Программа по тесто пластике для старшего возраста.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Килина Ирина Николаевна

Второй год в нашей группе работает кружок по лепке из соленого теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_testo_starshaya.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 30 «Подснежник»

«Утверждаю»

Заведующая МАДОУ №30

«Подснежник»

        Загребина Н.Н.

Приказ №        от

Дополнительная общеразвивающая программа

кружка по тестопластике

(лепка из солёного  теста) на 2017-2018 уч.год.

                                                                           

Адресат программы:

                                                                   дети старшей группы, 5-6 лет.

                                                                                                  Срок реализации:

7 месяцев. 

Разработчик (и) программы:  

Килина Ирина Николаевна, воспитатель.                                                                                                                              

Усть-Илимск,   2017 год


Пояснительная записка

Информационные материалы и литература:

  1. Программа художественного  воспитания,  обучения и развития детей 2-7 лет  "Цветные ладошки". И.А. Лыкова
  2. Изобразительная деятельность в детском саду И.А.Лыкова
  3. Вкусная лепка для детей и взрослых: Учебно-метод. пособие для педагогов, Лыкова И.А.,

Цветной мир, редактор Шипунова В.А., серия Современный педагог и семья, год 2014.

4.        «Соленое тесто» И.А.Лыкова. Учебно-метод. пособие для педагогов 2015 год.

Направленность программы: художественно-эстетическое развитие. Остальные области развития (социально- коммуникативное, речевое, физическое, познавательное) проходят через интеграцию.

Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связана  с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Лепка имеет большое значение   для обучения и   воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды    изобразительной   деятельности,   формирует   эстетические     вкусы,   развивает   чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Отличительные особенности программы:

Программа решает задачи развития детей в художественно- эстетической направлении. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста -древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".

Адресат программы: программа рассчитана на детей 5-6 лет.

Изобразительная деятельность детей 5-6 лет, посещающих детский сад, продолжает
развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания
окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх,
конструировании, рисовании, лепке, аппликации. В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.

В 5-6 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.

Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.

В этом возрасте важно продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прощипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Срок освоения программы, режим занятий: 8 месяцев.

Кружок    по    тестопластике    проводится с октября по апрель,     в    первой    половине    дня,    один    раз    в    неделю, продолжительностью занятий  25 минут, в год 22 занятия

День недели

Сколько раз в месяц

Время проведения

Продолжительность занятия

вторник

4 раза в месяц

11-00-11-25

25 мин.

Форма обучения: очная, кружковая

Виды организации детей:

Индивидуальные

Подгрупповые

групповые

Цель и задачи программы:

Цель: развитие  творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

Задачи:

1)        образовательные:

  1. Научить  овладевает умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей
  2. учить детей способам лепки: скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный,

            рельефный.

  1. Стимулировать  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  2. Овладение умениями применять в дальнейшей жизни   полученные знания.

2)        развивающие:

  1. Повышение уровня навыков и умений в работе с материалами
  2. Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
  3. Формирование  способности  к  самостоятельному   поиску  методов  и  приемов,  способов выполнения
  4. Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций

3)        воспитательные:

  1. Воспитание ответственности при выполнении работ
  2. Соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
  3. Стремление к поиску, самостоятельности
  4. Понимание необходимости качественного выполнения образа
  5. Конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
  6. Приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек

Планируемые результаты:

У ребенка сформирован познавательный интерес к лепке из теста, любознателен, задает вопросы.

У ребенка улучшилось внимание, усидчивость, целеустремлённость, глазомер, мелкая моторика пальцев рук.

У ребенка   развивается воображение, умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания, проявляет инициативу, самостоятельность.

У ребенка расширен словарный запас. Использует речь для выражения собственных мыслей.

Сформировать      у   детей      интерес   к   эстетической   стороне   окружающей   действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражению.

Развитие у детей основных навыков работы с тестом: скатывание прямыми движениями;

  • скатывание круговыми движениями;
  • расплющивание;
  • соединение в виде кольца;
  • защипывание края формы;
  • лепка из нескольких частей;
  • пропорции;
  • оттягивание части от основной формы;
  • сглаживание поверхности формы;
  • присоединение части;
  • прижимание;
  • примазывание;
  • вдавливание для получения полой формы;
  • использование стеки.

Развивающая среда: картины с видами изделий из теста, книги, фотографии, готовые изделия для показа.  Мука, соль "Экстра", клей обойный, клей ПВА, "Момент", краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко.  Дополнительные материалы: бисер, бусинки, мешковина, ткань.

Перспективный план работы на 2017-2018 учебный год

Месяц

Тема

Цель

Оборудование

октябрь

1 .Осеннее дерево. Плоскостная лека.

2Раскрашивание дерева.

3 Гусеница. Объемная лепка 4.Раскрашивание гусеницы.

1 .Познакомить   с   лепкой   из соленого      теста,      с      его особенностями          (соленое, мягкое).

2.Учить    детей    замешивать тесто для лепки. 3.Развивать

наблюдательность, внимание, мышление,   память,   мелкую моторику, речь. 4.Воспитывать     интерес     к лепке из соленого теста.

Мука,  соль,  вода, клей ПВА,  доска, изделия                из соленого       теста, гуашь,     кисточки, салфетки

ноябрь

1.        «Паучок»

2.        Раскрашивание красками
Просмотр    презентаций    на
тему «Из чего это сделано»
ЗБабочка. Объемная ленка

4.Раскрашивание бабочки

1 .Продолжать    учить    детей лепить    из    соленого    теста, дополнять различными материалами.

2.Развивать              образное мышление,              творческое воображение,           внимание, мышление,   память,   мелкую моторику, речь.

3.Воспитывать     интерес     к природе      и      отображению ярких представлений в лепке.

соленое         тесто, окрашенное          в желтый цвет;

-        крупа;

-        доски для лепки;

гуашь разноцветная;

-        кисточки;

-        подставки;

-        крупа,

стаканчики     с водой;

подкладные листы,          семена подсолнечника


декабрь

1 Рыбка.

2. Раскрашивание рыбки. Просмотр    презентаций    на

тему «Игрушки из теста»

З.Ежик.

4. Раскрашивание Ежика.

1 .Продолжать    учить    детей лепить из     теста, украшать работу          с          помощью дополнительных   материалов (бусины,   блестки   макароны, горох,         крупа,         фасоль, пуговицы)              2.Развивать чувство                  композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3.Воспитывать     интерес     к лепке из соленого теста.

соленое тесто, -

-        доски для лепки;

гуашь разноцветная;

-        кисточки;

-        подставки;

стаканчики     с водой;

подкладные листы

январь

1. «Снеговик» 2.Раскрашивание красками .

1 .Учить      детей      отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, использовать            холодную гамму  цветов  для  передачи зимнего                    колорита. 2.Развивать художественно -творческие          способности, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым    тестом    в    новую творческую             ситуацию. 3.Про должать          развивать мелкую        моторику       рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

соленое тесто, -

-        доски для лепки;

гуашь разноцветная;

-        кисточки;

-        подставки;

стаканчики    с водой;

подкладные листы

февраль

1. «Фрукты на тарелке» 2.Раскрашивание красками «. З.Карзинка. Плетение. 4. раскрашивание карзинки.

1 .Учить              раскрашивать изделие   из   соленого   теста красками,      которое      было изготовлено  на предьщущем занятии и тщательно высушено.

2. Формировать             навыки аккуратности                      при раскрашивании            готовых фигур.

3.Развивать        у        детей эстетическое         восприятие, чувство цвета.

4.Научить  точно   передавать задуманную    идею    при    в раскрашивании          изделия, раскрыть                 творческую фантазию  детей   в   процессе работы.    5.Развить    гибкость пальцев   рук   при   работе   с

кисточкой,.

соленое тесто, -

-        доски для лепки;

гуашь разноцветная;

-        кисточки;

-        подставки;

стаканчики     с водой;

подкладные листы


март

1. Кулон сердечко для мамы 2.Ягоды для корзинки. 3. Раскрашивание ягод.

1 .Учить              раскрашивать

изделие   из   соленого   теста

красками,     которое     было

изготовлено на предыдущем

занятии         и         тщательно

высушено.

1 .Формировать            навыки

аккуратности                      при

раскрашивании           готовых

фигур.

2.Развивать         эстетическое

восприятие,    чувство    цвета.

3.Научить   точно  передавать

задуманную    идею    при    в

раскрашивании          изделия,

раскрыть               творческую

фантазию  детей  в  процессе

работы.

4.Развить   гибкость   пальцев

рук при работе с кисточкой,

научить    видеть    конечный

результат задуманной работы.

соленое тесто, -

-        доски для лепки;

гуашь разноцветная;

-        кисточки;

-        подставки;

стаканчики     с водой;

подкладные

листы

апрель

1.«Ромашка».

2.Раскрашивание     красками

«Ромашки»      из     соленого

теста.

3. Вкусные    крендельки    из

сладкого теста. Чайпитие.

1.        Научить использовать тесто
для   проявления   творческих
способностей детей, научить
точно передавать задуманную
идею       при       выполнении
изделия.

2.        Раскрыть           творческую
фантазию  детей  в  процессе
лепки,      развить      гибкость
пальцев рук, научить видеть
конечный                   результат
задуманной работы.

соленое тесто, -

-        доски для лепки;

гуашь разноцветная;

-        кисточки;

-        подставки;

стаканчики    с водой;

подкладные листы

Условия реализации программы:

Направления развития

Предметная   среда в ДОУ

Компоненты предметной среды

Специалист         по

штатному

расписанию

Художественно-эстетическое развитие

Групповое помещение

картины    с    видами изделий     из     теста, книги,     фотографии, готовые изделия для показа.    Мука,    соль "Экстра",            клей обойный, клей ПВА, "Момент",       краски акриловые;      краски акварельные,   гуашь, кисти,         ножницы, стеки,  доска,  рамки, пищевая          фольга; проволока,            лак, валик-скалка, формочки,    мисочки для теста, ёмкость с водой,      зубочистки, ситечко.

Дополнительные материалы:       бисер, бусинки, мешковина, ткань.

Воспитатель группы

06

Килина И.Н.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей старшего возраста элементарным приемам квиллинга «Волшебный мир квиллинга»

Рабочая программа по обучению детей старшего возраста элементарным приемам квиллинга «Волшебный мир квиллинга»...

Программа дополнительного образования детей старшего возраста (5-7 лет) "Риторика для малышей" с элементами театральной деятельности.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения. В программе представлено 6 разделов: общение, речевой этикет, речевая деятельность, техника р...

Программа обогащения словаря детей старшего возраста посредством игр - драматизаций.

Предложенная программа по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр - драматизаций можно использовать в практике дошкольных образовательных учреждений....

Рабочая программа "В мире оригами" (старший возраст)

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...

Развивающие игры по программе «Развитие» для детей старшего возраста

Развивающие игрыпо программе «Развитие»для детей старшего возраста...

Рабочая программа кружка "Радуга дружбы"старший возраст

Эта программа содержит материал дл ознакомления детей старшего дошколного возраста с культурой чувашского народа....

Авторская программа " Профессии" для детей старшего возраста

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании новых базовых знан...