ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Творческая мастерская»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В.А. Сухомлинский.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Направленность программы – художественная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskaya_masterskaya_goloshchapova_ov.doc | 762.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2083» hello
ОГРН 1115074013130 ИНН/КПП 5074045703/775101001
142134, г. Москва, п. Рязановское, тел. +7 (495) 858-1541
п. Знамя Октября, мкр. «Родники», д.11 e-mail: 2083@edu.mos.ru
Рекомендована Утверждаю:
педагогическим советом директор ГБОУ Школа № 2083
протокол № _______ _____________
от «___» ___________ 2016 года Наумкина Т.В.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Творческая мастерская»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Голощапова Олеся Владимировна
Возраст детей: 3.5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: I ступень – ознакомительный
Москва, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В.А. Сухомлинский.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Направленность программы – художественная
АКТУАЛЬНОСТЬ
Перемены , происходящие в современном мире, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции художественно - эстетической деятельности. В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребёнка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Особенностью предлагаемой программы является ведение занятий всех видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации и рисования. Кроме изобразительных занятий в программу входят занятия по знакомству детей с изобразительным искусством, а также дидактические игры и упражнения. На занятиях детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка, лепки или аппликации. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цели работы кружка «Творческая мастерская» - привитие интереса к творчеству, изобразительному искусству, создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе сформировать интерес к эстетической стороне окружающего мира, развитие умения пользоваться нетрадиционными техниками изображения, развить духовный и творческий потенциал , а так же удовлетворить потребности ребенка в самовыражении.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
∙ ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изо материалов
∙ овладение детьми нетрадиционными техниками изображения;
∙ использование нетрадиционными техниками изображения в самостоятельной деятельности;
∙развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами)
∙развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;
∙умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;
∙развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
∙формирование творческого начала личности ребенка , развитие его индивидуальности;
∙формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
∙развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы основана на развитии детского творчества. Данная программа опирается на личность ребенка в соответствии с условиями жизни, индивидуальными склонностями и задатками. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения , открытия мира в многообразных формах своего проявления . В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, , воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме, активному познанию им окружающего мира . В связи с этим основная задача работы кружка: заложить основы развития личности, ее творческого потенциала .Программа "Творческая мастерская" должна помочь стимулировать развития детей путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого ребенка.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
От 3,5 до 6 лет
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
1год
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Коллективные и индивидуально-групповые занятия.
Продолжительность занятий 30 минут.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю.
В группе от 8 до 15 человек.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы, темы | Всего часов: | Теория | Практика |
1.Осень золотая | 9 | 2 | 7 |
2. Эти забавные животные | 9 | 1 | 8 |
3.Скоро, скоро Новый Год! | 7 | 1 | 6 |
4.Зимушка - зима. | 8 | 2 | 6 |
5.Подарок для папы и мамы | 8 | 1 | 7 |
6. Весна- красна | 8 | 1 | 7 |
7. Золотая рыбка | 8 | 1 | 7 |
8.Птицы, насекомые весной | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 60 | 10 | 50 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Тема№1"Осень золотая"
Теория: познакомить с правилами использования и правилами техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами. Беседа о осени. рассказать о основных приемах оригами, пластилинографии, объемной аппликации; Знакомство со свойствами бумаги. Обучение приемам работы с бумагой.
Практика: Обучение разным способам создания фона. Изготовление изображения осеннего леса при помощи пластилина на листе картона. Изготовление изображения веточки рябины при помощи пластилина на листе картона.
Тема№2 "Эти забавные животные"
Теория: познакомить с палитрой красок . Ознакомление с правилами работы с разными видами красок (гуашь, акварель).
Беседа с детьми о таких животных , как лягушка, бабочка, паук, сова, рыбка, птичка- синичка. Оригами; вырезание и плетение из бумаги; объёмные поделки из картона
Практика: Обучение разным способам создания фона. Рисование жесткой кистью, гуашь, оформление при помощи ватных комочков. Рисование фона акварелью, деталей – восковыми мелками. Экспериментирование с цветом.
Тема№3 "Скоро, скоро Новый Год!"
Теория: Беседа о празднике "Новый год"
Практика: Изготовление новогодних игрушек из бумаги (гирлянды, шары, фонарики) . Изготовление аппликации, подбор необходимых материалов; изготовление и сборка изделия, оформление готового изделия. Закрепление навыка – примакивание кистью.
Тема№4 "Зимушка - зима."
Теория: Правила техники безопасности. Режим работы. План занятий. Основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе. Демонстрация (иллюстративный) показ готовых изделий за первое полугодие.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Практика: Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа на тему «Зима» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.
Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Беседа с показом иллюстративного и природного материала
Тема№ 5 "Подарок для папы и мамы "
Теория: знакомство с художественной техникой по-мокрому. Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему.
Практика: Создание сюжетной композиции по замыслу, освоение художественной техники по-мокрому. Изготовление аппликации, подбор необходимых материалов; изготовление и сборка изделия, оформление готового изделия. Натюрморт с использованием заготовок из салфеток и бумаги, в подарок мамам к 8 марта. Закрепление навыка – примакивание кистью.
Тема№6 "Весна- красна"
Теория: Выполнение поделок с применением различных материалов. Рассказы детей о любимых игрушках. Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. Беседа о космосе.
Практика: Рисование первых весенних цветов. Смешение теплых цветов. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Представления детей о космосе. Рисование. Подбор модели игрушки и необходимых материалов для выполнения изделия. Выполнение изделия. Оформление декоративными элементами. Комбинированные изделия и поделки из различных материалов.
Выполнение поделок с применением различных материалов. Оформление в композиционное решение.
Тема№7 "Золотая рыбка"
Теория: Продолжать знакомить с палитрой красок .Выполнение поделок с применением различных материалов. Рассказы детей о любимых играх. Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
Практика: Обучение разным способам создания фона. Аппликация из салфеток с элементами пластилинографии. Аппликация из бумаги, дорисовывание деталей восковыми мелками или красками по выбору детей. Изготовление аппликации, подбор необходимых материалов; изготовление и сборка изделия, оформление готового изделия. Закрепление навыка – примакивание кистью.
Тема№8 "Птицы, насекомые весной"
Теория: . Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни ВОВ. Продолжать знакомить с палитрой красок . Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки. Анализ. Подведение итогов. Награждение.
Практика: Рисование деревьев гуашью . Рисование красками птичек, придавая им разные позы и направление головы. Создание коллективного панно «Тропическое дерево» с разноцветными попугаями в разных позах. Аппликация из бумаги, дорисовывание деталей восковыми мелками или красками по выбору детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
- К концу года дети знают:
- - правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- - технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;
- - определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";
- - о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
- - о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
- - правила композиционного построения изображений.
- Дети умеют:
- - работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- - правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- - использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);
- - использовать схемы при изготовлении поделок;
- - подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- - выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- - творчески подходить к выполнению задания;
- - видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
- 1. Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
- 2. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
- 3. Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.
- 4. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
- 5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- 1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)
- 2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.
- 3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
- 4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
- 5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.
- 6. Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.
- 7. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.
Список литературы
- 1.С.Д.Сажина, «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». Методические рекомендации, М., Сфера, 2010.
- 2.И.А.Лыкова, «Лепим, фантазируем, играем», М., 2000.
- 3.И.А.Лыкова, «Интерьеры из солёного теста», «Подарки из солёного теста», «Пир на весь мир из солёного теста!», М., 2008.
- 4.И.А.Лыкова, «Аппликация и бумагопластика», М., 2008.
- 5.И.А.Лыкова, «Изобразительная деятельность в детском саду -подготовительная к школе группа», М., 2009.
- 6.В.С.Горичева, М.И.Нагибина, «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль, 1998.
- 7.И.Хананова, «Солёное тесто», М., 2007.
- 8.С.Ю.Афонькин «Оригами и аппликация», СПб., 2001.
- 9.Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество», М., 1990.
Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | 03.10 | "Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Рисование эмблемы кружка" | 1 |
2. | 05.10 | "Посмотри в свое окно" рисование акварелью | 1 |
3. | 10.10 | «Веточка рябины» - пластилинография, рисование гуашью | 1 |
4. | 12.10 | Оригами. Знакомство с Квадратиком. "Осенний лист" | 1 |
5. | 17.10 | Коллективная работа "Осенний букет" - аппликация, пластилинография | 1 |
6. | 19.10 | "Грибок" - пластилинография | 1 |
7. | 24.10 | "Деревья"- рисование акварелью фон | 1 |
8. | 26.10 | "Деревья"- рисование акварелью | 1 |
9. | 31.10 | "Ежик- не головы не ножек" - рисование одноразовыми вилками | 1 |
10. | 02.11 | " Оригами. Бабочка" | 1 |
11. | 07.11 | Оригами. «Птичка – синичка» | 1 |
12. | 09.11 | "Сова на ветке" аппликация из ватных дисков | 1 |
13. | 14.11 | "Золотая рыбка" рисование акварельными красками | 1 |
14. | 16.11 | Оригами лягушка | 1 |
15. | 21.11 | Знакомство с гофрированной бумагой. Изготовление гофротрубочек | 1 |
16. | 23.11 | "Паучок на паутинке" гофротрубочки | 1 |
17. | 28.11 | Подарок для мамы "Совушка с совенком" аппликация из цветной бумаги | 1 |
18 | 30.11 | Продолжение работы подарок для мамы "Цветы для мамы" аппликация из ватных дисков | 1 |
19 | 05.12 | "Зимние узоры" рисование воском и акварелью | 1 |
20 | 07.12 | "Зимние узоры" рисование пастель и акварель | 1 |
21 | 12.12 | «Ёлочка красавица». Лепка из солёного теста с использованием пайеток для украшения. | 1 |
22 | 14.12 | Пластилиннография по стеклу "Зима" | 1 |
23 | 19.12 | Пластилиннография по стеклу "Зима" | 1 |
24 | 21.12 | Изготовление снежинок | 1 |
25 | 26.12 | Елочные украшения из бумаги "Фонарики" | 1 |
26 | 28.12 | Елочные украшения из бумаги "Гирлянда" | 1 |
27 | 09.01 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2 | 1 |
28 | 11.01 | "Ангел" объемная аппликация из бумаги | 1 |
29 | 16.01 | "Зайчик"объемная аппликация | 1 |
30 | 18.01 | «Елочка» Работа с пластилином Создание объемного разноцветного изделия | 1 |
31 | 23.01 | «Медвежонок» Работа с нитками Работа с картоном и нитками | 1 |
32 | 25.01 | «Волшебные снежинки» Работа с соленым тестом Лепка из теста путем склеивания колбасок, украшение блестками, бисером | 1 |
33 | 30.01 | «Елочка» Работа с бросовым материалом Мозаичная аппликация из самоклеющейся пленки | 1 |
34 | 01.02 | "Зима" Аппликация из салфетных жгутиков | 1 |
35 | 06.02 | "Снегирь на ветке рябины" пластилинография, рисование гуашь. | 1 |
36 | 08.02 | «Валентинка» Работа с салфетками Поделка из салфеток | 1 |
37 | 13.02 | Рисование в технике по-мокрому «Я рисую Море» | 1 |
38 | 15.02 | «Лев» Работа с бросовым материалом Работа с картонными рулончиками, нитками, пуговицами | 1 |
39 | 20.02 | «Кораблик для папы». Аппликация из цветной бумаги и в технике оригами. | 1 |
40 | 22.02 | «Открытка для папы». Поделка в технике оригами | 1 |
41 | 27.02 | «Первые цветы» Работа с бумагой Аппликация | 1 |
42 | 01.03 | «Цветочек для мамы». Поделка в технике оригами с элементами аппликации. | 1 |
43 | 06.03 | «Поздравление маме» Открытка Работа с красками, лентами, пайетками | 1 |
44 | 13.03 | «Георгины» Работа с бумагой Объемная аппликация. Работа с мягкой бумагой, клеем, ножницами | 1 |
45 | 15.03 | Объемная аппликация. «Цветы» | 1 |
46 | 20.03 | «Весна – Красна». Поделка из цветной бумаги с элементами рисования пастельными карандашами | 1 |
47 | 22.03 | «Подсолнухи» Работа с соленым тестом Создание цветка из соленого теста, работа стеком по рельефу | 1 |
48 | 27.03 | «Солнышко - колоколнышко». Аппликация из цветной бумаги с элементами рисование акварельными карандашами и фломастерами. | 1 |
49 | 29.03 | «Радужная птица счастья» рисование пастель. | 1 |
50 | 03.04 | «Вот какой у нас зонтик!». Аппликация из цветной бумаги и в технике оригами с элементами рисования. | 1 |
51 | 05.04 | «Пасхальная открытка». Аппликация из цветной бумаги с элементами рисования | 1 |
52 | 10.04 | Аппликация с элементами бумажной пластики «Веселые ромашки». | 1 |
53 | 12.04 | «Звезды и кометы» нетрадиционное рисование масляная пастель и гуашь | 1 |
54 | 17.04 | Аппликация с элементом бумажной пластики «Весенний букет» | 1 |
55 | 19.04 | «На дне морском» рисование акварелью, оригами | 1 |
56 | 24.04 | "Рыбка" аппликация, рисование картонная тарелка | 1 |
57 | 26.04 | «Бабочка – красавица». Объёмная аппликация из цветной бумаги. | 1 |
58 | 03.05 | «Поделка к 9 мая». Аппликация из цветной бумаги | 1 |
59. | 10.05 | Рисование «Пестрые попугаи на дереве» | 1 |
60. | 15.05 | «Зелёный май». Поделка в технике оригами с элементами аппликации и рисования пастельными карандашами. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей средствами циркового искусства «Балаганчик»
Для дошкольников 5-7 лет, срок реализации 2 года...
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" Художественно-эстетической направленности Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года.
Программа программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" художественно-эстетической направленности расчитана на возрастную категорию детей 5 -7 лет. ...
Авторская рабочая программа дополнительного образования детей. Кружок декоративно – прикладного творчества «Творческая мастерская» для детей подготовительной группы
программа дополнительного образования...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Творческая мастерская»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.Развивать творчество детей можно различными способами...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
- Мне нравится (1)