"Новые технологии в ДОУ: Кинетический песок и прозрачный мольберт."
статья (средняя группа) на тему
В дошкольном возрасте центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер.
Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.
Исходя из этого, я стараюсь удовлетворять потребность детей в игровой деятельности применяя новые технологии: А именно «Прозрачный мольберт» и «Кинетический песок». Для игры с кинетическим песком и прозрачным мольбертом не требуются инструкции и руководства. С ними интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineticheskiy_pesok_i_przrachnyy_molbert.docx | 61.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинетический песок и прозрачный мольберт – как нетрадиционные средства развития познавательных способностей детей.
Пояснительная записка
В соответствии с «Законом РФ об образовании» и ФГОСДО основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
На протяжении дошкольного возраста наблюдаются качественные изменения в познании ребенком окружающей действительности, в способах познания. Потребность ребенка в познании является источником его познавательной активности, направленной на обнаружение, открытие неизвестного.
Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания, окружающего и развития познавательных способностей. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательный процессы.
Актуальность
Ребенок 4-5 лет самозабвенно рисует и играет. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с окружающим миром.
Инновационные пособия дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, тем самым способствуют формированию творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Игра с нетрадиционными пособиями - это увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные пособия - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Педагогическая целесообразность
Одним из средств, позволяющих ребенку активно включаться в процесс познания является игра. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.
В дошкольном возрасте центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре. Исходя из этого, я стараюсь удовлетворять потребность детей в игровой деятельности используя разнообразные игровые средства. Это «Прозрачный мольберт» и «Кинетический песок». Для игры с кинетическим песком и прозрачным мольбертом не требуются инструкции и руководства. С ними интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно.
Новизна и отличительная особенность
Это - инновационный характер.
«Кинетический песок»
Это «непачкающийся» материал со специализированной многогранной поверхностью предназначен для художественно-эстетического развития, организации творческой и продуктивной деятельности дошкольников.
Кинетический песок не только не пачкает руки, но и легко собирается с любой поверхности, а самое главное абсолютно безопасен для детей, что позволяет проводить необычные занятия и эксперименты, создавать необычные песочные картины, обводить изображения, тренируя навыки письма.
Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, игры с песком способствуют развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитию коммуникативных навыков детей.
«Прозрачный мольберт»
Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка. Вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования. Рисование на прозрачном мольберте способствует развитию познавательной деятельности. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения. На занятиях использую разные нетрадиционные техники рисования.
Пособие удобно для обучения детей изобразительным приемам: «мазок», «спираль», «клубочек». Дети с удовольствием рисуют пальчиком, стараются работать подушечкой пальцев, не размазывать краску по стеклу, не выходить за контуры рисунка. Рисование пальчиками на стекле - это не только очень весело и интересно, но и полезно, так как этим мы готовим руку ребёнка к письму.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования, для лепки. Игра с данными пособиями дает детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Цель
Создать условия для развития познавательных и психических процессов детей с помощью кинетического песка и прозрачного мольберта.
Задачи
- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Развивать интерес к коллективным играм. Формировать первичные представления о многообразии предметного окружения.
- Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия.
- Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
- Совершенствовать тактильные, слуховые ощущения детей. Развивать наблюдательность и внимание
- Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира.
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Совершенствовать диалогическую речь: участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
- Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
- Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук.
Организация занятий
Организуя занятия учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Постепенно, по мере готовности детей, расширяю содержание занятий, усложняются элементы.
Методы и приемы
- наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов рисования, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ).
Режим занятий и количество занятий
2 занятия в неделю – одно с кинетическим песком и одно с прозрачным мольбертом. В месяц 8 занятий. В год проводится 72 занятия. Длительность занятия в средней группе -20 мин.
Форма занятий
Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы. Занятие с песком и рисование на прозрачном мольберте, которые предполагают взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся.
Формы работы с родителями
- Анкетирование родителей
- Информирование родителей о задачах и содержании занятий на родительском собрании
- Папки - передвижки
- Консультации
- Оформление фотоальбомов детских работ
- Проведение фотовыставок детских работ
- Проведение открытого мероприятия
- Проведение мастер-класса
Целевые ориентиры
- В ходе игр с песком, и рисованием на прозрачном мольберте у детей развивается самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность.
- Дети научатся проявлять свое творчество.
- В процессе деятельности на песке и на прозрачном мольберте у детей систематизируются, закрепляются знания об окружающем, развивается самостоятельная познавательная деятельность.
- Деятельность на песке вызывает положительные эмоции у детей, снижается эмоциональное напряжение, появляется уверенность в себе, развиваются навыки взаимодействия друг с другом.
- Дети научатся устанавливать контакт со взрослым и другими детьми, договариваться между собой в ходе решения различных ситуаций на песке, взаимодействуя друг с другом, создавая песочные постройки, и волшебные картины.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
М- прозрачный мольберт
П – кинетический песок
№ | дата | тема | Цель и задачи | |
1 | М | Сентябрь 1-я неделя | Давайте познакомимся | Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков. |
2 | П | Давайте познакомимся | Знакомство со свойствами кинетического песка | |
3 | М | Сентябрь 2-я неделя | «Такой разный дождь»- пальцеграфия | Развитие мелкой моторики рук. Формировать творческие способности на основе сотрудничества с взрослым и со сверстниками. Закреплять знание детьми цвета и оттенка. Формирование умения проводить линии разной длины и направления. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к рисованию. |
4 | П | «Проложи дорожку» | Совершенствование тонких движений ладони и пальцев и умения их контролирования. | |
5 | М | Сентябрь 3-я неделя | «Осенний букет» отпечатки листьями и травинками | Познакомить с новым видом нетрадиционной техники рисования. (оттиск, отпечаток листом с дерева, травинками). Развивать технические навыки, в рисовании. Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к природе. |
6 | П | «Вылепи то, что таким бывает» | Соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах. Закреплять представление о том, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета. | |
7 | М | Сентябрь 4-я неделя | «Деревья»- пальцеграфия и рисование ладошками | Развивать умение находить центр композиции, сочетать различные приемы рисования пальчиками, цвета и оттенки красок для точности передачи образа. |
8 | П | «Дорисуй картинку» | Развивать фантазию воображение. развивать внимание детей, чувство симметрии. Развивать мелкую моторику. | |
9 | М | Октябрь 1-я неделя | «Три краски» Оттиск смятой бумагой | Расширять представления детей о свойствах бумаги. Дать детям первоначальные знания об изобретении бумаги. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Формировать умение анализировать, делать простейшие умозаключения. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги. Воспитывать наблюдательность, внимание. Развивать мелкую моторику. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, подходящие друг к другу, и заполнить ими мольберт. На что похож рисунок? Если ребенку это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите придумать как можно больше названий к рисунку. |
10 | П | «Делаем штампы» | Способствовать расширению знаний детей о свойствах кинетического песка. | |
11 | М | Октябрь 2-я неделя | «Дорисуй» оттиск поролоном | Развивать фантазию, воображение. Совершенствовать умение в художественной технике печатание. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами поролона и пластмассы. Продолжать знакомить со свойствами поролона и пластмасса. На мольберт наклеены 2-3 кусочка цветной бумаги. Очертание и цвет - самые разные. Задание детям: внимательно рассмотреть,а затем дорисовать, используя поролоновые штампики, так, чтобы получилось что-то узнаваемое. |
12 | П | «Логический паровозик» | Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». | |
13 | М | Октябрь 3-я неделя | «Превращение» Рисование кистью | Закреплять умение правильно держать кисть. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Расширять словарный запас. Формировать умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением. К заданному предмету (например, кружка) пририсовывает по одному элементу так, чтобы этот предмет превратился в другой (например, яхту и т.п.). |
14 | П | «Отгадай загадку вылепи отгадку» | Уточнять представления детей о загадках, формировать умение отгадывать описательные загадки. Активизировать словарный запас. Развивать мелкую моторику. | |
15 | М | Октябрь 4-я неделя | «Чья вещь?» Печать по трафарету | Формировать умение наносить на мольберт отпечаток используя трафарет, меняя цвета. Развивать мелкую моторику. Развивать слуховое внимание, память. Формировать умение отгадывать загадки. Активизировать словарный запас детей. На мольберт наклеен рисунок одной детали: туфелька, ключ, метла … Ребенку предлагается узнать героя и дорисовать героя используя трафарет. |
16 | П | Сенсорная коробка –«Сад - Огород» | Формировать умение классифицировать предметы по определенным признакам. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Развивать сенсорное восприятие окружающего мира. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений. Развивать сенсорные анализаторы. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление. Развитие творческих способностей и креативность ребенка. Обеспечить детей познавательной средой для расширения представлений по теме огород, сад. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу. Прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей. | |
17 | М | Ноябрь 1-я неделя | «Жилище для сказочного героя» Рисование маркером | Закреплять умение правильно держать маркер. Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей определять местоположение предмета. Упражнять детей в составлении рассказа. На листе изображен какой-либо сказочный герой. Задание: нарисовать дом для этого героя. Во время выполнения рисунка, воспитатель беседует с ребенком: где жил этот герой сказки, как выглядит его место обитания. |
18 | П | «Дом для друзей» | Систематизировать знания детей о том, кто строит дома, о последовательности в строительстве дома, об инструментах и машинах, которые помогают людям в строительстве. Воспитывать уважение к профессии строителя, желание брать на себя роли строителей в творческих играх. | |
19 | М | Ноябрь 2-я неделя | «Веселые человечки» Оттиск печатками цифр | Познакомить детей с цифрами 1-5 их с графическим изображением. Развивать фантазию, воображение. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать диалогическую речь детей. Веселых человечков предлагается изобразить из разных цифр или из одной. Цифры можно рисовать в разных направлениях и в зеркальном отражении. Можно нарисовать семейку единичек и т.п. |
20 | П | «Дружба» | Формировать умение пользоваться ножом. Формировать умение делить предметы поровну. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. | |
21 | М | Ноябрь 3-я неделя | «Корзина с урожаем» Рисование ватными палочками | Развивать интерес к нетрадиционному изображению овощей. Развивать мелкую моторику. Закреплять знание цветов и оттенков. Расширять представления детей об овощах. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания, зрения, вкуса, обоняния. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Закреплять умение отгадывать загадки. Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции. |
22 | П | Зоопарк | Развивать сенсорное восприятие окружающего мира. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений. Развивать сенсорные анализаторы. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление. Развитие творческих способностей и креативность ребенка. Обеспечить детей познавательной средой для ознакомления с обитателями зоопарка. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу. Прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей. | |
23 | М | Ноябрь 4-я неделя | «Волшебная линия»- рисование кистью | Закреплять умение правильно держать кисть. Совершенствовать умение проводить непрерывные линии в разных направлениях. Развивать фантазию, воображение. Совершенствовать диалогическую речь. Ребенку предлагается с закрытыми глазами на мольберте нарисовать "почеркушку", внимательно посмотреть на нее и подумать, что она напоминает. Затем дорисовать изображение. |
24 | П | Узор на песке | Развивать умение находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, формировать умение анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием. | |
25 | М | Декабрь 1-я неделя | «Морозные узоры» Оттиск смятой бумагой | Развивать зрительную память, внимание. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение правильно держать кисть. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Вызвать интерес к созданию образа снежных узоров различными нетрадиционными техниками. Активизировать мыслительную деятельность при проведении элементарной исследовательской деятельности (опыт со льдом); Активизировать, уточнять и обогащать представления детей о зимних явлениях |
26 | П | Организация игр с кинетическим песком для родителей и детей «Волшебство в песочнице» | Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей, развивать творческое воображение | |
27 | М | Декабрь 2-я неделя | «Снег идет» Аппликция+набрызг | Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – «набрызг». Развивать у детей творческие способности. Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей гуаши. Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы. Развивать познавательный интерес к природе. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалам |
28 | П | Мастерская форм | Формировать умение выкладывать изображение предметов используя счетные палочки, по образцу и представлению. Развивать мелкую моторику. Развивать воображение, образное мышление, пространственную ориентировку, конструктивные навыки. | |
29 | М | Декабрь 3-я неделя | «Снеговик» монотипия | Формировать умение создавать рисунок в технике монотипия. Воспитывать интерес к необычным техникам. Развивать творческое мышление, эстетический вкус и фантазию. Воспитывать аккуратность. Формировать умение передавать впечатления о природе необычными изобразительными средствами. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. Развивать творческие способности детей. |
30 | П | «Снеговики» | Вызвать желание лепить снеговика, создавая образ традиционным способом из 3 шаров разной величины. Развивать умение лепить из песка круговыми движениями шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке, с учетом величины. Закрепить знания о величине предмета большой, средний, маленький шар, о пространственном расположении. Развивать эстетическое восприятие формы, симметрии пропорции, мелкую моторику рук. | |
31 | М | Декабрь 4-я неделя | «Дорисуй бусы» Печатание штампами | Расширять представления детей о геометрических фигурах. Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу, данному воспитателем. Закреплять умение рисовать штампами. Воспитывать аккуратность. Закреплять знание цветов и оттенков. |
32 | П | Сенсорная коробка-«Ферма» | Развивать сенсорное восприятие окружающего мира. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений. Развивать сенсорные анализаторы. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление. Развитие творческих способностей и креативность ребенка. Обеспечить детей познавательной средой для ознакомления с обитателями фермы.. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу. Прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей. | |
33 | М | Январь 1-я неделя | «Украшаем елку» Оттиск кубиками разных размеров. | Познакомить с техникой рисования кубиками. Развивать внимание. Развивать умение выполнять инструкцию, ориентироваться на плоскости. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении ( направо — налево, вверх — вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Воспитывать аккуратность. |
34 | П | «Сделай также» | Развитие внимания, памяти. Развивать быструю ориентировку в пространстве относительно себя и относительно другого предмета. | |
35 | М | Январь 2-я неделя | «Следы на снегу» Рисование ладонью и пальцами | Закреплять умение рисовать ладонью и пальцами. Уточнять и закреплять знания цветов. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. Расширение активного и пассивного словарного запаса ребенка. Расширять представления детей о жизни диких животных зимой. |
36 | П | «Дикие – домашние» | Развивать сенсорное восприятие окружающего мира. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений. Развивать сенсорные анализаторы. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление. Развитие творческих способностей и креативность ребенка. Обеспечить детей познавательной средой для ознакомления с характерными особенностями диких и домашних животных. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу. Прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей. | |
37 | М | Январь 3-я неделя | «Гирлянда на елку» Оттиск воздушными шарами | Развивать познавательную активность, способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха и резины. Развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, тактильное восприятие, воображение. Развивать творческие способности детей, заинтересовать детей нетрадиционными способами рисования. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (оттиск воздушного шара). Воспитание эстетического вкуса и культуры труда. Воспитывать аккуратность при работе с красками. |
38 | П | «Выложи орнамент» | Развитие мелкой моторики. Формировать умение выделять пространственное расположение деталей орнамента, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента. | |
39 | М | Январь 4-я неделя | «Лабиринт» Рисование пальцами | Развивать пространственное мышление. Формировать умение доводить начатое дело до конца. Развивать внимание и память, воображение. Формировать графомоторные навыки. Формировать умение проводить прямые линии параллельно стенам лабиринта. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости. |
40 | П | «Лабиринт» | Развивать умение концентрировать внимание. Развивать связную речь, самоконтроль. Формировать умение придумывать и строить из песка лабиринты. | |
41 | М | Февраль 1-я неделя | «Пингвины на льдинах» Печать по трафарету | Закреплять умение рисовать поролоновым тампоном. Формировать умение наносить оттиск на стекло с помощью трафарета. Расширять представления детей об особенностях природы Антарктиды. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе ознакомления детей с природой и в результате опытнической и исследовательской деятельности. (Опыт с перьями и водой - покрыты слоем подкожного жира. Поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет пингвинов в холодной воде). Развивать внимание, память, воображение, наблюдательность, познавательный интерес. |
42 | П | «Скажи где» | Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, около, в центре… Воспитывать наблюдательность, активное запоминание. Развивать речь и активизировать словарь. | |
43 | М | Февраль 2-я неделя | «Филин» Рисование тычком полусухой жесткой кистью | Формировать у детей умение создавать образ Филина используя технику тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Воспитание бережного отношения к птицам. Расширять и систематизировать представление детей о зимующих птицах. Закреплять умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактических играх. Продолжать развивать навыки восприятия звуков(прослушивание аудиозаписи голоса птиц). Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. |
44 | П | «Песочные прятки» | Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». | |
45 | М | Февраль 3-я неделя | «Летят самолеты» Разные техники уже знакомые детям | Способствовать накоплению у детей представлений о празднике «День Защитника Отечества». Расширять представления детей о таких понятиях как: «Отечество», «страна», «Родина» «армия», «войска». Побуждать правильно использовать название страны – Российская Федерация, Россия. Закрепить у детей понятие о мужском поле (мужчины, мальчики, дедушки). Совершенствовать умения и навыки необходимые для работы в нетрадиционных техниках. |
46 | П | Сенсорная коробка – «Пустыня» | Развивать сенсорное восприятие окружающего мира. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений. Развивать сенсорные анализаторы. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление. Развитие творческих способностей и креативность ребенка. Обеспечить детей познавательной средой для ознакомления с флорой и фауной пустыни. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу. Прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей. | |
47 | М | Февраль 4-я неделя | «Оживи кружок» Рисование маркером, пальцами, ладонью | Развивать воображение, пространственное мышление. Развивать диалогическую речь детей. Совершенствовать умения и навыки необходимые для работы в техниках – рисование ладонью, пальцами, маркером. Закреплять умение правильно держать маркер. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. |
48 | П | Цветные острова | Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Развивать фантазию, воображение. Развивать связную речь. | |
49 | М | Март 1-я неделя | «Цветы для мамы» Рисование пальцами и ладонью | Закреплять умение детей изображать в рисунках строение цветка (стебель, листья, лепестки) используя разнообразные материалы. Развивать эстетические чувства, аккуратность, воображение, творчество. Воспитывать любовь к маме, самостоятельность. Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними. Уточнить и обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями. Развивать у детей желание ухаживать за комнатными цветами, относиться к ним с любовью и нежностью как к живым организмам. Совершенствовать умения и навыки необходимые для работы в знакомых техниках. |
50 | П | Карта сокровищ | Формировать умение рисовать карту-схему. Способствовать развитию пространственного мышления и воображения. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. | |
51 | М | Март 2-я неделя | «Мой портрет» Рисование кистью | Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — портретом. Закреплять умение передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорции. Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции. Закреплять приемы рисования на мольберте. Развивать внимание. Закреплять умение правильно держать кисть. |
52 | П | Песочные прятки | Развивать тактильную чувствительность, зрительное восприятие, образное мышление, произвольность. | |
53 | М | Март 3-я неделя ля | «Волшебный фломастер» Каракулерография, фломастер, кисть | Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов. Развивать желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. Развивать логическое мышление, представление, зрительную память. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать умение правильно держать кисть, фломастер. |
54 | П | От точки к точке | Тренировка руки в проведении непрерывных линий. Утончение мелкой моторики. Подготовка руки к письму. | |
55 | М | Март 4-я неделя | «Рисуем по шаблону» Шаблонография, фломастер, кисть | Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Познакомить детей со способом изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. |
56 | П | «Фигуры» | С помощью кинетического песка формируем умение различать и называть геометрические фигуры. Развивать зрительное внимание (показываем детям карточку с изображением определенной фигуры, а дети ее повторяют либо самостоятельно, либо при помощи специальных формочек). | |
57 | М | Апрель 1-я неделя | «Цыплята и одуванчики» Рисование пальцами, тряпочками и ватными палочками | Закреплять умение создавать монохромную композицию. Совершенствовать умение изображать предметы нетрадиционными способами. Создать условия для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе. Воспитывать желание отражать полученные представления и впечатления в доступной изобразительной деятельности. |
58 | П | Водители | Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». | |
59 | М | Апрель 2-я нед | «Цветик – разноцветик» Смешивание цветов. | Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающеro мира. |
60 | П | Рисунок и постройка | Формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Формировать умение сооружать постройки из песка, использовать подходящие формочки для создания и украшения построек. | |
61 | М | Апрель 3-я неделя | «Первые листочки» Оттиск печатками и кисть | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать умение узнавать и называть время года, выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Закреплять умение передавать в рисунке особенности строения веточки с листочками используя технику печатания, рисование кистью. |
62 | П | Сенсорная коробка –«Лес, поляна» | Развивать сенсорное восприятие окружающего мира. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений. Развивать сенсорные анализаторы. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление. Развитие творческих способностей и креативность ребенка. Обеспечить детей познавательной средой для ознакомления с флорой и фауной леса. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу. Прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей. | |
63 | М | Апрель 4-я неделя | «Аквариум» Рисование ладонью и пальцами | Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Совершенствовать технику пальцевого рисования и рисования ладонью. Развивать мелкую моторику рук. Формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры, размер. Уточнять и расширять словарь по теме «Рыбы». Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве. |
64 | П | Сенсорная коробка – «Море» | Развивать сенсорное восприятие окружающего мира. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений. Развивать сенсорные анализаторы. Развивать мелкую моторику. Развивать мышление. Развитие творческих способностей и креативность ребенка. Обеспечить детей познавательной средой для ознакомления с обитателями моря. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу. Прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей. | |
65 | М | Май 1-я неделя | «Салют» Рисование мыльными пузырями | Познакомить детей с искусством выдувания мыльных пузырей. Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в гoды Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: гуашь, мыльный раствор, маркер. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободноro движения руки в произвольном и в заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные представления. расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности. |
66 | П | Сенсорная коробка – «Улица» | Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». | |
67 | М | Май 2-я неделя | «Ящерица» монотипия | Расширять представления детей о представителях класса пресмыкающихся - ящерица черепаха ее внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять активный и пассивный словарь. Формировать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину. |
68 | П | Из чего сделано | Формировать умение группировать найденные в песке предметы по материалу, из которого они сделаны. (металл, пластмасса, резина, стекло, дерево) Активизировать словарь детей. Воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. | |
69 | М | Май 3-я неделя | «Черемуха» Рисование методом тычка кистью и ватными палочками | Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Совершенствовать умения детей в технике рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. |
70 | П | Фотовыставка «Чудеса из песочницы» (играем с песком дома) | Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей, развивать творческое воображение; приобретение навыков совместной деятельности детей и родителей . | |
71 | М | Май 4-я неделя | «Весенний пейзаж» Все знакомые техники | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, мимики, дополнительных деталей. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать желание работать вместе. |
72 | П | Волшебный город | Развивать фантазию, воображение, творческое мышление. Закреплять знания о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать желание работать вместе. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов " Прозрачный мольберт-прозрачное чудо"
Добрый день, уважаемые коллеги!Я рада вас видеть сегодня, друзья.Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс на тему «Прозрачный мольберт-прозрачное чудо» даст вам ин...
Проект по ИЗО нетрадиционное рисование на стеклянном мольберте «Прозрачный мольберт – зеркальный мольберт»
Занятия живописью на стекле - прекрасный способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков.Рисование на «Прозрачном мольберте&raqu...
Опыт работы в развитии креативности детей с ОВЗ посредством нетрадиционных технологий в форме прозрачного мольберта
Дошкольный возраст является пиком формирования и становления креативности. В этом возрасте у ребенка проявляются первые попытки нестандартного мышления, воображения и проигрывания хорош...
Прозрачный мольберт. «Методы и приемы организации работы с прозрачным мольбертом».
Современные технологии в работе с дошкольниками....
Мастер-класс "Прозрачный мольберт-как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста"
В работе с прозрачным мольбертом можно использовать широкий спектр нестандартных творческих техник и материалов....
Мастер класс. Прозрачные мольберты, как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель:Ознакомление педагогов с разнообразием подходов и возможностей при использовании в работе прозрачных мольбертов. Задачи:Представить формы и методы арт-терапевтической работы...
Методическая разработка на тему "Прозрачный мольберт "Прозрачное чудо"
Прозрачный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие для занятия живописью на стекле, прекрасный способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуника...