Программа по тесто пластике для среднего возраста.
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
В нашей средней группе мною проводится кружок по лепке из соленого теста. Для этой работы мною написана отдельная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_testo.docx | 50.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 30 «Подснежник»
«Утверждаю»
Заведующая МАДОУ №30
«Подснежник»
__________ Загребина Н.Н.
Приказ № ___ от ________
Программа работы
кружка по тесто пластике
(лепка из солёного теста)
для детей (4-5 лет) среднего дошкольного возраста
на 2016-2017 учебный год
Руководитель: Килина И.Н.
Содержание рабочей программы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Цель и задачи рабочей программы
1.1.2 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1.1.3 Приоритетные направления деятельности
1.1.4 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
1.1.5 Планируемый результат освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
2.2 Перспективный план работы на 2016-2017 учебный год
2.3. Методическое оснащение образовательного процесса
2.4. Способы поддержки детской инициативы
2.5. Особенности взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое, кадровое обеспечение программы
- Организация режима пребывания детей в ДОУ
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
1. Целевой раздел РП
1.1. Пояснительная записка
При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:
1. ФГОС дошкольного образования;
2. Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»;
3. Программа «Радуга» под редакцией Т.И.Дороновой
4. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки". И.А. Лыкова
5. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад №30 «Подснежник».
Актуальность:
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным
1.1.1 Цель и задачи рабочей программы
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи :
Обучение основным приемам и навыкам.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие вкуса и творческих способностей.
Воспитание личностных качеств – самостоятельности, активности, коммуникативности, произвольной регуляции поведения.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, под-держка инициативы детей в различных видах деятельности;
• принцип научной обоснованности и практической деятельности;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать постав- ленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса об- разования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах методах работы с детьми, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
1.1.3 Приоритетные направления деятельности
Программа решает задачи развития детей в пяти образовательных областях:
• социально-коммуникативного развития (С-к р.);
• познавательного развития (П.р.);
• речевого развития (Р.р.);
• художественно-эстетического развития (Х-э р.);
• физического развития (Ф.р.)
Образовательные области | С-к р. | П.р. | Р.р. | Х-э р. | Ф.р. |
Виды деятельности | Беседы:
| Рассматривание:
|
| Продуктивная деятельность Лепка изделий из теста | Физкульт минутки, Пальчиковые гимнастики. |
1.1.4 Особенности развития детей среднего (4-5 лет) дошкольного возраста
Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.
В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.
Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.
В этом возрасте важно продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.
1.1.5 Планируемый результат освоения программы
У ребенка сформирован познавательный интерес к лепке из теста , любознателен, задает вопросы.
У ребенка улучшилось внимание, усидчивость, целеустремлён-ность, глазомер, мелкая моторика пальцев рук.
У ребенка развивается воображение, умения воплощать в про-цессе создания образа собственные впечатления, переживания, проявляет инициативу, самостоятельность.
У ребенка расширен словарный запас. Использует речь для вы-ражения собственных мыслей.
Сформировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражению.
Развитие у детей основных навыков работы с тестом: скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворе- ние потребности детей в самовыражении.
Задачи :
Обучение основным приемам и навыкам.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие вкуса и творческих способностей.
Воспитание личностных качеств – самостоятельности, активности, коммуникативности, произвольной регуляции поведения.
Развивающая среда: картины с видами изделий из теста, книги, фотографии, готовые изделия для показа. Мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, “Момент”, краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко.
Дополнительные материалы: бисер, бусинки, мешковина, ткань.
Формы образовательной деятельности |
кружковая |
виды организации детей |
Индивидуальные Подгрупповые групповые |
2.2 Перспективный план работы на 2016-2017 учебный год
Месяц | Тема | Цель | Оборудование |
октябрь | 1.Замес теста. Свойства материала. Основные способы и приемы лепки. 2. «Яблоко» 3. Раскрашивание красками яблока. | 1.Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). 2.Учить детей замешивать тесто для лепки. 3.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. 4.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Мука, соль, вода, клей ПВА, доска, изделия из соленого теста, гуашь, кисточки, салфетки |
ноябрь | 1.«Цыпленок» 2. Раскрашивание красками «Цыплёнка» из соленого теста. 3.«Ежик» 4. Раскрашивание красками «Ёжика» из соленого теста. | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста, , обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами. 2.Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. 3.Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке. | соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; - крупа; - доски для лепки; - гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - крупа, - стаканчики с водой; - подкладные листы, семена подсолнечника |
декабрь | 1.«Грибок» 2.«Раскрашивание красками «Грибка» из соленого теста». 3.«Гусеничка» 4.Раскрашивание красками «Гусинички» из соленого теста. | 1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) 2.Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. 3.Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | соленое тесто, - - доски для лепки; - гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - стаканчики с водой; - подкладные листы |
январь | 1. «Снежинка» 2.Раскрашивание красками «Снежинки» из соленого теста. 3.Подготовка выставки поделок. 4.Выставка поделок | 1.Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. | соленое тесто, - - доски для лепки; - гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - стаканчики с водой; - подкладные листы |
февраль | 1.Божья коровка на листочке» 2.Раскрашивание красками «Божьей коровки» из соленого теста. 3.«Пчелка» 4.Раскрашивание красками «Пчелки» из соленого теста. | 1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. 2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. 3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. 4.Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. 5.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой,. | соленое тесто, - - доски для лепки; - гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - стаканчики с водой; - подкладные листы |
март | 1.Рыбка» 2. Раскрашивание красками «Рыбки» из соленого теста. 3.«Мышка» 4.Раскрашивание красками «Мышки» из соленого теста. | 1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. 1.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. 2.Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. 3.Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. 4.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | соленое тесто, - - доски для лепки; - гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - стаканчики с водой; - подкладные листы |
апрель | 1.«Ромашка». 2.Раскрашивание красками «Ромашки» из соленого теста. 3.Подготовка выставки поделок. 4.Выставка поделок | 1.Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. 2.Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. | соленое тесто, - - доски для лепки; - гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - стаканчики с водой; - подкладные листы |
май | 1.«Черепаха» 2. . Раскрашивание красками «Черепахи» из соленого теста. 3.Красивая птичка 4. Раскрашивание красками «Птички» из соленого теста.
| 1.Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. 2.Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. | соленое тесто, - - доски для лепки; - гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - стаканчики с водой; - подкладные листы |
2.3. Методическое оснащение образовательного процесса
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки". И.А. Лыкова
- Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа), И.А.Лыкова
- Вкусная лепка для детей и взрослых: Учебно-метод. пособие для педагогов, Лыкова И.А., Цветной мир, редактор Шипунова В.А., серия Современный педагог и семья, год 2014.
2.4. Способы поддержки детской инициативы
- создание функционального насыщенного уголка, создание игровой ситуации, поддержание инициативы, оказание помощи.
- стимулирование детского творчества ( похвала, поощрение)
- положительное отношение к результату детского труда
- организация развивающей предметно-пространственной среды
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- поддержка, поощрение самостоятельной деятельности
-вовлечение в деятельность подгруппами.
2.5. Особенности взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников.
Наименование | С какой целью используется эта форма | Форма проведения общения |
Информационно - аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов, родителей | Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование. |
Познавательные | Ознакомление родителей с возвратными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков лепки из теста и их значение | Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, участие родителей и детей в вы- ставках творчества. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально-техническое, кадровое обеспечение программы
Направления развития | Предметная среда в ДОУ | Компоненты предметной среды | Специалист по штатному расписанию |
Художественно- эстетическое развитие | Групповое помещение | картины с видами изделий из теста, книги, фотографии, готовые изделия для показа. Мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, “Момент”, краски акриловые; краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко. Дополнительные материалы: бисер, бусинки, мешковина, ткань. | Воспитатель группы 06 Килина И.Н. |
- Организация режима пребывания детей в ДОУ
Режим пребывания детей в ДОУ, расписание образовательной деятельности и кружковой работы проектируется на основании следующих документов:
- СанПиН;
- Примерной образовательной программы дошкольного образования;
- ФГОС дошкольного образования;
- нормативных документов муниципальных органов самоуправления;
- локальных нормативных актов дошкольной образовательной организации.
Расписание кружковой деятельности в средней группе.
Кружок по тесто пластике проводится в первой половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
День недели | Сколько раз в месяц | Время проведения | Продолжительность занятия |
понедельник | 4-5раз | 11-15-11-35 | 20 мин. |
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно- ориентированной модели воспитания. Еѐ основные черты таковы:
1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
2. Его цель – содействовать становлению ребѐнка как личности.
3. Это предполагает решение следующих задач: - обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру; - радости существования (психологическое здоровье); - формирование начал личности (базис личностной культуры); - развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности); - знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование на 2015-2016 уч.год. Программа "Детство" Группа ЗПРР средний возраст
Тематическое планирование на 2015-2016 уч.год. Программа "Детство" Группа ЗПРР средний возраст...
Рабочая программа по областям для среднего возраста
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой "Мир открытий" под редакцией Л.Г. Петерсон...
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Рабочая программа по ТИКО- конструированию средний возраст
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО –конструирование» позволяет системно формировать и развивать у дошкольников пространс...
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» средний возраст
ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ И.А. ЛЫКОВОЙ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. СРЕДНЯЯ ГРУППА»....
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебное тесто" в средней группе
Рабочая программа по лепке в средней группе....