Проект "Дымковская барыня"
проект по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Краткосрочный проект по декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки для детей старшей группы ДОО на тему: «Дымковская барышня»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.18 КБ |
![]() | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕСИТЕТ
«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО»
Краткосрочный проект по декоративной росписи по мотивам
дымковской игрушки для детей старшей группы ДОО на тему:
«Дымковская барышня»
Подготовил:
Федотовская Елена Сергеевна,
педагог доп.образования по изодеятельности
МБДОО ЦРР д/с № 17 «Василёк» г. Лобня
Москва - 2018г
Содержание
Введение ………………………………………………….. | 3 | |
Актуальность проекта ……………………………………. | 3 | |
Проблема проекта ………………………………………... | 3 | |
Цель проекта ……………………………………………… | 3 | |
Задачи ……………………………………………………... | 4 | |
Методы и приёмы реализации проекта …………………. | 4 | |
Предполагаемый результат ……………………………… | 5 | |
Материально – техническое обеспечение ……………… | 5 | |
Этапы реализации проекта ………………………………. | 6 | |
Планирование ООД. Этапы лепки дымковской барышни. ……………………. | 7 | |
Интеграция областей …………………………………….. | 9 | |
Анализ проделанной работы. ……………………………. | 10 | |
Глоссарий …………………………………………………. | 10 | |
Литература ………………………………………………... | 10 | |
Электронные ресурсы ……………………………………. | 10 |
Введение
Народное декоративно - прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Тип проекта: познавательно – творческий проект.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация.
Актуальность.
Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Проблема
- недостаточные представления детей по декоративной лепке по мотивам народной пластике (воспитанники старшей группы не лепили и не расписывали дымковскую игрушку - барышню).
Цель проекта: познакомить детей с лепкой и росписью дымковской игрушки – барышни.
Задачи:
1. Развивающие:
- развивать желание лепить игрушку своими руками.
- развивать чувство цвета при составлении узоров.
2. Образовательные:
- учить лепить дымковскую игрушку конструктивным способом;
- учить соединять части фигурки;
- формировать умение рисовать элементы дымковской росписи.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
- наглядные - наблюдение, показ, образец;
- словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
- практические – показ способов лепки (общий и индивидуальный);
- репродуктивные – повторение ранее изученного.
- игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Приёмы лепки:
- прием раскатывания;
- прием вытягивания;
- прием примазывания;
- прием кручения;
- прием сглаживания.
Предполагаемый результат: в результате совместной деятельности воспитанников и педагога сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть элементы росписи. Узнают приемы лепки дымковской барышни.
Материально – техническое обеспечение: пластилин, дощечки для лепки, салфетки, видеоролик «Дымковская игрушка», презентация «Весёлая Дымка», настольно – печатные игры «Собери целое».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Задачи | Литература |
Подготовительный этап | |||
1 | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. | Повысить компетентность педагога. |
|
2 | Подбор методической литературы для реализации проекта | Изучить литературу по теме | |
3 | Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе. | Систематизировать материал для реализации проекта. | |
4 | Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта. Изучение орнамента, основных цветов и особенности дымковской росписи. | Системно выполнить проект. Формировать умение рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки – тычка и кисти. | |
Основной этап | |||
5 | Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества. Проведение целевых наблюдений, игры. | Развивать кругозор детей, наблюдательность, творчество. | Дымковские раскраски. |
6 | Организованная образовательная деятельность. | Учить лепить дымковскую барышню. Развивать чувство цвета при составлении узора. | Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Изда-тельство МОЗАИКА-Синтез Москва 2008 |
Заключительный этап | |||
7 | Выставка детских работ. | Познакомить детей из других групп, воспитателей и родителей с результатом проекта. Повысить интерес к художественному творчеству. |
Планирование организованной образовательной деятельности с детьми.
Осуществление основного этапа. Этапы лепки барышни.
№ п/п | Этапы лепки | Задачи | Интернет ресурс: |
1. | Для лепки нам понадобиться каркас - верхняя часть обычной пластиковой бутылки. Каркас для Барыни детям дома отрезают родители. Раскатываем из пластилина колбаски и размазываем колбаски по форме бутылки. | Облепить каркас бутылки |
|
2. | Из пластилина лепим колбаску толщиной от 0,5 см и длиной примерно 10—15 см. Получаем плоскую ленту, которую легко можно сосборить. Прикладываем оборку к юбке и заглаживаем, стараясь не помять деталь. | Украшаем фартук оборкой. | |
3. | Основа создаётся из комка пластилина. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутыли. | Создание основы туловища. | |
4. | Из пластилина достраиваем спину барышни, из шара лепим голову. | Формируем спину и голову | |
5. | 1) Из тонких колбасок делаем жгутики. 2) Из отдельных жгутиков укладываем на голове веночек. 3) Сзади прикрепляем жгутик в виде косы. 4) Закручивая по спирали, делаем пучок. | Делаем красивую прическу. | |
6. | 1) Лепим элементы кокошника. Из шариков вылепливаем отдельные части: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость. 2) Соединяем все детали, примазываем и разглаживаем. 3) Формируем кокошник. | Делаем головной убор. | |
7. | Рисуем узоры на кокошнике. Лепим серёжки. | Разрисовываем лицо. | |
8. | Роспись барышни. | Использование основных узоров дымковской росписи. |
Интеграция областей.
Познавательное развитие | Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству. 1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой». 2. Тема: презентация «Дымковская игрушка». |
Социально – коммуникативное развитие | Развивающие игры. Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке. 1. «Найди такой же узор». 2. «Собери целое». |
Речевое развитие | Цель: Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы. 1. Тема: беседа «Особенности росписи дымковских игрушек». 2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке. 3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки. |
Физическое развитие. | Подвижные игры. Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе. «Карусель». |
Анализ проделанной работы.
Дети получили первоначальные представления о лепке дымковской игрушки - барышни: из чего, как сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная) способствовало формированию обобщенного способа образа лепки фигуры барышни.
Результат.
В ходе изучения проекта по декоративной пластике по мотивам декоративной лепке «Дымковская игрушка. Барышня.» познакомились с многообразием дымковских игрушек. Усовершенствовали навык лепки фигур людей. Закрепили знания о элементах декоративной росписи (круги, точки, прямые линии, волнистые линии).
Вывод.
Необходимо совершенствовать технику лепки дымковских игрушек. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон.
Глоссарий: «Дымковская игрушка», «барышня», сглаживание, вытягивание, грунтовка, белила, точка, узор.
Список литературы:
- Альбом «Дымковские игрушки». Основы народного и декоративного искусства.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2008
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Издательство МОЗАИКА-Синтез Москва 2008
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Москва «Просвещение», 1984
Интернет ресурсы:
- http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-vladimirovna-sadkovkina/master-klas-dymkovskaja-barynja.html
- https://infourok.ru/konspekt_uroka_izo_na_temu-376565.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: краткосрочный ( 1 неделя ) Участники проекта : дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители. Актуальность Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Проблема - недостаточные представления детей по декоративной лепке по мотивам народной пластике (воспитанники старшей группы не лепили и не расписывали дымковскую барышню).
Цель проекта : Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка». Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства. Задачи : 1 . Развивающие: развивать желание лепить игрушку своими руками. развивать чувство цвета при составлении узоров. 2. Образовательные: учить лепить дымковскую игрушку конструктивным способом; учить соединять части фигурки; формировать умение рисовать элементы дымковской росписи. 3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Предметно-развивающая среда
Изготовление дымковской барышни:
Изготовление дымковской барышни:
Роспись дымковской барышни:
Работа с родителями: Консультация для родителей Уважаемые родители! На этой неделе мы знакомимся с замечательным творчеством русского народа - Дымковской игрушкой. Цель нашей работы: приобщать детей к культуре нашей Родины, развивать у них художественный и эстетический вкус, воспитывать уважение к русскому народу . Дымковская игрушка – оригинальный народный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского (Кировского) края, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета - яркие. *** Кружочки, клеточки, полоски - Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор От барыни иль водоноски.
Работы детей:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-53742-1457889518.jpg)
Конспект НОД в области «Художественное творчество» по декоративному рисованию с детьми старшей группы. Тема: «Барыни дымковский узор»
Конспект НОД в области «Художественное творчество» по декоративному рисованию с детьми старшей группы. Тема: «Барыни дымковский узор»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-223449-1375387441.jpg)
Педагогическое мероприятие по лепке "Украсим барыне наряд"
НОД по лепке для детей средней группы. Декоративно-прикладное творчество. "Украсим барыне наряд"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-264181-1370770675.jpg)
"Барыня-капуста"
Совместная интегрированная деятельность познавательной направленности с элементами фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-511079-1414736854.jpg)
Конспект НОД по рисованию в средней группе "Поможем Дымковской барыне встретить гостей (декоративная салфетка)"
Конспект по декоративному рисованию в средней группе детского сада....