Программа работы кружка "Устное народное творчество" для детей средней группы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 395 комбинированного вида» Московского района г. Казани
Программа работы кружка на тему
«Устное народное творчество»
в средней группе №6
Составила: воспитатель
Бородина М.В.
г. Казань, 2016
Актуальность.
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.
В наши дни данная проблема становится еще более актуальной. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.
Цель: раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.
Задачи:
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество, обогащать словарь,
- Развивать лексико-грамматический строй, выразительность интонации и фонематического слуха, развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества,
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
График работы кружка:
Четверг — 16.15 — 16.35
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 неделя | Знакомство детей с потешками «Котик», «Водичка», «Расти, коса, до пояса». | Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки |
2 неделя | Знакомство детей с загадками русского народа. | Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки. | |
3 неделя | Прибаутки, потешки. Знакомство с этими понятиями. Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Оладушки» с заучиванием текста. | Познакомить детей с прибаутками и потешками. Рассказать, для чего их использовали в жизни. Заучить потешку наизусть. | |
4 неделя | Игра-драматизация сказки «Репка». | Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать их словарный запас. | |
Октябрь | 1 неделя | Рассказывание сказок «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо и театром игрушки. | Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Подвести к моделированию. Обогащать и активизировать словарный запас. |
2 неделя | Логоритмика «Неваляшки», «Потешки»,«Герои сказок», «Играем на народных инстр.» | Учить детей сочетать слова текста с ритмичными движениями по потешкам, по песенкам, по загадкам. | |
3 неделя | Пальчиковый театр «Теремок». | Помочь детям эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать самим в действии. Активизировать словарь диалогами. | |
4 неделя | Знакомство детей со считалками и поговорками. | Рассказать о считалках, учить с детьми веселые считалки. Помочь запомнить поговорки русского народа. | |
Ноябрь | 1 неделя | Театр картинок сказки «Гуси-лебеди» на фланелеграфе. | Запоминать действующих лиц, передавать сюжет сказки. Замечать образные слова. |
2 неделя | Аппликация с элементами рисования и лепка по сказке «Колобок». | Учить передавать образ колобка силуэтным и пластическим способом. Развивать сюжетно-игровой замысел. Дополнять работу деталями. | |
3 неделя | Русские народные хороводы-игры. Беседы на основе наглядного материала. Проведение хоровода «Каравай». | Познакомить детей с русскими народными хороводами. Рассказать им, для чего применяли хороводы в быту. | |
4 неделя | Русская народная хоровод-игра «Дрема». Песенка «Заинька», используя танцевальные движения. | Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема». | |
Декабрь | 1 неделя | Русская народная сказка «Козлята и волк». | Учить интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок. Используя структурно-логическую схему, учить составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать глагольную речь. |
2 неделя | Загадки и потешки. Загадывание загадок, повторение потешек. | Уточнить представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки.Вспомнить и повторить потешку «Петушок», заучить наизусть загадку про корову. | |
3 неделя | Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». | Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз». | |
4 неделя | Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз», «Дрема». | Закрепить умение играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема», «Дед Мороз». | |
Январь | 1 неделя | Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы». | Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы». |
2 неделя | Зимние загадки. | Уточнить представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки. Вспомнить и повторить потешку «Петушок», заучить наизусть загадку про корову. Загадывание загадок, повторение потешек. | |
3 неделя | Образ Котика в малы фольклорных формах. Игра-драматизация «Кошки-мышки». | Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Учить выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | |
4 неделя | Считалочки. Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Катай-катай». | Продолжать знакомство со считалочками. Выучить наизусть считалочку «Сидел петух на лавочке..» | |
Февраль | 1 неделя | Загадки о животных. Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки». | Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу. |
2 неделя | Знакомство детей с пословицами, колыбельными. | Учить понимать значение пословиц. Объяснить назначение и особенности колыбельных песен. Помочь заучить текст. | |
3 неделя | Игра-драматизация сказки «Репка». | Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой. | |
4 неделя | Разучивание детских песенок по устному народному творчеству, игра на русских народных инструментах. | Объяснить назначение и особенности колыбельных песен. Помочь заучить текст. | |
Март | 1 неделя | «Маша и медведь», «Заюшкина избушка». Игра в сказку. Моделирование сказок. | Учить интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок. Используя структурно-логическую схему, учить составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать глагольную речь. |
2 неделя | Колыбельная «Баюшки». Пропевание колыбельных песен. | Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Заучить наизусть колыбельную «Баюшки». | |
3 неделя | Литературный досуг «Угадай сказку». | Выявить у детей знания русских сказок: узнавать героев сказок, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, речевой интонацией. | |
4 неделя | Потешки. Разучивание поотешек «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы. | Продолжать знакомство с потешками, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Заучить наизусть потешку «Котик». | |
Апрель | 1 неделя | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису. | Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. |
2 неделя | Загадки и потешки. Загадывание загадок, повторение потешек. | Уточнить представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки.Вспомнить и повторить потешку «Петушок», «Водичка», заучить наизусть загадку про корову. | |
3 неделя | Считалочки. Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Катай-катай». | Продолжать знакомство со считалочками. Выучить наизусть считалочку «Сидел петух на лавочке..» | |
4 неделя | Хороводная игра «Веселый огородник». Проведение подвижной игры-хоровода с заучиванием текста. | Научить играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник». | |
Май | 1 неделя | Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот». Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок. | Учить внимательно, слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. |
2 неделя | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гуси-лебеди». | Учить понимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. | |
3 неделя | Повторение русских народных хороводных игры. Беседы на основе наглядного материала. Проведение хоровода «Каравай», «Дрема» и т.п. | Закрепить знания детей о русских народных хороводах. Рассказать им, для чего применяли хороводы в быту. | |
4 неделя | Итоговое мероприятие «Путешествие с матрешкой». | Способствовать выявлению у детей знаний произведений русского фольклора. Помогать развить мысленную активность и индивидуальные способности |
Список литературы.
1. Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петрозаводск, 2001.
2. Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 .
3. Новицкая М. «Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9.
4. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995, №9.
5. Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9.
6. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2004.
7. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», « Дельта», 2000
8. Флерина Е.А. « Эстетическое воспитание дошкольников»М.,2004г.
9. Журналы « Дошкольное воспитание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы
Пояснительная запискаОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная ...
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.С помощью взрослого и самос...
Программа работы кружка «Весёлые ладошки» в средней группе
«Чем больше мастерства в детской руке,...
План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе
План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе...
Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей средней группы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...
Программа кружка «ЮНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ» для детей средней группы «Ягодка»
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, про...
Программа работы с семьями воспитанников в средней группе
Программа работы с семьями воспитанников в средней группе...