ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности.
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» №2
с.п. ПОЛОВИНКА
ТЕМА: Художественно-эстетическое развитие дошкольников
посредством организации
театрализованной деятельности.
Воспитатель:
Богданова А.А.
"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»
Б.М. Теплов.
Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру.
Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях.
Цель театрализованной деятельности:
Формирование художественно - эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, а также создание условий для воспитания у дошкольников коммуникативных способностей средствами театральной деятельности.
Основные задачи организации театрализованной деятельности в детском саду:
• Формировать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
• Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
• Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
• Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
• Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
• Воспитывать инициативу и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В театральном уголке группы представлены – маски; костюмы. И, конечно, материалы не должны залеживаться на полках, а меняться с течением времени, расти с малышом.
Музыкальный уголок мы наполнили разнообразными музыкальными инструментами, шумовыми игрушками. В речевой зоне имеются литература соответствующая нашему возрасту, настольные, развивающие игры.
Виды театра и атрибуты для театрализованных игр дошкольников.
Самым доступным видом является настольный театр. У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек.
К настольному театру относятся:
Театр конусный - с помощью этого театра дети инсценируют сказку «Три поросёнка»
Плоскостной - настольно плоскостной театр представляет собой картонные или деревянные фигурки на устойчивых подставках. В нашей группе есть как и картонные персонажи, так и сделанные из фанеры.
Театр на руке. Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда при нас. В нашей группе мы используем деревянный и многофункциональный резиновый пальчиковый театр, которые нам приобрели родители.
Магнитный театр - используется магнитная доска и магнитные фигурки - героев сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Это пособие можно использовать как на доске, так и на столе.
Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок-артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре - драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Формы взаимодействия с детьми при подготовке к драматизации.
Работая над литературным произведением или отрывком, мы используем следующую схему:
1. Чтение произведения, или отрывка; (при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности, чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Причем чем меньше ребёнок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется — дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.
Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. (Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному). Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.
2. Беседа по этому произведению, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности (мимики, жестов, для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки - ребятушки, отворитеся, отопритеся.») Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.
3. Проговаривание отдельных фрагментов с детьми. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Педагог должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя.
4. Непосредственно театрализованное действие. При распределении ролей обязателен индивидуальный подход. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере театрализованного действия страха перед ошибкой, боязни у детей выхода «на сцену». Мы всем детям предлагаем попробовать себя в разных ролях, чтобы каждый ребенок смог попробовать себя и в роли зайчика, и в роли волка.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками, авторами текста, изготовителями декораций, костюмов и т. д.
Присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с художественно-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя, что обогатит их семейный досуг.
Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. Но большинство родителей без предварительной работы воспитателя имеют весьма приблизительные представления о том, как можно изготовить театр в домашних условия, а потом как его обыграть совместно с ребенком. Для того, чтобы помочь родителям мы подготовили консультации для них: «Театрализованная деятельность для детей раннего возраста», « Театрализованная деятельность в жизни детей», «Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников».
Заключение.
Итак, внедряя в образовательный процесс в ДОУ занятия театром, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. А самое главное - дети получают в процессе театрализованной деятельности навыки, которые им необходимы в повседневной жизни. В результате работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Развивается связная речь, происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Театр, сказка, положительные эмоции, ощущение праздника в душе – вот что делает наших детей добрыми и творческими людьми, будит фантазию и помогает реализовать свои способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете совместно с родителями по теме: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников»
Для того, чтобы развить у ребенка чувство прекрасного и любовь к искусству, нужна систематическая целенаправленная работа всех участников образовательного процесса: педагогов, родите...
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Художественно – эстетическое развитие»
Выступление на педагогическом совете на тему:«Художественно – эстетическое развитие»...
Выступление на тему: "Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы в условиях реализации ФГОС в ДОУ"
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует...
Выступление на педсовете на тему: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
Художественно-эстетическое развитие дошкольников...
Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 02.02.2023 г. на тему: «Художественно-эстетическое развитие посредством театрализованной деятельности».
Методические рекомендации воспитателям: "создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых"...