Программное содержание: Воспитывать любовь к Родине; познакомить с неофициальным символом России – березой; развивать творческие способности; учить делать березку из бумаги.
Предварительная работа: чтение стихотворения И. Токмаковой «Береза», рассматривание иллюстраций к ней (из книги И. Токмаковой «Деревья»). Рассказ о том, за что так любима береза в России. Разучивание хоровода «Березонька» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).
Материал: фотографии берез; фонограмма шума деревьев; листы белой (20х20) и зеленой бумаги (10х8); черный фломастер, ножницы, клей (для каждого ребенка).
Ход деятельности.
1-я часть. Водная
Воспитатель показывает детям слайды или картинки берез в разный период года. Звучит фонограмма шума деревьев. Воспитатель ведет беседу с детьми.
- У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете их?
Дети. Флаг, герб, гимн.
Воспитатель. Правильно, есть они и у России. А знаете ли вы, что у России есть еще один отличительный знак? Назовите его. (Ответы детей).
2-я часть. Информационная
Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Даже название свое получила за цвет коры от слова «бер» - светлый, ясный, белый. Хорошо бродить по березовой роще. В ней много света, воздух прозрачен и чист. Россию называют страной берез. Русские люди водили хороводы вокруг березки. Гости, приезжающие из других стран, любят фотографировать белоствольных красавиц, увозят на память фотографии, чтобы показать родным и близким русское чудо-дерево.
Воспитатель. Ребята, вы уже догадались, что является еще одним отличительным знаком России? (Ответы)
3-я часть. Проблемная.
Воспитатель. Ствол берез называют сарафаном, а ветки – косами. Как вы думаете, почему?
Гипотезы детей.
Физкультминутка «Березонька»
(Все движения выполняются плавно)
Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,
Посреди долинушки (опустить руки).
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,
Листья зеленые (опустить руки).
Трава шелковая (движение руками вправо – влево).
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,
Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).
4-я часть. Стимулирование детских вопросов.
Воспитатель. Ребята, если вам что-то непонятно, спросите меня. Задайте вопросы друг другу.
(Дети задают воспитателю вопрос, спрашивают у других детей).
5- частьСимволизация Воспитатель. Хотите сделать березки своими руками?
(Дети садятся за столы, где расставлены подносы с материалом для конструирования)
Воспитатель. Из белого квадрата вырезаем круг, затем обрезаем его по начерченным линиям, намазываем края клеем и соединяем, чтобы получился конус. Зеленый прямоугольник нарезаем на тонкие полоски и «завиваем» их, накручивая на карандаш. Приклеиваем их к верхушке конуса.
Дети выполняют работу. Звучит русская народная песня «Завивайся, береза!». По окончании работы дети выставляют поделки на ковер, водят хоровод