Рабочая программа по ТИКО- конструированию средний возраст
рабочая программа (средняя группа)

Кудоярова Гузель Гаязовна

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО –конструирование» позволяет системно формировать и развивать у дошкольников пространственные , зрительные и математические представления в игровой форме на занятиях с «ТИКО» -трансформируемым игровым конструктором для обучения».

«ТИКО»- это трансформируемый игрой конструктор для обучения. Он представляет собой набор плоскостных цветных фигур иПрограмма дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО –конструирование» позволяет системно формировать и развивать у дошкольников пространственные , зрительные и математические представления в игровой форме на занятиях с «ТИКО» -трансформируемым игровым конструктором для обучения».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tiko.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №10 «БЕЛОЧКА»

Программа дополнительного образования

по направлению

«Познавательное развитие»

«ТИКО- конструирование»

(средний дошкольный возраст)

Руководитель: Кудоярова Гузель Гаязовна

г.Нижневартовск, 2019

Содержание программы

№п/п

Содержание

Страницы

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

4-6

2.1

Цели и задачи

6

2.2.

Планируемые результаты

6

2.3

Объем образовательной нагрузки

7

3.

Содержание программы «ТИКО-конструирование»

8-13

4.

Организационно-педагогические условия

13

4.1.

Учебный план

13

4.2.

Расписание занятий

13

4.3.

Программно-методическое обеспечение

13-14

5.

Мониторинг

14

6.

 Список литературы

15

7.

Приложение

16

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»

«ТИКО –конструирование»

Заказчик программы

Родители

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка»

Целевая группа

Дети 4-5 лет , средний дошкольный возраст

Составитель программы

Воспитатель, Кудоярова Гузель Гаязовна

Цель программы

Развитие логического мышления посредством конструирования

Задачи программы

-развивать познавательные процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, речь) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

-развивать навыки пространственного ориентирования;

-систематизировать знания детей о геометрических представлениях;

-способствовать формированию умений конструировать по схеме и по собственному замыслу;

-воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Планируемые результаты

К концу года дети должны знать:

- числа от 1 до 10;

-различные виды многоугольников.

К концу года дети должны уметь:

-сравнивать и классифицировать фигуры;

-ориентироваться в понятиях: «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между», «вперед», «назад»;

-конструировать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник);

-сравнивать и конструировать фигуры по свойствам;

 - конструировать плоские фигуры по образцу;

- сравнивать числа от 1 до 10;

-считать и сравнивать числа от 1 до 5;

-конструировать плоские фигуры по образцу.

Срок реализации

2019-2020 учебный год

Система контроля

Педагогическая диагностика на начало и конец учебного года.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО –конструирование» позволяет системно формировать и развивать у дошкольников пространственные , зрительные и математические представления в игровой форме на занятиях с «ТИКО» -трансформируемым игровым конструктором для обучения».

«ТИКО»- это трансформируемый игрой конструктор для обучения. Он представляет собой набор плоскостных цветных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери». Сконструировать можно огромное количество игровых фигур: от дорожки и забора, до ракеты, корабля, осьминога, человека, снеговика и т.д.

В игре с «ТИКО- мастера» конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники, многоугольники, ромбы, трапеции). Для организации игр детей среднего дошкольного возраста конструктор «ТИКО-мастера» имеет 10 вариативных наборов.

Образовательная программа «ТИКО- коснструирование» имеет познавательную направленность и разработана в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по теме «Разработка модели образовательной технологии работы с конструктором «ТИКО», направленной на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

Изучив курс «ТИКО –конструирование», дети успешно овладевают приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать; это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО – конструирование» открывает для этого самые благоприятные возможности. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ, созданных в результате совместного творчества. Дети создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию.

Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования. Работа с ним открывает ребенку новый мир технического знания, дает родителям возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, а воспитателям – шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального роста.

Программа «ТИКО – конструирование» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО.

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы:

- развитие логического мышления посредством конструирования.

Задачи программы: 

-развивать познавательные процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, речь) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

-развивать навыки пространственного ориентирования;

-систематизировать знания детей о геометрических представлениях;

-способствовать формированию умений конструировать по схеме и по собственному замыслу;

-воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года дети должны знать:

- числа от 1 до 10;

-различные виды многоугольников/

К концу года дети должны уметь:

-сравнивать и классифицировать фигуры;

-ориентироваться в понятиях: «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между» «вперед», «назад»;

-конструировать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник);

-сравнивать и конструировать фигуры по свойствам;

 - конструировать плоские фигуры по образцу;

- сравнивать числа от 1 до 10;

-считать и сравнивать числа от 1 до 5;

-конструировать плоские фигуры по образцу.

2.3. ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

-Программа разработана для детей средней дошкольного возраста.

-Занятия проводятся: 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.

-Группа включает : 10 -15 детей.

-Занятия проводятся вне образовательной деятельности.

-Форма обучения: очная.

-Срок реализации программы: 1 учебный год.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО – конструирование» позволяет системно формировать и развивать у дошкольников пространственные , зрительные и математические представления в игровой форме на занятиях с «ТИКО» -трансформируемым игровым конструктором для обучения».

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО – конструирование» включает в себя

Месяц

№ занятия

Название темы

занятия

Цель

Сентябрь

1

Путешествие зайчонка

Учить классифицировать различные виды

транспорта и конструировать по собственному

выбору. Развивать умение классифицировать.

Учить делать выбор. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать  игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

2

Листья

Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Знакомить детей с многоугольниками. Учить конструировать по образцу. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

3

Осенний урожай в лесу, в саду и на огороде (корзина)

Учить сравнивать и называть многоугольники

(3-х, 4-х-угольник), конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-х-угольник), научить их различать.

Развивать умение классифицировать свойства

геометрических фигур по двум свойствам.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу.

4

Осенний урожай в лесу, в саду и на огороде (грибы)

Учить сравнивать и называть многоугольники

(3-х, 4-х-угольник), конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-х-угольник), научить их различать.

Развивать умение классифицировать свойства

геометрических фигур по двум свойствам.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу.

Октябрь

5

Знакомство с домашними животными 1

(собака)

Учить классифицировать домашних

животных. Развивать умение классифицировать   домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиваем понятие «пятиугольник».

6

Знакомство с домашними животными 2

(кот)

Учить классифицировать домашних

животных. Развивать умение классифицировать   домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиваем понятие «пятиугольник».

7

Друзья Зайчонка ТИКО - лесные животные

(лиса)

Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиваем понятие «9-угольник».

8

Друзья Зайчонка ТИКО - лесные животные (белка)

Учить классифицировать диких и домашних животных. Развивать умение классифицировать диких и домашних животных. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Осваиваем понятие «пятиугольник».

Ноябрь

9

Дом человека

Учить выделять и называть свойства

геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить с частями конструкции (дом – стены,

крыша, пол).

10

Человек

Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями тела

11

Робот

Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями тела.

12

Дедушка

Учить выделять и называть свойства геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями тела.

Декабрь

13

Ёлочка

 Учить  взаимодействовать в процессе

коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного

конструирования (коллективная работа).

Осваивать  способы соединения ТИКО-деталей.

14

Снежинка

Учить различать многоугольники.

Знакомить с понятием «шестиугольник». Учить

конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Закрепить приметы зимы.

15

Детская площадка (горка)

Учить конструировать по образцу. Учить подбирать для моделирования необходимые ТИКО-детали. Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

16

Снеговик

Учить сравнивать и называть

многоугольники (3-х, 4-х, 5-тиугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Знакомить с многоугольниками (пятиугольник),

научить их различать. Развивать умение ориентироваться в пространстве

(вверх – вниз, вправо - влево). Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок.

Январь

17

Снегирь

Учить сравнивать и называть

многоугольники (3-х, 4-х), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме.

18

Ворона

Учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с многоугольниками (шестиугольник), учить их различать. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по схеме. Учить сопереживать, сочувствовать, помогать птицам , нуждающимся в помощи.

19

Цыпленок

Учить сравнивать и называть

многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с многоугольниками (шестиугольник), учить их различать. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры

по схеме.

20

Скворец

Учить сравнивать и называть

многоугольники (3-х, 4-х, 6-тиугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с многоугольниками (шестиугольник), учить их различать. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры

по схеме.

Февраль

21

Танк

  Учить сравнивать и называть

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть.

Знакомить с различными видами военного

вооружения.

22

Самолет

Учить конструировать сложные конструкции

по образцу.

Развивать умения выделять и называть свойства

геометрической фигуры.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить  с военной техникой.

23

Ракета

Учить создавать плоскостные фигуры, соединять  детали  конструктора без затруднений.

Закрепить знания о видах воздушного транспорта.

Закрепить знания геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг.

24

Подводная лодка

Учить сравнивать и называть

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть.

Знакомить с различными видами военного

вооружения.

Март

25

Цветок

Учить конструировать симметричные узоры.

учить сооружать и украшать поделки с помощью

конструирования симметричных узоров из ТИКО-

деталей разных цветов. Расширять представлений о разных видах цветущих растений.

26

Бабушка

Учить выделять и называть свойства

геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции

27

Солнце

Учить выделять и называть свойства

геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции

28

Телефон

Учить выделять и называть свойства

геометрических фигур. Развивать умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Учить конструировать по схеме и по образцу. Знакомить с частями конструкции.

Апрель

29

Машина

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Знакомить с различными видами наземного

транспорта. Повторить правила дорожного движения. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

30

Пешеходный переход, светофор

Учить конструировать с помощью словесной инструкции. Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь). Знакомить с различными видами наземного транспорта. Повторить правила дорожного движения. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

31

Корабль

Учить сравнивать и называть

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть.

32

Парусник

Учить находить и называть треугольники (остроугольный треугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Знакомить с различными треугольниками, научить находить и называть остроугольный треугольник. Знакомить с различными видами водного транспорта.

Май

33

Вертолет

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Знакомить с различными видами воздушного

транспорта. Повторить правила дорожного движения. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево

34

Ракетная установка

Учить сравнивать и называть

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу. Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и называть.

35

Бабочка

Учиться ориентироваться в пространстве 

направо, налево. Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь). Развивать представления о взаимосвязи и

взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить со стадиями развития бабочки. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

36

Дерево

Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам. Знакомить детей с многоугольниками. Учить конструировать по образцу. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

4.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

4.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование услуги

Целевая группа

Продолжительность занятий

1

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»

«ТИКО –конструирование»

средняя

20 мин

4.2.РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дни недели

Время

Вторник-четверг

15.25-15.45

4.3. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование услуги

Наименование программы

1

Проведение занятий образования по направлению «Познавательное развитие»

«ТИКО –конструирование»

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»

«ТИКО –конструирование»

Принципы, лежащие в основе программы

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность.
  6. Всесторонность, гармоничность ЗУН.
  7. Активность и самостоятельность. 

Формы и методы используемые на занятиях:

  1. Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом «ТИКО»).
  2. Наглядный (показ правил работы с конструктором «ТИКО», демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами).
  3. Словесный (беседы, диалог, разъяснения).

Материально-техническое обеспечение

  1. Столы 5 штук.
  2. Стулья 10 штук.
  3. Стеллаж для хранения наглядного материала-1 штука
  4. Конструктор «ТИКО»-10 наборов.
  5. Цветные карандаши-10 наборов.
  6. Интерактивная доска.

5. МОНИТОРИНГ

Для отслеживания ЗУН у воспитанников были разработаны критерии и характеристика уровней

Уровни сформированности конструктивной деятельности

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно без ошибок справляется с заданиями

Достаточный уровень

Ребенок самостоятельно справляется с заданиями допуская ошибки

Средний уровень

Ребенок выполняет задания с помощью взрослого

Низкий уровень

Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год:

1) вводная (сентябрь); 2 – итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 4-х бальной системе:

-Высокий уровень-4 балла.

-Достаточный уровень- 3 балла.

-Средний уровень-2 балла.

-Низкий уровень- 1 балла.

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста Коллектив авторов:

1.Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова;2012г – 68с.

                                         

7.ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк анализа достижений воспитанников

№ п/п

ФИО ребенка

Умеют сравнивать фигуры по свойствам

Считают и сравнивают число от 1-10

Ориентировка в понятиях:вверх-вниз, справа-слева, над-под

Понятия один- много

Конструирование по образцу

Общий бал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа

Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....

Рабочая программа кружка "ТИКО - мастерская"

Пояснительная запискаПрограмма «ТИКО - мастерская» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка «ТИКО - мастерская».Актуальность программы «ТИКО - мастерская» обуслов...

Рабочая программа по областям для среднего возраста

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой "Мир открытий" под редакцией Л.Г. Петерсон...

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» средний возраст

ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ И.А. ЛЫКОВОЙ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. СРЕДНЯЯ  ГРУППА»....

Программа по ТИКО-конструированию

программа дополнительного образования по ТИКО-конструированию...

Планирование совместной деятельности по реализации ОП ДО и рабочей программы воспитания в группе среднего возраста.

расширять и закреплять знания детей о своём детском саде, о профессиях работников детского сада; воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада; воспитывать бережное отношение к д...