Конспект НОД Тема: «Этнокультурное воспитание детей младшей группы, знакомство с русской матрешкой»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
Конспект НОД
Тема: «Этнокультурное воспитание детей младшей группы, знакомство с русской матрешкой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 300.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТСКИЙ САД №1«ЧЕБУРАШКА» ст. ГИАГИНСКОЙ».
Конспект НОД
Тема: «Этнокультурное воспитание детей младшей группы, знакомство с русской матрешкой»
Выполнила:
Рыбкина Е.С.,
воспитатель МБДОО «Чебурашка»
Гиагинская, 2017г
«Воспитание, если оно не хочет быть бессмысленным, должно быть народным…Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма» К.Д.Ушинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу воспитания нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы: изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц; знакомство с русскими народными игрушками и играми; проведение русских народных праздников.
Тема: «Этнокультурное воспитание детей младшей группы, знакомство с русской матрешкой»
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой.
Задачи:
Образовательные:
- формировать понятие, из чего сделана, как украшена матрешка;
- формировать интерес и любовь к народному творчеству;
- совершенствовать умения раскладывать готовые формы цветочков на заготовки матрешек; --- активизировать словарь.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к русскому прикладному искусству на примере деревянной игрушки матрешки;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;
- воспитывать чувство любви к деревянной игрушке;
- воспитывать аккуратность.
Интеграцияобразовательных областей:«Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Предварительная работа:
- беседа с детьми об игрушках с акцентом на деревянную игрушку Матрешку;
- чтение стихотворений и загадок о Матрешке;
- прослушивание русских народных песен и песен о Матрешке;
- рассматривание игрушек и их росписи, а так же иллюстраций с изображением Матрешки.
Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.
Материал:
Демонстрационный: расписные матрешки.
Раздаточный: плоскостные бумажные силуэты матрешек (по количеству детей), цветы для наклеивания, кисти для клея, емкости с клеем, салфетки, подставки, клеенки.
Оборудование: корзина, платок, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки».
Ход НОД:
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!
У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? Хотите заглянуть?
- Ой, да тут матрешки, какие красивые! (Любуются)
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные.
Достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и рассказывает им свой секрет (от имени матрешки говорит Хозяйка).
Матрешки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
После того как все поздоровались, каждый ребенок получает по одной матрешке. Хозяйка поет песенку «Мы веселые матрешки», а дети подпевают.
- Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.
- Как вы думаете, из чего делали эти игрушки – куколки?
- Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.
- Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие.
Как это получилось?
- Верно, ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
- Скажите, почему матрешки вам понравились? (Они красивые, нарядные, яркие, веселые).
- Какой узор на сарафане? (Листья и цветы)
Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье?
Хозяйка достает матрешку – заготовку, не украшенную узором.
- А посмотрите на эту матрешку, ее, наверное, забыли украсить. Как вам кажется, какое у нее настроение?
- Она грустная, у нее нет цветочков на сарафане.
- Где же нам взять цветочки? Совсем забыла, у меня же волшебная корзина! Но нам нужно всем вместе сказать волшебные слова: «1,2,3, - корзинка цветочки нам подари!»
(пальчиковая гимнастика дети садятся вокруг корзины, сжимают, разжимают кулачки и произносят слова вместе с воспитателем).
Дети: «1, 2, 3 – корзина цветочки нам подари!»
- Ребята, подходят эти цветочки нашим Матрешкам?
- Я вам предлагаю подарить матрешкам по цветочку. Для этого у нас есть клей, кисть, и матрешки с цветами. Приступаем.
Воспитатель последовательно описывает и показывает всю работу: «Возьмем в правую руку кисточку, макнем ее в клей и намажем клеем на обратную сторону цветочка. Затем приклеим цветочек на сарафан матрешки».
Дети вместе с воспитателем наклеивают цветочки на трафареты Матрешек под музыку «Матрешки».
- Посмотрите, какие матрешки стали веселые. Какие мы с вами молодцы.
Хозяйка (прячет в большую матрешку маленьких, приговаривает)
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Матрешка и Хозяйка прощаются с детьми, приглашая их еще раз прийти к ним в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия с детьми 1 младшей группы: "Знакомство с русской матрешкой".
Комплексное занятие с малышами. Знакомство с русским народным творчеством, развитие мелкой моторики посредством работы с крупой....
Конспект комплексного занятия с детьми 1 младшей группы: "Знакомство с русской матрешкой".
Комплексное занятие с малышами. Знакомство с русским народным творчеством, развитие мелкой моторики посредством работы с крупой...
НОД для детей с ОВЗ по зрению во II младшей группе «Знакомство с русской матрешкой».
Образовательная область: познание и аппликация.ОБОРУДОВАНИЕ: русский народный костюм для воспитателя, несколько изображений матрешек, Семеновская матрешка, Сергиево-Посадская матрешка, шаблон фигуры м...
«Знакомство с русской матрешкой» - этнокультурное воспитание детей младшей группы,
Задачи: Образовательные:- формировать понятие, из чего сделана, как украшена матрешка;- формировать интерес и любовь к народному Цель: Познакомить детей с русской народной игр...
Конспект по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшей группы на тему: «Я и моя семья»
Цель: формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с семьей....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»....
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Знакомство с русской матрешкой» .
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Знакомство с русской матрешкой» ....
- Мне нравится (1)