Развитие мелкой моторики через нетрадиционную лепку
консультация по аппликации, лепке на тему
Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста, но соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду.Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_po_testoplastike.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование.
«Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей»
Цель: изучить и систематизировать использование технологии тестопластики как наиболее эффективный способ развития мелкой моторики руки у детей младшего и среднего школьного возраста.
Задачи
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики у старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Разнообразные виды художественно-творческой деятельности играют значительную роль в развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, развивает воображение, мелкую моторику.
Ни для кого не секрет, что более половины всех первоклассников, приходя в школу, имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. С каждым годом таких детей становится все больше. Низкий уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Это не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково работают обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста, но соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду.Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из соленого теста вызывают повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение
результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
предполагаемый результат:
– формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых
– целенаправленная деятельность в работе с одаренными детьми.
Этапы самообразования:
1.Подбор и изучение методической литературы
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4.Представление опыта работы по теме.
предполагаемые сроки выполнения каждого этапа
1.Изучение методической литературы
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня
литература по теме самообразования | |||
дата | название автор | источник (сайт; издательство, год издания) | результат |
| Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007 | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. | – М.: Мозаика – Синтез, 2005 | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. | М.:ТЦ «Сфера», 2000 | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – | Ярославль: Академия развития, 1998. | Смотреть тетрадь по самообразованию |
+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
участие в методической работе детского сада | ||
дата | тема | форма участия |
«Тестопластика» | Мастер- класс | |
«Тестопластика как метод развития мелкой моторики руки у детей младшего и среднего школьного возраста». | Выступление на педсовете |
+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Мукасоль» | Разработка творческого проекта | |
«Хлебобулочные изделия». | Продолжать знакомство с техникой тестопластики. | |
«Ушастые пирамидки» | Учить детей лепить трехцветные пирамидки из дисков разной величины с верхушкой в виде головы животного | |
«Улитка» | Закрепить навык раскатывания. Показать приём изготовления колбаски из теста. Придавать форму. | |
Сюжетная лепка «Вот ёжик,неголовы,ни ножек». | Учить детей лепить, передавая характерные особенности внешнего вида | |
«Наш музей» | Создание мини-библиотеки литературы и альбомов по тестопластике. | |
«Аллея талантов» | постоянные выставки работ детей | |
Знакомтесь — Тестопластика.. | Развивающая игра своими руками |
- Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4.Представление опыта работы по теме.
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
- Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
- Выступление на педсовете
- Консультация
- Семинар-практикум
- Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
- Выставки детского творчества
«Пальчиками играем – речь развиваем». | Консультация для родителей |
«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? | Консультация для педагогов |
«Чудо-повар к нам пришел». | Открытое ООД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...
Развитие мелкой моторики через нетрадиционные виды аппликации
Развитие мелкой моторики через нетрадиционные виды аппликацииУровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий ур...
Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.
Консультация для родителей...
«Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации»
Консультация для родителей и педагогов...
Развитие мелкой моторики через нетрадиционную аппликацию (средняя группа)
Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных ...
развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования
презентация открытого просмотра по теме самообразования...
Мастер – класс для родителей по теме: развитие мелкой моторики, через нетрадиционные приёмы рисования.
Мастер – класс для родителей по теме: развитие мелкой моторики, через нетрадиционные приёмы рисования. Цель – привлечь внимание р...