Программа творческой мастерской "Ромашка"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Воронина Татьяна Родионовна

"Ромашка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческая группа "Ромашка"40.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           Приложение А.

Программа творческой мастерской «Ромашка»

МДОУ Детский сад «Рябинка»

Цель программы:

Раскрыть перед детьми дошкольного возраста социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка, развивать чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. формировать духовно богатую и гармонически развитую личность, сформировать у дошкольников устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками.

Задачи программы:

Образовательные:

  • углублять и расширять знания об истории и развитии аппликации;
  • формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  • осваивать нетрадиционные техники аппликации;
  • научить ребенка понимать, ценить традиции, наследие родного края;
  • научить правильно организовывать рабочее место;
  • научить работать с различными материалами;
  • создать условия для развития ребенка как личности, мастера.

Воспитательные:

  • прививать интерес к культуре Родины, к истокам народного творчества, к семье и семейным ценностям;
  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы;
  • прививать основы культуры труда.

Развивающие:

развивать творческие способности, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию;

  • развивать память, пространственное мышление;
  • развивать самостоятельность и аккуратность в изделии;
  • формировать эстетический и художественный вкус.

Программа способствует:

  • повышению внутренней мотивации ребенка;
  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении аппликации;
  • возникновению желания добиться планируемого результата;
  • приобретению навыка самостоятельной работы;
  • развитию мелкой моторики рук;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из нетрадиционных материалов.

Формы работы:

  • Беседы
  • Занятия
  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа;
  • Коллективно-творческая работа
  • Работа с родителями
  • Игра
  • Оформление выставок.

Принципы:

  • Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах.
  • Принцип культуросообразности: знакомство с историей аппликацией, рукоделием разных народов.
  • Принцип единства развития и воспитания.
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.
  • Принцип общедоступности.
  • Принцип преемственность.
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
  • Принцип свободы выбора.
  • Принцип успешности.
  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
  • Принцип системности.

Методы:

  • наглядный
  • исследовательский
  • практический
  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемно-поисковый.

Программа разработана с учётом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе.

Отличительные особенности программы:

  • темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
  • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
  • в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз;
  • программа интегрируется с образовательными областями ("Познание. Конструирование. Математическое развитие", "Коммуникация. Речевое развитие", "Художественное творчество. Аппликация", "Безопасность", "Социализация", "Здоровье") основной образовательной программы ДОУ, согласно Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

В программе участвуют дети от 5 до 7 лет.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения (средний и старший возраст).

На первом году работы дети получают элементарные навыки работы с аппликацией нетрадиционных материалов, учатся работать с нетрадиционными материалами, читать схемы, создавать сюжетные работы.

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

В результате реализации программы дети будут иметь представления:

  • об истории аппликации
  • о нетрадиционных техниках и материалах.

Знать:

  • основы техники безопасности при работе с ножницами, клеем
  • правила организации рабочего места.

Уметь:

  • использовать в своих работах приемы аппликации
  • работать в соответствии с инструкцией взрослого
  • организовывать свое рабочее место.

На втором году дети закрепляют умения и навыки работы с аппликацией из ниток, полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами аппликации. По окончании проекта оформляют выставку.

Ожидаемые результаты 2 года обучения:

В результате реализации программы дети будут иметь представления:

  • об этапах технологического процесса изготовления аппликации из нетрадиционных материалов.

 Знать:

  • нетрадиционные техники аппликации;
  • основы техники безопасности при работе  клеем, ножницами и материалами;
  • правила организации рабочего места.

Уметь:

  • использовать в своих работах приемы выкладывания материалов;
  • использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;

Проявлять:

  • творческую самостоятельность, фантазию

Формой подведения итогов являются выставки работ детей.

Дополнительная образовательная деятельность "аппликация" проводится 2 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия в средней группе – 20  минут, в старшей группе - 25 минут.

В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение, провести гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры.

       

                                                                                                    Приложение Б

Занятие №1
Тема: «Подсолнух».

Цель: Научить детей создавать рисунок, используя разные по величине окружности (в том числе и вытянутые – в виде овальной формы) и углы; умение анализировать образцы и определять размер трафаретов на глаз. Развивать творческое мышление, связную речь, мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

  • беседа о времени года – лето.
  • загадки о цветах.

2. Работа с образцами.

  • анализирование наглядности.
  • работа с образцами.
  • выбор изображения.

3. Физкультминутка.

4. Минутка безопасности.

  • работа с опасными предметами.
  • хранение опасных предметов.

5. Нанесение рисунка.

  • расположение и обозначение рисунка.
  • разметка отверстий.

6. Пальчиковая гимнастика

7. Работа с материалом
8.   Итог занятия.

                                                                                                 Приложение В

Занятие №2
Тема: «Подсолнух»

Цель: Закреплять навык работы с ножницами, клеем, материалом. Развивать речь, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

  • беседа о цветах.

2. Анализ выполнения работы.

  • последовательность выполнения элементов рисунка.
  • выбор нитей.

3. Физкультминутка.
 4. Минутка безопасности.

  • работа с ножницами и клеем
  • хранение опасных предметов.

5. Выполнение работы

  • последовательное выполнение рисунка нитками
  • соблюдение цветовой гаммы.

6. Пальчиковая гимнастика.

7.    Выставка работ.

                                                                                                           Приложение Г

Занятие №3

Тема: «Арбузная долька»

Задача: Познакомить детей с работой с салфетками. Показать детям, какие разные материалы бывают из бумаги, объяснить разницу. Активизировать речевую и мыслительную деятельность детей. Продолжать укреплять в нахождение определений и употреблять их в речи.

Материал: Бумага белая, цветная, картон белый и цветной, салфетки, газеты и журналы, бумажное полотенце, гофрированная и мелованная бумага.

Ход занятия:

- Здравствуйте, дети! Сегодня я хочу рассказать вам об одном из самых древних открытий человека. У меня на столе много разных изделий. Это фигура в технике оригами, а эта в технике аппликации. А вот этот плакат мы с вами рисовали на прошлом занятии. Еще здесь лежат газеты и журналы, календари и афиши, салфетки и тетради. Как вы думаете, что объединяет эти вещи? Вы догадались? Из чего они сделаны?

Д. Из бумаги.

- Правильно. Все это разные вещи, но у них есть одно сходство: все они сделаны из бумаги. Бумагу люди придумали давно, сначала ее делали из ткани, а позднее стали делать из древесины. Какие изделия из бумаги вы знаете?

Ответ детей.

- картонные коробки

- книги

- тетради

- газеты, журналы

- Кто сделал все эти изделия?

Человек.

- Как вы думаете, как из дерева получается бумага?

Д. высказывают предположения

А давайте я вам расскажу, как из дерева может получиться, например такая вещь, как салфетка. (рассказ воспитателя)

Физ. минутка.

                                                                                                   Приложение Д

Занятие №4

Аппликация «Заяц»

Цель: Выполнить аппликацию из ватных дисков «Заяц»

Задачи:

1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации из ватных дисков.

2. Развивать мышление, наблюдательность, речь, внимание.

3. Закреплять пространственные представления: справа, слева, дальше, ближе, между, посередине, симметрия.

4. Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Материал: ватные диски, клей ПВА в тюбике, ножницы, картон, шаблон.

Ход занятия.

На столе стоит корзинка, закрытая салфеткой.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с хозяином нашего занятия. Но сначала я вам загадаю загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

Дети: Заяц!

Воспитатель: - Заяц? Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали загадку. Давайте откроем корзинку и посмотрим, кто же там у нас прячется? (Вытаскивает из корзины мягкую игрушку-зайку).

Дети рассматривают зайку.

Воспитатель: Сегодня я вам хочу рассказать, как можно сделать зайку, такого же мягкого, как этот из ватных дисков. Посмотрите на моего зайку, нравится вам? Хотите сделать и себе зайчика?

Дети с воспитателем рассматривают образец.

Воспитатель: - Посмотрите, дети, как он сделан. Зайчик у меня беленький, значит какое время года у меня на картине?

Д: - Зима

Далее воспитатель рассказывает ход работы. А перед работой разомнём наши пальчики.

Физкультминутка:

Дети приступают к самостоятельному изготовлению зайчика способом аппликации. Воспитатель, при затруднениях ребёнка, приходит ему на помощь советом и убеждением, направляя на выполнение творческой работы. При практических трудностях ребёнка воспитатель применяет индивидуальный подход.

По окончании работы клей закрывается и с ножницами убирается в коробки.

Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте посмотрим на ваших зайчиков. Какими они у вас получились?

Дети (предполагаемые ответы): - Разные, белые, смешные, серьезные, игривые…

Воспитатель: - Вы были бы рады, если у вас дома будет такой зайчик?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Вы большие молодцы, все старались, у всех получился отличный заяц. А сейчас скажите мне, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось на нашем занятии?

Воспитатель: - Вот сколько интересного вы сегодня узнали. И узнаете ещё больше, когда встретимся с вами на следующем занятии.

                                                                                           Приложение Е

                                                                                                                                                                                                         

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители просим Вас ответить на следующие вопросы:

  1. Как часто вы занимаетесь с ребенком творческой деятельностью?

А) Каждый день

Б) Не более 2-3 раз в неделю

В) Редко

Г) Не занимаемся

  1. Кто чаще предлагает заняться каким-либо видом творчества?

А) От ребенка

Б) От родителей

  1. Знаете ли Вы что такое аппликация из нетрадиционных материалов?

А) Да

Б) Нет

  1. Что Вы предпочтете для своего ребенка?

А) Просмотр мультфильмов

Б) Работа с аппликацией

В) Компьютерные игры

Г) Другое

  1. По какой причине Вы не можете заниматься с ребенком аппликацией?

А) Нехватка времени

Б) Не придаете большого значения аппликации в развитии ребенка

В) Другое

  1. Считаете ли Вы, что аппликация способствует развитию творческих способностей?

А) Да

Б) Нет

                                                                                                          Приложение Ж

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

  1. Просим Вас за каждую проделанную творческую работу в творческой мастерской «Ромашка» хвалить Вашего ребенка.
  2. Систематически обсуждать с ними технику аппликации, просить рассказать ребенка о сделанной работе.
  3. Общаться с ним «на равных», как с творческой и независимой личностью.
  4. Развивать эстетическое восприятие ребенка, ни в коем случае не навязывая своего мнения.
  5. Пожалуйста, посещайте выставки нашей творческой мастерской.

                                                                                                        Приложение З

Критерии уровня подготовленности детей для работы в технике аппликации

  1. Интерес к аппликации
  2. Знание материалов для аппликации
  3. Знание цветовой гаммы
  4. Умение работать с узором
  5. Умение работать с композицией
  6. Основные правила работы с материалами для аппликации и инструментами
  7. Владение основными способами работы, навыки работы
  8. Проявление творчества и фантазии
  9. Оценка результатов работы

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

содержание программы "Творческая мастерская"

содержание программы занятия 1-26...

Программа "Творческая деятельность на материале сказок".

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром лю...

Образовательная программа «Творческая мастерская»

Программа развития творческих способностей у детей младшего возраста...

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку...

Районная программа творческой мастерской "Познаём мир"

В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимос...

Рабочая программа Творческой студии Художественного воспитания Обучения и развития детей 4-7 лет «Чиполлино» Срок реализации программы – 1год

Рабочая программаТворческой студииХудожественного воспитанияОбучения и развития детей 4-7 лет«Чиполлино» Черная Наталия Анатольевна воспитатель МДОУ №16 «Самолётик»Срок ре...