Разновозрастная старшая группа №11. МБДОУ д\сад №32. Открытый просмотр по художественному творчеству «Снегирь на ветке рябины» «Снегирь на ветке рябины».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Вороная Елена Александровна

Обучение детей аппликационным способам изображения птиц ,внешнем виде и частях тела. уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах. Учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую.  Совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Разновозрастная старшая группа №11.

МБДОУ д\сад №32.

Открытый просмотр по художественному творчеству «Снегирь на ветке рябины»

«Снегирь на ветке рябины».

Образовательная область: Художественное творчество.

Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц.

Программные задачи:        

Образовательные:

Познание:

- внешнем виде и частях тела. уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их

Художественное творчество:

- учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;

-совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов.

Коррекционно-развивающие:

Познание:

- развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;

- закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);

- совершенствовать умение работать по схеме.

Художественное творчество:

- учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи.

Социализация:

- повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости.

Здоровье:

- совершенствовать общую и мелкую моторику.

Речевые:

Коммуникация:

- учить отвечать на вопросы полными предложениями;

- развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;

- побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.

Воспитательные:

Социализация:

- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;

- вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.

Лексический материал:

Вырезать, наклеивать, слева, справа, вверху, внизу.

Красногрудый, чернокрылый.

Предварительная работа:

- чтение стихотворений о птицах;

- загадывание загадок;

- чтение стихотворения А. Барто «Снегирь»;

- рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий;

- выделение особенностей строения и внешнего вида;

- наблюдение за птицами, прилетающими на участок;

- разучивание физкультминутки «Прилетели птички»;

- оформление листов-панно для аппликаций;

- заготовка деталей хвоста и крыла;

Оборудование: плакат с изображением рябины, плоскостные изображения птиц, образец, схема-опора, части тела снегиря для выкладывания, лист-панно серо-голубого цвета с веткой рябины (на каждого ребёнка), принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей), магнитофон.

Методы и приёмы: показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям.

Действия детей

Действия педагога

Примечания

1.Организационный момент:

Дети стоят в кругу.

-Какое сейчас время года?

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в Царство птиц.

Скоро зимушка придёт,

Нас в дорогу позовёт.

Мы отправимся гулять,

Будем дружно мы шагать.

По тропинке мы пройдём

Друг за дружкою гуськом.

Вот пришли мы в лесок,

 стали дружненько в кружок.

Мотивация детей на участие в процессе обучения

2.Вступительная беседа:

Дети садятся на ковёр в удобных позах.

Дети проявляют интерес к создавшейся ситуации, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы воспитателя.

Взрослый предлагает ребятам присесть.

- Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц.

Каких вы знаете птиц?

Птицы очень полезны. Многие из них защищают поля, огороды и сады от вредителей. Велико и эстетическое значение самых красивых представителей животного мира

– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.)

– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?

(Ответы детей.)

– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – потому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

– А теперь давайте рассмотрим птиц второй группы. Какие птицы вам знакомы, каких птиц вы видели на улицах, в скверах, парках в зимнее время года? (Рассматривание картинок с зимующими птицами.)

– Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие.)

– Почему мы их называем “зимующие” птицы?

– Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

– Вот тут-то и на помощь приходит человек, а как мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы детей.)

- Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил.

Звучит музыка - голоса птиц.

Закрепление знаний детей о внешних особенностях птиц, активизация  в речи прилагательных.

3.Основная часть

а) Сообщение темы

Дети предлагают варианты решения проблемы.

- Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение?

- Очень хорошая идея - найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на веткерябины».

Определение темы и цели деятельности

б) Показ и анализ образца

(см. Приложение 1)

Дети садятся на стулья.

Дети называют части тела птицы, их цвет, форму, взаимное расположение, соотношение по размеру.

Воспитатель приглашает детей пройти за столы.

- Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть эту птицу?

- Назовите части тела птицы.

- Какая по форме голова птицы?

- Какое по форме туловище снегиря?

- Какой формы глаз?

- Какой по форме клюв?

- Какого цвета бумага нам понадобится для работы?

- Какие части тела у снегиря чёрного цвета?

- Какое по цвету туловище у снегиря?

- Если быть точными, то у снегиря красная только грудка.

- Где на листе расположен снегирь?

- Как расположено туловище птицы?

- Где расположена голова?

- Где расположен хвост?

- Где находится крыло?

- Где расположены лапки?

-Где на голове нашего снегиря находится глаз?

- Где расположен клюв?

- В какую сторону смотрит снегирь?

- Сравните голову и туловище. Что больше?

Уточнение особенностей внешнего вида снегиря.

в) Составление последовательности выполнения работы

Дети, под руководством педагога, планируют свою работу, опираясь на схемы – опоры. (см. Приложение 2)

- Посмотрите на первую схему и скажите, с чего начнём нашу работу.

- Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы.

- Что будем делать потом?

- Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря.

- Посмотрите на следующую схему. Что будем делать дальше?

- Надо разложить все детали.

- Расскажите о следующем шаге.

- Теперь будем наклеивать детали: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло.

Развитие связной речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом.

г) Физминутка

Дети встают в круг, выполняют движения, проговаривая стихотворение:

руки скрещены, повернуть ладонями к себе,

большие пальцы соединены друг с другом;

ладони имитируют взмахи крыльев;

присесть на корточки, руки за спину;

пальцами постучать по полу;

покружиться на месте;

наклоны головы вверх-вниз;

руки на пояс, движения локтями;

повороты головы вправо-влево;

бегут на стульчики.

-Покружились, покружились

И все в птиц мы превратились.

Ну-ка, птички полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водичку попили,

Пёрышки помыли,

В стороны посмотрели

И на место улетели.

Снижение физической усталости, морального напряжения.

Развитие общей и мелкой моторики.

д) Повторение последовательности выполнения работы

Дети по схеме восстанавливают последовательность выполнения работы.

Ребёнок выходит к  доске и выкладывает детали.

- Давайте ещё раз, по цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание.

Вырезать из красного прямоугольника овал. Это будет туловище.

Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет голова.

Разложить все детали на картоне.

- Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел вправо.

- Что будем делать дальше?

Сначала надо наклеить туловище.

Потом наклеить голову.

Затем будем клеить хвост.

Потом приклеить крыло.

Дорисовать лапы, клюв, глаза.

- Те, кто быстро справится с заданием, могут нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий снег.

Развитие планирующей функции речи.

е) Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

В процессе работы дети комментируют выполняемые действия, задают вопросы педагогу или друг другу.

В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.

Развитие регулирующей функции речи и изобразительных навыков.

з) Анализ детских работ

Дети рассматривают работы друг друга, сопоставляют их с образцом.

Ребята отмечают работы, которые им понравились,свой выбор аргументируют.

Дети хлопают в ладоши.

Чтение стихотворения.

- Посмотрите на всех птиц.

- Какие красивые снегири у нас получились. Я хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель анализирует одну из работ)

- Этот снегирь расположен в центре листа. Голова у него круглая, а туловище овальное. Аккуратно вырезаны крыло и хвост. Части тела расположены правильно: туловище приподнято вверх, крыло – в верхней части туловища, лапки – короткие, касаются ветки, глаз нарисован в центре головы, клюв слева.

- Расскажите о понравившейся вам птице

- Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей у нашего снегиря теперь сколько?

- Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь.

- Давайте порадуемся вместе с ним.

- Пришло время возвращаться в детский сад. Надо прочитать стихотворение о снегире.Воспитатель читает детям стихотворение «Снегири» :

Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

Что за чудо на берёзе -яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится.

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Обучение умению оценивать свою работу и работы сверстников.

Закрепление знаний о характерных особенностях внешнего вида птицы (названии частей, их цвете, форме, пропорциях и взаимном расположении).

4.Организационное окончание.

Свободные высказывания детей о том, чем они занимались.

Дети наводят порядок на рабочих местах и собираются на прогулку, чтобы понаблюдать за птицами и покормить их.

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц и что вам особенно понравилось?

- Расскажите, как мы выполняли аппликацию?

- Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц.

Обучение элементам рефлексии

Приложение.

снегирь на ветке

снегирь на ветке

снегирь на ветке

снегирь на ветке

снегирь на ветке

снегирь на ветке

снегирь на ветке

– Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – 
Собирает крошки,
По ночам ночует, – зернышки ворует? 
(Воробей.

– Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” 
(Дятел.)

– Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… 
(Ворона.)

– Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? 
(Сорока.)

– Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)

– Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… 
(Грач.)

– На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… 
(Цапля.)

– В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать?
 (Кукушка.)

– Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по познании (окружающий мир) "Стайка снегирей на ветках рябины"

Расширять представления детей многообразия птиц. Учить выделять характерные осовености снегиря. Воспитывать бережное отношение к природе, к птицам....

Конспект ООД пластилинография «Снегирь на ветке рябины» старшая группа

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (пластилинография).Рисуем пластилином снегиря на ветке рябины....

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в подготовительной к школе группе "Снегирь на ветке рябины"

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в подготовительной к школе группе...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в подготовительной к школе группе Тема: «Снегирь на ветке рябины»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в подготовительной к школе группе...