ООД "Гжельская керамика"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Цель: Формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству. Образовательные области: «Познание»-закрепить представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев. «Художественное творчество»-побуждать к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи. «Социализация»-воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. «Коммуникация»-активизировать словарь детей, обогащать речь определениями,совершенствовать диалогическую речь. Предварительная работа: Чтение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе». Расматривание предметов быта и посуды в технике «Гжель». Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Материал к занятию: гуашь, кисть№1 И №3, баночка с водой, салфетки, посуда из картона. Открытки, альбом с Гжелью, гжельская посуда, альбом элементов и алгоритмов выполнения народной росписи. Словарная работа: Гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, цветок, завиток, дуга, бордюр, мастер, умелиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhelskaya_keramika.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гжельская керамика.

Воспитатель: Глушко Ольга Васильевна.

Цель: Формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Образовательные области:

«Познание»-закрепить представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.

«Художественное творчество»-побуждать к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.

«Социализация»-воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

«Коммуникация»-активизировать словарь детей, обогащать речь определениями,совершенствовать диалогическую речь.

Предварительная работа:

Чтение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе». Расматривание предметов быта и посуды в технике «Гжель». Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Материал к занятию: гуашь, кисть№1 И №3, баночка с водой, салфетки, посуда из картона. Открытки, альбом с Гжелью, гжельская посуда, альбом элементов и алгоритмов выполнения народной росписи.

Словарная работа: Гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, цветок, завиток, дуга, бордюр, мастер, умелиц.

Ход занятия.

1 . Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на красочно оформленное письмо. На письме крупно написано «От Федоры».

Воспитатель: Ребята, ведь это же письмо от самой Федоры.  А кто такая Федора? ( ответы детей : это та от которой разбежалась вся посуда).

Воспитатель читает письмо. « Здравствуйте ребята, у меня случилась беда- разбежалась вся посуда. Горе, Федоре, горе!».

Воспитатель:

Снова горе у Федоры

Не пошел ей впрок урок.

В доме вновь порядка нету

И опять переполох.

Раскололась вся посуда

Нет тарелок, а еда

Фрукты, овощи, продукты

Раскатились кто куда!

Воспитатель: Ребята, Федора опять взялась за старое- посуду не жалела,- все тарелки, чашки, блюдца все побила. Вот посмотрите одни осколки остались ( показывает разбитую посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же разбилось у Федоры.

Д\ И «Собери осколки» ( Разрезанные картинки). Игровая задача: Собрать иллюстрации.

Ход игры: дети собирают разрезанную посуду на столе. (Посуда  расписана гжельской росписью).

Воспитатель:   Молодцы вы справились с заданием.        

-Из какого материала изготовлена  посуда? ( из фарфора ).

-Как называется такая роспись? ( гжель, гжельская роспись).

- Почему она так называется? ( по названию реки « Гжелка»).

-Какими узорами украшают мастера свои изделия? (Растительными, цветы, травы, ягоды, веточки, листья).

- Какие элементы гжельской росписи вы знаете? ( цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр).

Воспитатель: Молодцы ребята, помогли Федоре собрать разбежавшуюся посуду. Но Федора любит приглашать  гостей а посуды  не хватает. Как бы ей помочь? ( проблемная ситуация).

Дети: подарить еще.

Воспитатель: Молодцы . Но с начала мы поиграем. Хорошо?

Д/И « Найди посуду» Игровая задача: необходимо найти в группе нужную посуду. Ход игры: дети находят заранее приготовленную бумажную посуду , но она не украшена.

Воспитатель:  Жалко что посуда не яркая. А давайте я вам покажу последовательность выполнения узора на посуде. Беру кисть, набираю необходимое количество синей краски, отступаю немножко сверху и провожу всей кистью горизонтальную линию, не отрывая кисточку от полоски. Затем провожу линию в низу отступая от края.

Воспитатель: Как провожу линию? ( слева – направо, всей кистью, не отрывая от полоски).

                         В центре чашки рисуем цветок( показ).

                         Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Но перед тем, как мы начнем рисовать разомнем и разогреем наши пальчики.

     Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь  назови ( дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак ( потирание кистями  рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, Повертели,

Рисовать мы захотели.

2. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.

( Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии).

3. Подведение итогов.

- Ребята, давайте полюбуемся нашей посудой, какая она получилась красивая.

Гжель- белое, синее.

Легкие плавные линии.

Цветы нездешние яркие

Кажутся неба подарками!

Вопросы для самоанализа детей:

-Какая посуда вам понравилась больше всего? Почему?

- Какая тарелочка( чашечка, блюдце) получилась самой яркой? ( Самой нежной, спокойной) Почему?

-На какой посуде использовано больше разнообразных элементов? Каких?

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поработали- думаю ,Федоре обязательно понравиться. Давайте всю посуду Федоре отправим посылкой, пусть встречает побольше гостей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сокольская керамика"

Презентация создана для дошкольников в ходе осуществления проекта "Сокольская керамика". Может быть использована воспиателями ДОУ, учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования....

Занятие по рисованию в подготовительной группе Тема: «Балхарская керамика»

Познакомить детей с традиционным народным промыслом Дагестана...

Знакомство с народным промыслом "Гжельская керамика". Конспект занятия в подготовительной группе.

Цель.Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом "Гжельская керамика".Воспитывать уважение к труду народных мастеров.Дать представление о художественных особенностях гжельской ро...

Проект"Семикаракорская керамика"

Проект"Семикаракорская керамика"...

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.          ...

Презентация "Стекло и керамика"

Данная презентация поможет детям узнать о способах  изготовлении стекла и керамики....