Тема по самообразованию: «Художественно- эстетическое развитие дошкольников посредством творческих проектов»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусств, формирование у них художественного отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребёнка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии). Наиболее эффективными методами является включение в воспитательный и образовательный процесс игровых технологий, позволяющих максимально раскрепостить, вдохновить детей.
Для того, чтобы обеспечить вариативность и разнообразие образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников, я рекомендую организовать работу в этом направлении в рамках творческих проектов.
Преимущества творческих проектов:
— расширяются границы образовательного пространства. Взаимодействие педагога и детей происходит не только в группе детского сада, но и в музеях, на выставках, во время прогулки и других мероприятиях;
— вовлекаются в проектную деятельность другие люди: взрослые (родители, педагоги дополнительного образования, художники и мастера народного искусства, работники музеев, библиотек и др.) и дети разного возраста с целью обогащения художественно-эстетического опыта дошкольников;
— процесс реализации проекта всегда проходит в рамках деятельностного подхода (обсуждаются проблемы на всех этапах проекта, осмысливаются полученные результаты, принимаются решения о дальнейших действиях);
— в качестве продуктов проекта присутствуют четкие результаты деятельности (рукотворные поделки, книжки, альбомы, коллекции, презентации и др.).
Задачами художественно-творческого проекта будут:
-Развитие художественного восприятия.
-Формирование эстетических чувств и эмоций.
-Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.
-Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
-Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
-Формирование основ художественно-творческой культуры личности.
Методы и приемы проекта характеризуются гибкостью и обеспечивают многогранность художественного развития дошкольников. Это могут быть традиционные искусствоведческие беседы и рассказы, экскурсии в музеи на выставки, прогулки и познавательные экскурсии по городу (посёлку). А также современные методы и приемы: мастер-классы, проблемные, поисковые ситуации, игровые развивающие ситуации, экспериментирование и др.
Примеры проектов:
1 Творческий проект «Театральная студия»
2 Познавательно-творческий проект «Русская народная игрушка»
3 Творческий проект «Овощи и фрукты»
4 Творческий проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» .
В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании и ограничение ребенка в цвете, форме, линии;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире;
4. Боязнь педагогов предоставлять детям разнообразный материал для рисования;
5. Навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов (трава только зеленая, дом, только такой формы).
Творческая же деятельность, объединяющая все виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру, развивает воображение. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественно-творческой деятельности.
В художественно-эстетическом развитии дошкольников, как мы выяснили, нужны все виды деятельности, а особенно игровая, являющаяся ведущей. Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одарённых, но и почти для всех детей, развивая у них воображение, эстетические чувства, творческие способности.
Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.
Таким образом, в дошкольном возрасте зарождаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...
Приказ о педагогической мастерской "Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством прикладного творчества"
Внутренний приказ ДОУ...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством внедрения методических разработок
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединяет в себе такие разделы, как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художествен...
Конспект НОД в средней группе «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством формирования у них представлений о народных промыслах". " Русская матрёшка"
Цель: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством формирования у них представлений о народных промыслах.Задачи: Познакомить с народной игрушкой - матрешкой; формировать по...
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)»
1.2 Актуальность соответствие государственной политике и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителейСовременное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рам...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности.
"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» Б.М. Теплов. Неоднократно доказано, что дошкольн...
Доклад Художественно - эстетическое развитие дошкольников посредством творческих проектов
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразо...