Консультация "Организация изобразительной и конструктивной деятельности в ДОУ"
консультация по аппликации, лепке на тему

Зайцева Татьяна Борисовна

В консультации для воспитателей  описаны формы организации изобразительной и конструктивной деятельности в дошкольном учреждении, условия организации данных видов деятельности, описаны наиболее характерные методы и приемы используемые в совместной деятельности воспитателя с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_organizatsiya_izobr_i_konstr_deyat_v_dou.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация изобразительной и конструктивной деятельности в дошкольном учреждении»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с №7 Зайцева Т.Б.

Организация деятельности по изобразительной деятельности проводится:

- в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, предполагающую деятельность в ходе режимных моментов и НОД;

- самостоятельной деятельности детей.

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

     Формы отличаются:

· по количественному составу участников,

· характеру взаимодействия между ними,

· способам деятельности,

· месту проведения.

 В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

 Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

 Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

 Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Такие игры планируются в утренние часы и второй половине дня, как индивидуальная или работа в микрогруппах. Она направлена на:

- закрепление полученных ранее знаний;

- развитие индивидуальных навыков;

- овладение новыми навыками, воплощение сюжетного или игрового замысла;

- создание атрибутов для игр или театрализованных представлений и т.д.

В групповых комнатах в центрах творческой активности хранятся материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации, образцы, репродукции, дидактические игры, сенсорные материалы, предметные и сюжетные рисунки, иллюстрации к сказкам. Папка с образцами рисунков, рисунков детей.

 Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

В помещении игровой размещены различные виды конструкторского материала, образцы, схемы. В настоящее время существует большое видовое разнообразие конструктивного материала:

- большой строительный,

- мягкий;

- настольный;

- «Лего»;

- пазловый и т.д.

Все материалы доступно расположены в закрытых или открытых шкафах или коробках.

Все творческие достижения воспитанников обязательно экспонируются в помещении группы и/или на выставке детского творчества. Здесь же размещаются цель или задачи деятельности.

     В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Избранные методы должны соответствовать:

-        общей цели и задачам образования;

-        специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдет развитие детей;

-        возрастным и индивидуальным особенностям детей.
   Доктор педагогических наук И.Я.Лернер предложил систему общедидактических (применимых к любому содержанию) методов обучения, обеспечивающих не только усвоение знаний, умений, но и развитие познавательных способностей учащихся и их творческих потенций, эмоций, интересов. Эти методы классифицированы по характеру познавательной деятельности, в основе которой степень самостоятельности и творческой активности учащихся в познании. Выделен
информационно-рецептивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания учащимися новой готовой информации.

Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

Педагог отбирает и конструирует задания, а ученик выполняет  и отрабатывает способ применения знания, способы действия. Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и то же задание для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). При организации репродуктивно-вариативной познавательной деятельности формируются обобщенные знания, способы деятельности, а значит, и способность использовать их оперативно в разных условиях.

Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает учащегося в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает факты - выводы делают ученики; педагог ставит проблему - гипотезу выдвигают ученики).

Эвристический, или частично поисковый, метод является предпосылкой успешного применения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение целостных задач.

Вышеизложенные методы, их последовательное комплексное сочетание в педагогическом процессе ориентированы на организацию познавательной деятельности с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей.

Это общедидактические методы, которые могут быть использованы при обучении любому содержанию, в том числе изобразительной деятельности. И.Я.Лернер отметил, что метод реализуется через систему приемов.

Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, практические, игровые. Рассмотрение этих методов необходимо, но каждый из них можно и нужно соотнести с общедидактическими методами, а это значит нужно охарактеризовать их с точки зрения доминирующего характера познавательной деятельности.

В связи с задачами развивающего обучения определены место и характер использования наглядных и словесных методов и приемов. Ведущими, главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.

Наблюдение - один из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Л.А.Раева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.

Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения.

Наблюдение в отличие от других методов и приемов формирует яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших качеств личности, характеризующих ее познавательную сферу, -наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.

В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия. Частной задачей в дошкольном возрасте является формирование представления об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для применения всех других методов и приемов обучения.

Требования к наблюдению

  1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

   2.Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств, рождаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотворным предметным миром, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности. Применительно к детям это особенно важно, так как только на уровне произвольности, обязательности дошкольник мало что может сделать вообще,а в художественной деятельности особенно. Общая беда педагогов: в общении с детьми они пытаются затронуть сферу познания, интеллекта, минуя сферу чувств. Отсюда формализм в обучении, в общении, в поведении взрослых, а затем и детей. Знания, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не становятся достоянием ребенка, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.

  1. Осмысленность наблюдения.  Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т.п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребенок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна на берегу выросла большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних. То есть внешние признаки предметов осмысливаются на основе вскрытия внутреннего содержания явления, существенных связей между внешними признаками и внутренним состоянием, влиянием каких-то факторов. В этом случае процесс
    познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ориентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений.
  2. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом условии процесс наблюдения будет эффективен. К сожалению, в массовой
    практике при всем понимании педагогами важности этого требования наблюдается своего рода боязнь проявления активности детей. Воспитатель, как правило, активен сам, но очень настороженно относится к «незапланированной» речевой, мыслительной, эмоциональной и тем более двигательной активности детей, не может направить ее в нужное русло. Разумная свобода и раскрепощенность как проявление детской активности - пока большая проблема для многих педагогов.

        5.Повторность   наблюдений   особенно   важна   для   создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (березка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень). В процессе неоднократных наблюдений можно увидеть разнообразие предметов одного типа: разные по внешнему виду грузовые машины в зависимости от конкретного функционального назначения; раз
ные жилые дома или здания, имеющие различное назначение (школа, детский сад, жилой дом, дворец для детей и т.п.).

Таким образом, повторные целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей, дают большой материал для продуктивного воображения. Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения, так как в силу доминирующей непроизвольности всех психических процессов у дошкольников удержание на длительный срок «свежих», ярких впечатлений, необходимых для изображения, невозможно.

6. Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приемами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.п.

        Возраст детей, новизна или повторность наблюдения конкретного явления, задачи предстоящей изобразительной деятельности существенно влияют на характер познавательной деятельности детей в наблюдении. Все это должен учитывать педагог при подготовке и проведении конкретного занятия.

        Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин.

Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. В чем смысл и значение этого метода?

Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.

Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки, преДметы быта (дом, мост), природы (деревья, кусты, цветы, животные). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимнастике) и т.п. То есть обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. С какой целью его используют? Ни в коем случае ни картину, ни иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Это косвенный метод обучения, применяемый в основном в системе предварительного формирования представлений и замыслов. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Например, наблюдение за рыбками в аквариуме можно дополнить рассматриванием их в атласе по биологии или в иллюстрированных энциклопедиях для детей и т.п. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

Образец - это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем, игрушки, скульптуры малых форм (в лепке), даже картины. Поскольку рассматривание картин, обследование предметов, в том числе игрушек и малой скульптуры, - самостоятельные методы обучения, то под образцом мы советуем понимать работу, выполненную воспитателем и предлагаемую для подражания. Длительное время в практике образец использовался как ведущий метод обучения. Злоупотребление образцом в ущерб другим основным методам обучения, таким, как наблюдение, рассматривание предметов и др., послужило причиной низкого уровня изобразительной деятельности детей. Видимая легкость, относительная грамотность исполнения работ почти всеми детьми в течение занятия привлекали внимание воспитателей к этому методу обучения. По справедливому замечанию Н.П.Сакулиной, дети, рисуя по образцу, рисовали по видению педагога и не учились самому главному умению в изобразительной деятельности - умению видеть предмет, явление. Результаты такого обучения проявились не только в однообразии, малой выразительности детских работ, но и, что самое важное, в неумении ребят самостоятельно изобразить любой несложный предмет, даже подобный тому, который учили изображать.

Прием показа способов изображения (способов действия) - один из важных в обучении дошкольников. Известно, что показ в старших группах занимает меньшее место, чем в младших. В зависимости от полноты показа способа изображения различают показ полный и частичный. Показ может быть общим и индивидуальным. Причем индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребенка. Кроме того, различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком. Показ используется при ознакомлении с техникой работы с новыми способами изображения. Показ технических приемов совпадает с усвоением детьми способов изображения предмета или составлением узора.

Беседа Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Физиологической основой единства словесных и наглядных методов является учение И.П.Павлова о взаимосвязанной работе двух сигнальных систем. Одним из ведущих словесных методов обучения изобразительной деятельности является беседа. Беседа на занятиях по изобразительной деятельности - это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.

Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Н.П.Сакулина справедливо требовала не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влияние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и игровых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...

« Развитие речи детей на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности»

в продуктивной деятельности дошкольников наиболее действенны приемы развития речи детей с использованием различных объектов – конструкторов, особенно с детьми младшего возраста на занятиях по изобрази...

Разнообразные изобразительные и конструктивные техники

Большая роль в развитии творческих способностей,воображения и общеэстетическое развитие личноски лежит на дошкольном возрастном периоде....

Особенности развития изобразительной и конструктивной деятельности слабослышащих детей

          Как правило, у слабослышащих детей, в отличие от нормально развивающихся, в раннем возрасте мы не наблюдаем даже первых признаков развития изобразительной дея...

Методическая разработка " Развитие изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России"

Данная методическая разработка направлен на создание варианта практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитекту...

Конструктивная деятельность, как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника. (мониторинг по конструктивной деятельности 2021-2023г.)

Мониторинг по конструктивной деятельности в разных группах ДОУ.(критерии мониторинга, диаграммы результатов)...