Содержание

коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР (2 год обучения)

Тема: «Весело играем - ум развиваем»

Цель: Развитие эмоциональных и познавательных процессов у детей посредством активизации межполушарного взаимодействия головного мозга.

Тема занятия

Задачи

Содержание

(упражнения и игры)

Занятие № 1

«Веселая гусеница»

- снятие эмоционального напряжения;

- формировать групповую сплоченность, доверие детей друг к другу;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1.Упражнение «Приветствие»

2.Упражнение с массажными мячиками

3.Упражнение «Ухо-нос»

4.Упражнение «Веселая гусеница»

5. Рефлексия

Занятие № 2

«Правое - Левое»

- развивать пространственное представление, слуховое, зрительное внимание, функции самоконтроля, произвольности;

- учить определять правую, левую стороны относительно себя.

1.Упражнение «Морщинки»

2.Упражнение «Любопытная Варвара»

3.Упражнение  «Колечко»

4.Упражнение «Зоопарк»

5. Рефлексия

Занятие № 3

«Мое солнце»

- снятие психоэмоционального напряжения, утомляемости;

- учить определять свое эмоциональное состояние;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1.Упражнение «Ладошки любви»

2.Упражнение  «Солнышко»

3.Упражнение «Рисование в воздухе»

4.Упражнение «Зеркальное рисование»

5.Рефлексия «Подари солнышку свое настроение»

Занятие № 4

«Ловкие котята»

- снятие мышечных зажимов;

- формировать понимание своего эмоционального состояния;

- повышать эмоциональный настрой на работу.

1. Упражнение «Зеркало»

2. Дерево настроений

3. Упражнение   «Ухо-нос»

4. Упражнение  «Ловкий котенок»

5. Упражнение «Клубочки для котят»

6. Рефлексия «Кот»

Занятие № 5

«Непослушный шарик»

- развивать функции самоконтроля и произвольности, пространственной ориентации относительно своего тела.

  1. Упражнение «Очки»
  2. Упражнение  «Перекрестная ходьба»
  3. Дыхательное упражнение
  4. Упражнение «Зеркальное рисование»
  5. Рефлексия

Занятие № 6

«Доброе сердце»

- способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревоги;

- формировать понимание своего эмоционального состояния;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1.Упражнение «Дыхание»

2.Упражнение «Лучик»

3.Упражнение «Рисование в воздухе»

  1. Упражнение «Зеркальное рисование»
  2. Рефлексия «Поделись с другом»

Занятие № 7

«Лягушки - квакушки»

- создать комфортный психологический микроклимат в группе;

- способствовать снятию мышечных зажимов;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1.Упражнение «Доброе утро»

2.Упражнение  «Зарядка»

3.Упражнение «Лягушка»

4.Упражнение «Раскрась правильно»

5. Рефлексия

Занятие № 8

«Воробушки»

- развивать мелкую моторику, речь, внимание, умение чувствовать и называть свои ощущения, описывать их.

1.Упражнение «Здравствуй»

2.Упражнение «Голодный воробушек»

3.Упражнение «Ласковые перышки»

4.Упражнение «Зеркальное рисование»

5. Рефлексия

Занятие № 9

«Тучки и дождик»

- продолжать учить осознавать свое эмоциональное состояние;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1.Упражнение «Доброе утро»

2.Упражнение «Дождик

3.Упражнение «Зеркальное рисование»

4. Упражнение «Колечко»

5. Рефлексия

Занятие № 10

«Медвежата и мед»

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- снятие мышечных зажимов;

- формировать понимание своего эмоционального состояния.

1. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

2. Отгадай Загадку

3. Упражнение «Медвежата»

4. Упражнение «Найди и обведи»

5. Рефлексия «Доброе животное»

Занятие № 11

«Добрый щенок»

- формировать понимание своего эмоционального состояния;

- повышать эмоциональный настрой на работу;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1. Упражнение «Добрый щенок»

2. Игра «Щенок и мяч»

3.Упражнение «Найди и раскрась»

  1. Рефлексия «Дышим носом» 

Занятие № 12

«Лошадка»

- развивать двигательную активность;

- повышать эмоциональный настрой на работу;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1.Упражнение «Здравствуй»

2.Упражнение «Довольная лошадка»

3. Зеркальное рисование

4. Упражнение «Конь»

5. Рефлексия

Занятие № 13

«Быстрые кораблики»

- развивать функции самоконтроля, произвольности внимания, межполушарные связи, пространственную ориентацию.

1.Упражнение «Очки»

2.Упражнение  «Перекрестная ходьба»

3.Упражнение «Волна»

4. Упражнение «Зеркальное рисование»

5. Рефлексия.

Занятие № 14

«Маленькие змейки»

- закреплять осознание своего эмоционального состояния;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга;

- развивать мелкую моторику.

1.Упражнение «Доброе утро »

2. Упражнение «Змейки»

3.Упражнение «Зеркальное рисование»

4. Упражнение  «Кулак – ребро - ладонь»

5. Рефлексия

Занятие № 15

«Озорные обезьянки»

- снятие психоэмоционального напряжения, тревоги;

- формировать понимание своего эмоционального состояния;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1.Упражнение «Дыхание»

2. Упражнение  «Обезьянки»

3.Упражнение «Рисование в воздухе»

  1. Упражнение «Зеркальное рисование»
  2. Рефлексия

Занятие № 16

«Улитки - подружки»

- снятие психоэмоционального напряжения, утомляемости;

- продолжать учить определять и описывать свое эмоциональное состояния;

- активизация межполушарных связей.

1.Упражнение «Ладошки любви»

2.Упражнение «Солнышко»

3.Упражнение «Улитка»

  1. Упражнение «Зеркальное рисование»
  2. Рефлексия

Занятие № 17

«Хитрые мышата»

- формировать понимание своего эмоционального состояния;

- развивать концентрацию внимания;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1.Упражнение «Приветствие»

2.Упражнение «Кот на охоте»

3.Упражнение «Хитрые мышата»

4.Упражнение «Зеркальное рисование»

5. Рефлексия «Дышим носом»

Занятие № 18

«Дружные ежата»

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- снятие мышечных зажимов;

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

1.Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»

2. Отгадай Загадку

3. Упражнение «Ежик»

4. Упражнение «Зеркальное рисование»

5. Рефлексия «Доброе животное»

Занятие № 19 «Рыбки»

- снятие мышечных зажимов.

- повышать эмоциональный настрой на работу.

- развивать мелкую моторику

1. Упражнение   «Ухо-нос»

2. Упражнение «Ладушки-оладушки»

3. Упражнение «Зеркальное рисование»

  1. Упражнение «Рыбки» разговаривают»
  2. Рефлексия «Подари рыбке свою улыбку»

Занятие № 20 «Весенние бабочки»

- активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга.

- снятие психомышечного напряжения.

- развивать мелкую моторику.

1.Упражнение «Ухо-нос»

2. Упражнение «Бабочка»

3.Упражнение «Рисование в воздухе»

4. Упражнение «Зеркальное рисование»

5. Рефлексия

Психологическое сопровождение родителей

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности ребенка.

Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

По итогам наблюдения семей было выявлено, что дети в группе воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти сведения учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое  направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в  ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Как показывает практика, иногда родители оказываются некомпетентны в вопросах воспитания и развития ребенка с ОВЗ, и не в состоянии оказать ему своевременную помощь и поддержку.

В связи с этим, на базе ДОУ был создан «Клуб для родителей» для повышения их психолого-педагогической компетентности и формирования адекватной оценки состояния своего ребенка. Так же систематически проводится психопросветительская и консультативная работа.

  1. Организационный раздел

Особенности организации  коррекционной работы.

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя.

Занятия проводятся в свободное от основных занятий время, с учетом режима работы ДОУ.

Занятия с подгруппой детей (количество детей в группе 3-4ребенка) проводятся 25-30 минут 2 раза в неделю (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей). Индивидуальные занятия проводятся по 15-20 минут, также в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Основные методы коррекционно-развивающих воздействий:

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и коррекционным задачам программы. В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, оказывать на разных детей различное воздействие:

В данной программе используются  технологии:

  1. Разноуровневого обучения.

Во всех группах для детей с ОВЗ  воспитанники всегда имеют разный уровень развития, поэтому в работе с такими детьми особенно ценны индивидуальные и подгрупповые формы работы. Опираясь на диагностические данные, развиваются и совершенствуются сохранные функции ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Личностно-ориентированная технология.

Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты ребенка, чувства взаимопонимания, сотрудничества, сопереживания, уверенности в себе, ответственности за свои поступки.

  1. ИКТ (игровые коррекционные технологии)

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении и самореализации дошкольника.

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Систематическое  использование кинезиологических упражнений, артикуляционных гимнастик, пальчиковых гимнастик, релаксаций, дыхательных гимнастик, самомассаж развивают компенсаторные физические и психические возможности ребенка с ОВЗ.

  1. Технологии арттерапии с использованием песка, цвета, красок, сказок, конструирование из бумаги, работа с пластическими материалами.
  2. Интегрированные занятия, в процессе которых у детей обогащается речь и представление об окружающем его мире, они учатся видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияние. Учатся ценить прекрасное, развивается познавательная активность.

Организация предметно-пространственной среды

В соответствии с ФГОС ДО:

Насыщенность среды психологического кабинета соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой коммуникативной сферы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими  игровыми и дидактическими материалами (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предусматривает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в психологическом кабинете различных пространств (центров) (для непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы, игры, конструирования), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового и дидактических материалов, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Программно-методическое обеспечение необходимое

для реализации программы

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:

- библиотека: учебно-методические материалы для специалистов, необходимые для реализации комплекса программы;

- доступ к сети Интернет;

- сайт образовательного учреждения.

Диагностический инструментарий

Название методики

Автор

1

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей М., Владос, 2005

С.Д. Забрамная,

О.В. Боровиков

2

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Просвещения, 2014

   А.Е. Стребелева

3

Диагностический набор для обследования детей раннего и дошкольного возраста М., Просвещения, 2014

А.Е. Стребелева

4

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, В., 2011

Е.В. Доценко

5

Тесты для подготовки к школе, М., Айрис-Пресс., 2008

А.С. Герасимова

6

Почтовый ящик (деревянная коробка с формами)

   А.Е. Стребелева

7

Доска Сегена.  Вкладыши

   А.Е. Стребелева

8

Счетные палочки (деревянные)

   А.Е. Стребелева

9

Пирамидка 3-х, 4-х составная

   А.Е. Стребелева

Литература

  1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 3-4 лет: Пособие для практических работников детских садов. ПазухинаИ.А., СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  2. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Катаева А.А., Стребелева Е.А., М., 2001.
  3. Изучаем, обучая,  Забрамная С.Д., Исаева Т.Н., Т.Ц. Сфера,2007.
  4. Как помочь «особому» ребенку, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич,  СПб., 2000.
  5. Психогимнастика. Чистякова О.А., М.: Просвещение, 1990.
  6. Психосоматическая гимнастика, Нестерюк Т.В., М., 2007.
  7. Психология детей с задержкой психического развития, Защиринская О.В. СПб., 2004.
  8. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста., С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, СПб: Детство-Пресс, 2011.
  9. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, Т.П.Высокова, В., 2016.
  10. Управляем эмоциями, учебное пособие для письменных и творческих работ, И.А.Девина, И.В. Маштакова,  М., 2000.
  11. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Стребелева Е.А., М., 2001.
  12. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Т.В.Бойко, В.,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа определяет содержание образовательной деятельности учителя дефектолога  по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию....

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития на 2019-2020 учебный год

Программа учителя-дефектолога расчитанная для детей с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности...

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации образовательной программы до...