Программа по тесто пластике для старшего возраста.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Второй год в нашей группе работает кружок по лепке из соленого теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 30 «Подснежник»
«Утверждаю»
Заведующая МАДОУ №30
«Подснежник»
Загребина Н.Н.
Приказ № от
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка по тестопластике
(лепка из солёного теста) на 2017-2018 уч.год.
Адресат программы:
дети старшей группы, 5-6 лет.
Срок реализации:
7 месяцев.
Разработчик (и) программы:
Килина Ирина Николаевна, воспитатель.
Усть-Илимск, 2017 год
Пояснительная записка
Информационные материалы и литература:
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки". И.А. Лыкова
- Изобразительная деятельность в детском саду И.А.Лыкова
- Вкусная лепка для детей и взрослых: Учебно-метод. пособие для педагогов, Лыкова И.А.,
Цветной мир, редактор Шипунова В.А., серия Современный педагог и семья, год 2014.
4. «Соленое тесто» И.А.Лыкова. Учебно-метод. пособие для педагогов 2015 год.
Направленность программы: художественно-эстетическое развитие. Остальные области развития (социально- коммуникативное, речевое, физическое, познавательное) проходят через интеграцию.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связана с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Отличительные особенности программы:
Программа решает задачи развития детей в художественно- эстетической направлении. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста -древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Адресат программы: программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Изобразительная деятельность детей 5-6 лет, посещающих детский сад, продолжает
развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания
окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх,
конструировании, рисовании, лепке, аппликации. В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.
В 5-6 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.
Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.
В этом возрасте важно продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прощипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.
Срок освоения программы, режим занятий: 8 месяцев.
Кружок по тестопластике проводится с октября по апрель, в первой половине дня, один раз в неделю, продолжительностью занятий 25 минут, в год 22 занятия
День недели | Сколько раз в месяц | Время проведения | Продолжительность занятия |
вторник | 4 раза в месяц | 11-00-11-25 | 25 мин. |
Форма обучения: очная, кружковая
Виды организации детей:
Индивидуальные
Подгрупповые
групповые
Цель и задачи программы:
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста
Задачи:
1) образовательные:
- Научить овладевает умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей
- учить детей способам лепки: скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный,
рельефный.
- Стимулировать к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
- Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
- Повышение уровня навыков и умений в работе с материалами
- Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
- Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
- Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
3) воспитательные:
- Воспитание ответственности при выполнении работ
- Соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
- Стремление к поиску, самостоятельности
- Понимание необходимости качественного выполнения образа
- Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
- Приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек
Планируемые результаты:
У ребенка сформирован познавательный интерес к лепке из теста, любознателен, задает вопросы.
У ребенка улучшилось внимание, усидчивость, целеустремлённость, глазомер, мелкая моторика пальцев рук.
У ребенка развивается воображение, умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания, проявляет инициативу, самостоятельность.
У ребенка расширен словарный запас. Использует речь для выражения собственных мыслей.
Сформировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражению.
Развитие у детей основных навыков работы с тестом: скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
Развивающая среда: картины с видами изделий из теста, книги, фотографии, готовые изделия для показа. Мука, соль "Экстра", клей обойный, клей ПВА, "Момент", краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко. Дополнительные материалы: бисер, бусинки, мешковина, ткань.
Перспективный план работы на 2017-2018 учебный год
Месяц | Тема | Цель | Оборудование |
октябрь | 1 .Осеннее дерево. Плоскостная лека. 2Раскрашивание дерева. 3 Гусеница. Объемная лепка 4.Раскрашивание гусеницы. | 1 .Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). 2.Учить детей замешивать тесто для лепки. 3.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. 4.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Мука, соль, вода, клей ПВА, доска, изделия из соленого теста, гуашь, кисточки, салфетки |
ноябрь | 1. «Паучок» 2. Раскрашивание красками 4.Раскрашивание бабочки | 1 .Продолжать учить детей лепить из соленого теста, дополнять различными материалами. 2.Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. 3.Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке. | соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; - крупа; - доски для лепки; гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - крупа, стаканчики с водой; подкладные листы, семена подсолнечника |
декабрь | 1 Рыбка. 2. Раскрашивание рыбки. Просмотр презентаций на тему «Игрушки из теста» З.Ежик. 4. Раскрашивание Ежика. | 1 .Продолжать учить детей лепить из теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) 2.Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. 3.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | соленое тесто, - - доски для лепки; гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; стаканчики с водой; подкладные листы |
январь | 1. «Снеговик» 2.Раскрашивание красками . | 1 .Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. 2.Развивать художественно -творческие способности, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. 3.Про должать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. | соленое тесто, - - доски для лепки; гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; стаканчики с водой; подкладные листы |
февраль | 1. «Фрукты на тарелке» 2.Раскрашивание красками «. З.Карзинка. Плетение. 4. раскрашивание карзинки. | 1 .Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предьщущем занятии и тщательно высушено. 2. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. 3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. 4.Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. 5.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой,. | соленое тесто, - - доски для лепки; гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; стаканчики с водой; подкладные листы |
март | 1. Кулон сердечко для мамы 2.Ягоды для корзинки. 3. Раскрашивание ягод. | 1 .Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. 1 .Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. 2.Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. 3.Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. 4.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | соленое тесто, - - доски для лепки; гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; стаканчики с водой; подкладные листы |
апрель | 1.«Ромашка». 2.Раскрашивание красками «Ромашки» из соленого теста. 3. Вкусные крендельки из сладкого теста. Чайпитие. | 1. Научить использовать тесто 2. Раскрыть творческую | соленое тесто, - - доски для лепки; гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; стаканчики с водой; подкладные листы |
Условия реализации программы:
Направления развития | Предметная среда в ДОУ | Компоненты предметной среды | Специалист по штатному расписанию |
Художественно-эстетическое развитие | Групповое помещение | картины с видами изделий из теста, книги, фотографии, готовые изделия для показа. Мука, соль "Экстра", клей обойный, клей ПВА, "Момент", краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко. Дополнительные материалы: бисер, бусинки, мешковина, ткань. | Воспитатель группы 06 Килина И.Н. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/01/picture-345438-1593598755.jpg)
Рабочая программа по обучению детей старшего возраста элементарным приемам квиллинга «Волшебный мир квиллинга»
Рабочая программа по обучению детей старшего возраста элементарным приемам квиллинга «Волшебный мир квиллинга»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-790101-1463068719.jpg)
Программа дополнительного образования детей старшего возраста (5-7 лет) "Риторика для малышей" с элементами театральной деятельности.
Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения. В программе представлено 6 разделов: общение, речевой этикет, речевая деятельность, техника р...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-867484-1481914795.jpg)
Программа обогащения словаря детей старшего возраста посредством игр - драматизаций.
Предложенная программа по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр - драматизаций можно использовать в практике дошкольных образовательных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/01/picture-29998-1493591542.jpg)
Рабочая программа "В мире оригами" (старший возраст)
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/08/picture-953144-1620501022.jpg)
Развивающие игры по программе «Развитие» для детей старшего возраста
Развивающие игрыпо программе «Развитие»для детей старшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-757590-1475430836.jpg)
Рабочая программа кружка "Радуга дружбы"старший возраст
Эта программа содержит материал дл ознакомления детей старшего дошколного возраста с культурой чувашского народа....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/28/picture-1230232-1674908859.jpg)
Авторская программа " Профессии" для детей старшего возраста
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании новых базовых знан...