Рабочая программа педагога - психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) «Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников»
рабочая программа по психологии (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с воспитанниками с задержкой психического развития 5-7 лет, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОУ.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ коррекционной направленности, необходимо выделить приоритетным и актуальным направлением работы деятельность по формированию и развитию социально-личностной сферы, эмоций и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_emotsvolsfera_zpr.docx | 91.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога - психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)
«Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников»
Срок реализации 2 учебных года
Составлена на основе примерной (авторской) программы «Рабочая программа работы с детьми с задержкой психического развития»
Волик И.Г. педагог - психолог
(наименование программы, автор)
Санарова Мария Васильевна
(Ф.И.О. педагога-психолога, составившего программу)
Г.Минусинск, 2023
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовое обеспечение
- Цель
- Задачи
- Принципы разработки и реализации программы
- Психолого-педагогическая характеристика
- Мониторинг
- Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.3. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
2.4. Учебно-тематический план программына I полугодие
2.5. Содержаниекоррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР
(1 год обучения)
2.6.Учебно-тематический план программына II полугодие
2.5. Содержаниекоррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР
(2 год обучения)
III.Организационный раздел
3.1. Особенности организации коррекционной работы
3.2. Основные методы коррекционно-развивающих воздействий
3.3. Условия, необходимые для развития детей и реализации программы
3.4. Организация предметно-пространственной среды
3.5.Программно-методическое обеспечение необходимое для реализации программы
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ДОУ № 21 «Звездочка» комбинированного вида.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с воспитанниками с задержкой психического развития 5-7 лет, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОУ.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ коррекционной направленности, необходимо выделить приоритетным и актуальным направлением работы деятельность по формированию и развитию социально-личностной сферы, эмоций и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка соответствует положению о рабочей программе.
Нормативно-правовая база
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа будет реализована в течение двух учебных лет, является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
При планировании работы с детьми с задержкой психического развития, объем программного материала предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников.
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ограниченными возможностями здоровья всех этапов дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, социально – личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.
Задачи:
- расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
- развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
- формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (вербальными и невербальными);
- снижать психоэмоциональное напряжение.
- формировать предпосылки учебного поведения и развивать адаптивные формы поведения;
- развивать доступные продуктивные и игровые действия
Принципы разработки и реализации программы
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования Рабочая программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность), сложными дефектами (2 и более).
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- единство воспитательных, развивающихи обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- учёт интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, умственная отсталость, (интеллектуальными нарушениями), сложными дефектами (2 и более), спецификой и возможностями образовательных областей;
- реализация программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей в самостоятельной деятельности детей, в том числе в рамках непосредственно образовательной деятельности с учётом принципа коррекционно-компенсаторной направленности.
Основные психологические принципы формирования Рабочей программы педагога –психолога можно определить следующим образом:
- Принцип гуманизации - – предполагающая веру в возможности ребёнка.
- Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
- Принцип системности- обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития воспитанников с ОВЗ.
- Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность дошкольников в ходе воспитания и обучения.
- Принцип безопасности (соответствие возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей).
- Принцип положительного подкрепления (создание ситуации успеха).
- Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
- Принцип уважительного отношения друг к другу.
Индивидуально-типологические особенности детей
с задержкой психического развития
Дети данной группы характеризуются в большинстве случаев нарушением следующих психических функций:
Внимание:
- неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках;
- малый объем внимания;
- дети не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно рисовать);
- наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;
- часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.
Восприятие:
- темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;
- сужен объем восприятия;
- наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг, овал);
Память:
- недостаточная прочность запоминания; кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение;
- хуже развита вербальная, лучше зрительная;
- страдает способность к логическому запоминанию, лучше развита механическая память.
Мышление:
- недостаточная сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.
- особенно страдает словесно-логическое мышление. Ребята не всегда понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, пословицу, поговорку;
- не могут без помощи педагога установить причинно-следственные связи.
Речь:
- Наблюдаются речевые нарушения: страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.
Планируемые результаты программы:
Развитие у детей:
- речевой активности и потребности в эмоциональном и речевом общении;
- понимания обращенной речи, выполнение простых инструкций;
- навыков общения, умения использовать отдельные слова, выполнять простые инструкции;
- усидчивости, внимания, интереса к занятиям, умения слушать, реагировать;
- целостного восприятия предмета (складывание разрезных картинок);
- мелкой моторики, зрительно-двигательной координации;
- графических и конструктивных навыков;
- адекватной уверенности в своих силах;
- понимания своей индивидуальности и индивидуальности других людей;
- умения выражать в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств;
- умения различать эмоции;
- умения передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации и распознавать чувства других людей;
- устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничество;
- желания оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
- социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.
Мониторинг
С целью эффективной реализации Программы в группе проводится психолого - педагогическая диагностика детей ЗПР раза в год: в сентябре, и мае.
Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту динамики развития детей. Результаты психолого-педагогической диагностики используются исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей.
Участие ребенка в психологической диагностике происходит только с согласия его родителей (законных представителей).
- Содержательный раздел
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут- это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывался в соответствии с рекомендациями ПМПК в условиях коррекционной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
- коррекцию и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
- развитие навыков социального поведения;
- развитие пространственно-временных и социально-бытовых ориентировок;
- формирование предпосылок учебного поведения и развития адаптивных форм поведения;
- продуктивное взаимодействие, элементарные коммуникации;
- Развитие доступных продуктивных и игровых действий
Методы, используемые в работе:
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
- игры, упражнения, способствующие развитию эмоционально - личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.);
При разработке индивидуального маршрута я опиралась на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет «на стороне ребенка».
Предполагаемый результат:
- коррекцию и развитие коммуникотивной и эмоционально-волевой сферы;
- развитие навыков социального поведения;
- развитие пространственно-временных и социально-бытовых ориентировок;
- формирование предпосылок учебного поведения и развития адаптивных форм поведения;
- продуктивное взаимодействие, элементарные коммуникации;
- Развитие доступных продуктивных и игровых действий
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
I этап – подготовительный (сбор первичной информации, обозначение
проблемы и способы ее решения);
II этап - комплексная диагностика;
III этап – разработка ИОМ;
IV этап – коррекционно - развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с психологом);
V этап - коррекционно - развивающая работа;
VI этап – итоговая диагностика (выпускников).
Учебно-тематический план программы
на 1 год обучения
№ | Тема | всего часов | теория | практика | форма занятия |
11. | Занятие № 1 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
12. | Занятие № 2 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
23. | Занятие № 3 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальна /подгрупповая |
44. | Занятие № 4 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
35. | Занятие № 5 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
66. | Занятие № 6 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
47. | Занятие № 7 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
58. | Занятие № 8 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
69. | Занятие № 9 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
710. | Занятие № 10 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
811. | Занятие № 11 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
812. | Занятие № 12 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
113. | Занятие № 13 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
814. | Занятие № 14 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
115. | Занятие № 15 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
916. | Занятие № 16 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
Итого: | 16 часов |
Содержание
коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР (1 год обучения)
Тема: « Я и другие дети»
Цель: Эмоциональное развитие и коррекция поведения.
Тема занятия | Цели и задачи | Содержание (упражнения и игры) |
Занятие № 1 «Мое имя» | - способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; -учить обращаться друг другу по имени; -развивать эмпатию и навыки общения; -развивать внимание, память, зрительное восприятие, образно-логическое мышление. | 1.Упражнение «Здравствуй небо голубое…» 2.«Давайте познакомимся» (рукопожатие с Петрушкой) 3. Дерево настроений 4. Ласковое имя 5. Игра-загадка «Постарайся отгадать» 6. Раскрась имя |
Занятие № 2 «Мы разные» | - создавать положительный эмоциональный климат в группе; - развивать чувства единства; - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свои эмоции; - снятие эмоционального напряжения; - развивать умение узнавать отличительные черты друг друга. | 1.Упражнени «Здравствуй небо голубое…» 2. Игра «Дружба начинается с улыбки» 3. Подвижная игра «Море волнуется» 4. Игра-упражнение «Это я. Узнай меня» 5. Игра «Четыре стихии» 6. Рисование портрета на мольберте. 7.Упражнение «Дрозды» |
Занятие № 3 Мое настроение «Радость» | - знакомство с чувством радость; - развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние; - снятие напряжения мышц лица; -учить детей изображать радость с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. | 1. Упражнение «Зеркало» 2. Игра « Солнечный зайчик» 3. Рассматривание иллюстраций веселых картинок. 4. Игра «Азбука эмоций» 5.Подвижная игра «Веселый мячик» 6.Собери эмоции (разрезные картинки) 7. Корректурная проба «Найди и раскрась веселого человечка» |
Занятие № 4 Мое настроение «Злость» | - знакомство с чувством злость; - развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние; - научить детей освобождаться от негативных эмоций; -учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. | 1. Упражнение «Зеркало» 2. Ежик настроений 3. Рассматривание иллюстраций веселых картинок. 4. Собери эмоции (разрезные картинки) 5. Игра «Азбука эмоций» 6. Подвижная игра с комочками бумаги (освобождаемся от негативных эмоций). 7. Волшебный мешочек (собери свой гнев) |
Занятие № 5 Мое настроение «Грусть» | - знакомство с чувством грусть; - развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние; -учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств; - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. | 1. Упражнение «Зеркало» 2. Ежик настроений 3. Игра «Театр масок» 4. Игра «Кубик эмоций» 5. Зоопарк эмоций (Лото) 6.Рисунок «ладошки» 7. Упражнение «Солнечный зайчик» |
Занятие № 6 Мое настроение «Удивление» | - знакомство с эмоцией удивление; -учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. | 1. Упражнение «Зеркало» 2. Ежик настроений 3. Игра «Театр масок» 4. Игра «Кубик эмоций» 5. Собери настроение 6. Рисунок «Удивленное солнышко» |
Занятие № 7 Мое настроение (закрепление) | - развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние; -учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты); - развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. | 1.Упражнение «Солнечный зайчик» 2.Упражнение «Зеркало» 3.Игра «Театр масок» 4.Изобрази эмоцию «Кубик эмоций» 5. Зоопарк эмоций (Лото») 6. Нарисуй свое настроение |
Занятие № 8 «Все начинается с мамы» | - способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме; - учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме; - учить понимать эмоциональное состояние на примере мамы. - развивать внимание, память, зрительное восприятие, образно-логическое мышление. | 1. Приветствие 2. Ежик настроений 3.Чтение стихотворения В. Руссо «Моя мама» 4. Д/И « Наша мама» 5. Рисунок «Кораблик для мамы» 6.Чтение стихотворения Я. Аким «Мама» 7. Упражнение «Доброе животное» |
Занятие № 9 «Секрет волшебных слов» | -формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова(спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините); -учить видеть свои недостатки в своем поведении. | 1. Приветствие 2. Ежик настроений 3.Игра - «Волшебные слова» 4. Игра-упражнение «Выполни задание» 5.Упражнение «Дружба начинается с улыбки» 6. Упражнение «Дрозды» |
Занятие № 10 «Мальчики и девочки» | -учить детей различать мальчиков и девочек по внешности по поведению; - учить находить характерные черты отличия во внешности; - развивать навыки общения мальчиков и девочек. | 1.Упражнение « Найди отличия» 2. Д/И « Мальчики и девочки» 3. Игра-имитация « Надуй мяч» 4.Рисование» Дорисуй мальчика, дорисуй девочку» 5. Игра «Фантазеры» 6. Игра «Кубик эмоций» |
Занятие № 11 «Мои умные помощники» | - учить детей понимать и ценить роль наших «помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение в жизни; - развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. | 1.Приветствие « Мы сначала будем хлопать…» 2. Ежик настроений 3.Д/И «Цветная черепаха» 4. Чтение стихотворения « Для чего нужны глаза» 5.Слушание «звук дождя» 6. Пальчиковая гимнастика «Дождик» 7.Рисунок «Дождик» на прозрачном мольберте |
Занятие № 12 «Говорим руками и телом» | - учить детей воспроизводить выразительные движения и позы; - учить детей изображать с помощью движений различные предметы; - развивать творческое воображение; - снятие напряжения мышц лица. | 1.Мимическая гимнастика 2. Ежик настроения 3.Игра «Море волнуется раз» 4.Рисунок из магнита «Мимика человечка» 5. Упражнение «Ласковый мелок» 6.Игра «Четыре стихии» |
Занятие № 13 «Мы поссоримся и помиримся» | - учить понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный подход из конфликтной ситуации; - учить детей пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно потреблять различные формы извинений; - воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения. | 1.Упражнение «Здравствуй небо голубое…» 2. Ежик настроений 3.Д/И беседа « Умей извиняться» 4.Упражнение « Просим извинения» 5. Подвижная игра « Гнездышко» 6.Игра «Веселый мяч» |
Занятие № 14 «Что такое хорошо и что такое плохо» | -формировать представление у детей о хороших и плохих поступках; - учить оценивать собственное поведение и поведение других, видеть положительные и отрицательные качества; -воспитывать такие качества, как щедрость, честность, доброта, уступчивость и умение сопереживать и сочувствовать другим людям. | 1.Слушай хлопки 2. Рассматривание иллюстраций по теме. 3.Игра «Украсим наш мячик» 4. Игра «воздушный бал» 5.Игра « Самолет летит по небу» 6. Упражнение «Если весело живется» 7. Игра «Кубик эмоций» |
Занятие № 15 «Мое настроение в детском саду» | - создавать положительный эмоциональный климат в группе; - развивать навыки общения; - вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий; - способствовать профилактике социальной дезадаптации. | 1.Упражнение «Здравствуй небо голубое…» 2. Ежик настроений 3.Игра-имитация «Лесная зарядка» 4.Упражнение «Качели» 5.Игра с красками «Мое настроение в детском саду» 6. Упражнение «Дрозды» |
Занятие № 16 Итоговое занятие «Урок общения» | - Закрепить базовые эмоции (грусть, злость, радость, удивление); - продолжать учить детей позитивно взаимодействовать и сотрудничать друг с другом; - развивать навыки общения; -расширять поведенческий репертуар и словарный запас детей. | 1. Упражнение «Солнечный зайчик» 2. Игра «Учимся договариваться» 3. Игра «Театр масок» 4.Упражнение «Слушай и выполняй» 5. Игра «Кубик эмоций» 6. Рисунок пальчиками «Доброе дерево» (на прозрачном мольберте) |
Учебно-тематический план программы
на 2 год обучения
№ | Тема | всего часов | теория | практика | форма занятия |
11. | Занятие № 1 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
12. | Занятие № 2 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
23. | Занятие № 3 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальна /подгрупповая |
44. | Занятие № 4 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
35. | Занятие № 5 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
66. | Занятие № 6 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
47. | Занятие № 7 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
58. | Занятие № 8 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
69. | Занятие № 9 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
710. | Занятие № 10 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
811. | Занятие № 11 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
812. | Занятие № 12 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
113. | Занятие № 13 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
814. | Занятие № 14 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
115. | Занятие № 15 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
916. | Занятие № 16 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
117. | Занятие № 17 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
118. | Занятие № 18 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
119. | Занятие № 19 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
220. | Занятие № 20 | 2 занятия в неделю по 30 минут | 5 минут | 25 минут | индивидуальная /подгрупповая |
Итого: | 20 часов |
Содержание
коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР (2 год обучения)
Тема: «Весело играем - ум развиваем»
Цель: Развитие эмоциональных и познавательных процессов у детей посредством активизации межполушарного взаимодействия головного мозга.
Тема занятия | Задачи | Содержание (упражнения и игры) |
Занятие № 1 «Веселая гусеница» | - снятие эмоционального напряжения; - формировать групповую сплоченность, доверие детей друг к другу; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1.Упражнение «Приветствие» 2.Упражнение с массажными мячиками 3.Упражнение «Ухо-нос» 4.Упражнение «Веселая гусеница» 5. Рефлексия |
Занятие № 2 «Правое - Левое» | - развивать пространственное представление, слуховое, зрительное внимание, функции самоконтроля, произвольности; - учить определять правую, левую стороны относительно себя. | 1.Упражнение «Морщинки» 2.Упражнение «Любопытная Варвара» 3.Упражнение «Колечко» 4.Упражнение «Зоопарк» 5. Рефлексия |
Занятие № 3 «Мое солнце» | - снятие психоэмоционального напряжения, утомляемости; - учить определять свое эмоциональное состояние; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1.Упражнение «Ладошки любви» 2.Упражнение «Солнышко» 3.Упражнение «Рисование в воздухе» 4.Упражнение «Зеркальное рисование» 5.Рефлексия «Подари солнышку свое настроение» |
Занятие № 4 «Ловкие котята» | - снятие мышечных зажимов; - формировать понимание своего эмоционального состояния; - повышать эмоциональный настрой на работу. | 1. Упражнение «Зеркало» 2. Дерево настроений 3. Упражнение «Ухо-нос» 4. Упражнение «Ловкий котенок» 5. Упражнение «Клубочки для котят» 6. Рефлексия «Кот» |
Занятие № 5 «Непослушный шарик» | - развивать функции самоконтроля и произвольности, пространственной ориентации относительно своего тела. |
|
Занятие № 6 «Доброе сердце» | - способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревоги; - формировать понимание своего эмоционального состояния; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1.Упражнение «Дыхание» 2.Упражнение «Лучик» 3.Упражнение «Рисование в воздухе»
|
Занятие № 7 «Лягушки - квакушки» | - создать комфортный психологический микроклимат в группе; - способствовать снятию мышечных зажимов; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1.Упражнение «Доброе утро» 2.Упражнение «Зарядка» 3.Упражнение «Лягушка» 4.Упражнение «Раскрась правильно» 5. Рефлексия |
Занятие № 8 «Воробушки» | - развивать мелкую моторику, речь, внимание, умение чувствовать и называть свои ощущения, описывать их. | 1.Упражнение «Здравствуй» 2.Упражнение «Голодный воробушек» 3.Упражнение «Ласковые перышки» 4.Упражнение «Зеркальное рисование» 5. Рефлексия |
Занятие № 9 «Тучки и дождик» | - продолжать учить осознавать свое эмоциональное состояние; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1.Упражнение «Доброе утро» 2.Упражнение «Дождик 3.Упражнение «Зеркальное рисование» 4. Упражнение «Колечко» 5. Рефлексия |
Занятие № 10 «Медвежата и мед» | - развивать слуховое и зрительное внимание; - снятие мышечных зажимов; - формировать понимание своего эмоционального состояния. | 1. Упражнение «Тряпичная кукла и солдат» 2. Отгадай Загадку 3. Упражнение «Медвежата» 4. Упражнение «Найди и обведи» 5. Рефлексия «Доброе животное» |
Занятие № 11 «Добрый щенок» | - формировать понимание своего эмоционального состояния; - повышать эмоциональный настрой на работу; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1. Упражнение «Добрый щенок» 2. Игра «Щенок и мяч» 3.Упражнение «Найди и раскрась»
|
Занятие № 12 «Лошадка» | - развивать двигательную активность; - повышать эмоциональный настрой на работу; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1.Упражнение «Здравствуй» 2.Упражнение «Довольная лошадка» 3. Зеркальное рисование 4. Упражнение «Конь» 5. Рефлексия |
Занятие № 13 «Быстрые кораблики» | - развивать функции самоконтроля, произвольности внимания, межполушарные связи, пространственную ориентацию. | 1.Упражнение «Очки» 2.Упражнение «Перекрестная ходьба» 3.Упражнение «Волна» 4. Упражнение «Зеркальное рисование» 5. Рефлексия. |
Занятие № 14 «Маленькие змейки» | - закреплять осознание своего эмоционального состояния; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга; - развивать мелкую моторику. | 1.Упражнение «Доброе утро » 2. Упражнение «Змейки» 3.Упражнение «Зеркальное рисование» 4. Упражнение «Кулак – ребро - ладонь» 5. Рефлексия |
Занятие № 15 «Озорные обезьянки» | - снятие психоэмоционального напряжения, тревоги; - формировать понимание своего эмоционального состояния; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1.Упражнение «Дыхание» 2. Упражнение «Обезьянки» 3.Упражнение «Рисование в воздухе»
|
Занятие № 16 «Улитки - подружки» | - снятие психоэмоционального напряжения, утомляемости; - продолжать учить определять и описывать свое эмоциональное состояния; - активизация межполушарных связей. | 1.Упражнение «Ладошки любви» 2.Упражнение «Солнышко» 3.Упражнение «Улитка»
|
Занятие № 17 «Хитрые мышата» | - формировать понимание своего эмоционального состояния; - развивать концентрацию внимания; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1.Упражнение «Приветствие» 2.Упражнение «Кот на охоте» 3.Упражнение «Хитрые мышата» 4.Упражнение «Зеркальное рисование» 5. Рефлексия «Дышим носом» |
Занятие № 18 «Дружные ежата» | - развивать слуховое и зрительное внимание; - снятие мышечных зажимов; - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. | 1.Упражнение «Тряпичная кукла и солдат» 2. Отгадай Загадку 3. Упражнение «Ежик» 4. Упражнение «Зеркальное рисование» 5. Рефлексия «Доброе животное» |
Занятие № 19 «Рыбки» | - снятие мышечных зажимов. - повышать эмоциональный настрой на работу. - развивать мелкую моторику | 1. Упражнение «Ухо-нос» 2. Упражнение «Ладушки-оладушки» 3. Упражнение «Зеркальное рисование»
|
Занятие № 20 «Весенние бабочки» | - активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга. - снятие психомышечного напряжения. - развивать мелкую моторику. | 1.Упражнение «Ухо-нос» 2. Упражнение «Бабочка» 3.Упражнение «Рисование в воздухе» 4. Упражнение «Зеркальное рисование» 5. Рефлексия |
Психологическое сопровождение родителей
Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности ребенка.
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
По итогам наблюдения семей было выявлено, что дети в группе воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти сведения учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Как показывает практика, иногда родители оказываются некомпетентны в вопросах воспитания и развития ребенка с ОВЗ, и не в состоянии оказать ему своевременную помощь и поддержку.
В связи с этим, на базе ДОУ был создан «Клуб для родителей» для повышения их психолого-педагогической компетентности и формирования адекватной оценки состояния своего ребенка. Так же систематически проводится психопросветительская и консультативная работа.
- Организационный раздел
Особенности организации коррекционной работы.
Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя.
Занятия проводятся в свободное от основных занятий время, с учетом режима работы ДОУ.
Занятия с подгруппой детей (количество детей в группе 3-4ребенка) проводятся 25-30 минут 2 раза в неделю (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей). Индивидуальные занятия проводятся по 15-20 минут, также в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Основные методы коррекционно-развивающих воздействий:
В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и коррекционным задачам программы. В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, оказывать на разных детей различное воздействие:
В данной программе используются технологии:
- Разноуровневого обучения.
Во всех группах для детей с ОВЗ воспитанники всегда имеют разный уровень развития, поэтому в работе с такими детьми особенно ценны индивидуальные и подгрупповые формы работы. Опираясь на диагностические данные, развиваются и совершенствуются сохранные функции ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Личностно-ориентированная технология.
Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты ребенка, чувства взаимопонимания, сотрудничества, сопереживания, уверенности в себе, ответственности за свои поступки.
- ИКТ (игровые коррекционные технологии)
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении и самореализации дошкольника.
- Здоровьесберегающие технологии.
Систематическое использование кинезиологических упражнений, артикуляционных гимнастик, пальчиковых гимнастик, релаксаций, дыхательных гимнастик, самомассаж развивают компенсаторные физические и психические возможности ребенка с ОВЗ.
- Технологии арттерапии с использованием песка, цвета, красок, сказок, конструирование из бумаги, работа с пластическими материалами.
- Интегрированные занятия, в процессе которых у детей обогащается речь и представление об окружающем его мире, они учатся видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияние. Учатся ценить прекрасное, развивается познавательная активность.
Организация предметно-пространственной среды
В соответствии с ФГОС ДО:
Насыщенность среды психологического кабинета соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой коммуникативной сферы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими игровыми и дидактическими материалами (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предусматривает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
Вариативность среды предполагает:
- наличие в психологическом кабинете различных пространств (центров) (для непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы, игры, конструирования), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового и дидактических материалов, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Программно-методическое обеспечение необходимое
для реализации программы
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:
- библиотека: учебно-методические материалы для специалистов, необходимые для реализации комплекса программы;
- доступ к сети Интернет;
- сайт образовательного учреждения.
Диагностический инструментарий
№ | Название методики | Автор |
1 | Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей М., Владос, 2005 | С.Д. Забрамная, О.В. Боровиков |
2 | Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М., Просвещения, 2014 | А.Е. Стребелева |
3 | Диагностический набор для обследования детей раннего и дошкольного возраста М., Просвещения, 2014 | А.Е. Стребелева |
4 | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, В., 2011 | Е.В. Доценко |
5 | Тесты для подготовки к школе, М., Айрис-Пресс., 2008 | А.С. Герасимова |
6 | Почтовый ящик (деревянная коробка с формами) | А.Е. Стребелева |
7 | Доска Сегена. Вкладыши | А.Е. Стребелева |
8 | Счетные палочки (деревянные) | А.Е. Стребелева |
9 | Пирамидка 3-х, 4-х составная | А.Е. Стребелева |
Литература
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 3-4 лет: Пособие для практических работников детских садов. ПазухинаИ.А., СПб.: Детство-Пресс, 2010.
- Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Катаева А.А., Стребелева Е.А., М., 2001.
- Изучаем, обучая, Забрамная С.Д., Исаева Т.Н., Т.Ц. Сфера,2007.
- Как помочь «особому» ребенку, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич, СПб., 2000.
- Психогимнастика. Чистякова О.А., М.: Просвещение, 1990.
- Психосоматическая гимнастика, Нестерюк Т.В., М., 2007.
- Психология детей с задержкой психического развития, Защиринская О.В. СПб., 2004.
- Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста., С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, СПб: Детство-Пресс, 2011.
- Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, Т.П.Высокова, В., 2016.
- Управляем эмоциями, учебное пособие для письменных и творческих работ, И.А.Девина, И.В. Маштакова, М., 2000.
- Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Стребелева Е.А., М., 2001.
- Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Т.В.Бойко, В.,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа определяет содержание образовательной деятельности учителя дефектолога по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию....
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития на 2019-2020 учебный год
Программа учителя-дефектолога расчитанная для детей с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности...
3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)
Рабочая программа педагога-психолога для детей с ЗПР...
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации образовательной программы до...