Программа"Волшебный лоскуток"
рабочая программа по аппликации, лепке на тему
Программа дополнительного образования для детей 8-10 лет.Аппликация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта
1. Учреждение | Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Жердевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
2.Полное название программы | «Волшебный лоскуток» |
3. Ф. И. О., должность автора | Потапова Елена Николаевна, воспитатель |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | Закон «Об образовании». Устав ТОГБОУ «Жердевской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования» |
4.2. Область применения | Дополнительное образование детей |
4.3. Направленность | Художественно - эстетическая |
4.4. Тип программы | модифицированная |
4.5. Вид программы | познавательная |
4.6. Возраст обучающихся | 8-10 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 2 года |
5. Заключение методического совета | Утвердить программу «Волшебный лоскуток» для работы в ТОГБОУ «Жердевской общеобразовательной школе-интернате среднего (полного) общего образования» |
Пояснительная записка.
Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения. Аппликация – один из видов декоративно-прикладного искусства, применяется для создания декоративных панно.
Актуальность ОП в том, что техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, у него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятие пространственных представлений, цвета, формируется художественный вкус.
Направленность данной образовательной программы – художественно – эстетическая.
На занятиях кружка ребенок приобщается к самостоятельной художественно-творческой деятельности, в которой выступает в роли художника-дизайнера. Это способствует развитию интереса к творчеству, ускорению процесса самореализации, поднимает самооценку.
Цель образовательной программы: создание условий для творческой самореализации личности ребенка путем приобщения его к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
обучающие:
- ознакомить с видами аппликации;
- обучить основным приемам работы с бумагой, тканью и др. материалами;
- научить работе с ножницами;
- научить использовать цветовую гамму;
- научить самостоятельно изготавливать художественное панно;
- обучить безопасным приемам при работе с колющими и режущими предметами.
развивающие:
- развивать у детей воображение, оригинальность мышления;
- развивать память, чувство формы, пространственное мышление;
- развивать интерес к народному творчеству,
- развивать способность к творчеству.
воспитательные:
- воспитать любовь к прекрасному, к точности, аккуратности;
- сформировать терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело;
- привить навыки культуры труда, товарищеской взаимопомощи.
Настоящая программа рассчитана на детей 8 -10 лет, реализуется в течение 2-х лет при режиме занятий – 2 раза в неделю по 1часа (1 год обучения-72 часа,2 год обучения-72 часа).
Программа рассчитана на детей без специальной подготовки. Количество часов, отведенное на определенные темы программы, может варьироваться в зависимости от условий реализации программы.
Ожидаемые результаты образовательной программы
В результате освоения программы учащиеся
1-го года обучения:
будут знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментом и материалом, используемые для создания декоративных панно;
- виды аппликации;
- основные правила и приемы аппликации;
будут уметь:
- пользоваться ножницами;
- выбирать необходимый материал для декоративного панно;
- подбирать сюжет для аппликации;
- умело составлять цветовое решение изделия;
- самостоятельно выполнить художественное изделие;
- использовать полученные знания в повседневной жизни.
2-го года обучения:
будут знать:
- более сложные понятия и приемы аппликации;
- способы применение зрительных иллюзий;
- сложные виды аппликаций;
- новые материалы для изготовления аппликаций;
- правила и приёмы аппликации;
будут уметь:
- грамотно подбирать цветовое решение и размер изделия;
- грамотно пользоваться материалами и инструментами;
- составлять панно из геометрических фигур;
- изготавливать объемные изделия;
- составлять целое панно из отдельных фигур;
- оформлять готовую работу;
- самостоятельно выполнять сюжетные композиции.
Формы и способы подведения итогов реализации образовательной программы.
Способом подведения итогов реализации ОП является выполнение самостоятельного творческого задания для мини-выставки по итогам пройденной темы и большой выставки творческих работ по итогам года.
Учебно–тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Тема 1. Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Тема 2. Знакомство с видом ДПИ - аппликацией. | 2 | 1 | 1 |
3 | Тема 3. Колорит (сочетание цветовых соотношений). | 2 | 1 | 1 |
4 | Тема 4. Предметная аппликация. | 10 | 1 | 9 |
5 | Тема 5. Орнаментальная аппликация. | 16 | 4 | 12 |
6 | Тема 6. Сюжетная аппликация | 19 | 5 | 14 |
7 | Тема 7. Мозаичная аппликация. | 20 | 4 | 16 |
8 | Тема 8.Объёмная аппликация | 2 | - | 2 |
Итого | 72 | 17 | 55 |
Содержание изучаемого курса 1-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.).
Введение в дополнительную образовательную программу «Волшебный лоскуток».
-Аппликация - вид декоративно-прикладного искусства.
-Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Знакомство с видом ДПИ - аппликацией (2 часа).
-История аппликации у различных народов.
-Материалы и инструменты, используемый в работе. (Ножницы, бумага, ткань, клей и др.).
Практическая работа (1 час):
- знакомство с правилами аппликации.
- организация рабочего места, овладение навыками работы.
Тема 3. Колорит (сочетание цветовых соотношений) (3 часа).
-Гармония цветовых сочетаний.
-Зрительные иллюзии, возможность их использования в изделии.
Практическая работа (1,5 часа):
- ознакомление с орнаментом, ритмом, симметрией, асимметрией.
- правильное использование сочетаний цветов.
Тема 4. Предметная аппликация (10ч.).
-Изготовление предметов из геометрических фигур.
-Расположение элементов на плоскости.
Практическая работа (9 часов):
- «Ваза с цветами» из осенних листьев;
- «Кувшин» -натюрморт из клеёнки и ткани;
- «Корзина с вишней» - панно из ткани;
- «Снеговик»- панно из ваты;
- «Дед Мороз и Снегурочка» - тканевое панно
Тема 5. Орнаментальная аппликация (16 ч.)
-Понятие «орнамент».
-Использование цвета в орнаменте
-Умение составлять орнаментальные панно.
Практическая работа (12 часов)
Закладка для книг;
Тема 6. Сюжетная аппликация (19ч).
-Понятие «сюжет».
-Выбор сюжета для панно.
-Сочетание цвета и размера.
-Расположение в пространстве.
Практическая работа (14часов):
- «Воспоминание о лете»;
- «Осенний листопад»;
- «Зимние забавы»;
- «Чаепитие»;
- «Весна - красна»;
- Декоративное панно на свободную тему.
Тема 7. Мозаичная аппликация (20ч.).
- Понятие «мозаика».
- Изготовление панно в технике «мозаика».
- Цветовое решение в мозаичном панно.
- Практическая работа(16часов):
- «Ракета»;
- «Машина»;
- «Кораблик»;
- «Дерево»;
- «Земляничная веточка»;
- «Грибная полянка»;
- Мозаичное панно на свободную тему.
Итоговое занятие (2 ч.).
- Итоговая выставка (подготовка интерьера, оформление пространства).
- Анализ результатов выставки и проделанной за год работы.
Содержание изучаемого курса 2-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)
-Введение в дополнительную образовательную программу «Волшебный лоскуток».
-Аппликация - вид декоративно-прикладного искусства.
-Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Знакомство с новыми понятиями, материалами для работы (4ч).
-Знакомство с программой 2 года обучения.
-Коллаж, мозаика, объёмная аппликация.
-Материалы и инструменты, используемые в работе. (Макароны, яичная скорлупа, пух, ножницы, клей, ткань и др ).
-Практическая работа (2 часа):
- знакомство с правилами аппликации.
- организация рабочего места, овладение навыками работы.
- ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации.
Тема 3. Предметная аппликация (13ч).
-Изготовление предметов из геометрических фигур.
-Зрительные иллюзии, возможность их использования в изделии.
-Практическая работа (12 часов):
- «Цветник» из природного материала (листья, скорлупа).
- «Осенний натюрморт» пух камыша (рогоза).
- «Лебединое озеро» пух камыша, перо птиц.
- «Кувшинка» яичная скорлупа.
- «Мамин портрет» макаронные изделия, крупа.
- Предметная аппликация на свободную тему.
Тема 4. Мозаика (18 ч).
- изготовление мозаичного панно из геометрических фигур
- Использование цвета в мозаике.
- Умение составлять мозаичное панно.
Практическая работа (17часов]:
- «Аленький цветочек»
- «Емеля и щука»
- «Царевна- лягушка »
- «Сказочный конь»
- «Жар-птица»
- Мозаичное панно на свободную тему.
Тема 5. Сюжетная аппликация (16 ч).
- Понятие «сюжет».
- Выбор сюжета для панно.
- Сочетание цвета и размера.
- Расположение в пространстве.
- Практическая работа (15 часов):
- «Одуванчики расцвели на лужайке»;
- «Сказочный домик»;
- «Фрукты в вазе»;
- «Подарок маме»;
- «Рыбки в аквариуме»;
- Декоративное панно на свободную тему.
Тема 6. Объёмная аппликация(17 ч.).
- Понятие «объём»
- приёмы изготовления
- Изготовление объёмной аппликации.
- Практическая работа(15часов):
- «Открытка-сувенир»
- «Зимняя ночь»;
- «Машина»;
- «Бабочка на лугу»;
- Объемная работа на свободную тему
Итоговое занятие (2 ч.).
-Итоговая выставка (подготовка интерьера, оформление пространства].
-Анализ результатов выставки и проделанной за год работы.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
При реализации программы используются следующие формы занятий: комбинированные занятия (сочетание теоретического и практического занятий); практические занятия, выставка.
Необходимо научить детей понимать и гордиться произведениями народных умельцев. Это в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, пониманию особенностей построения узоров с учетом назначения изделия, его формы и используемого материала.
Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед; что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.
В процессе обучения по настоящей программе, используются словесный, наглядный и практический методы.
Для подведения итогов по каждой теме программы используются такие формы подведения итогов как опрос в ходе беседы, самостоятельная работа, выставка, коллективный анализ проделанной работы (подробнее смотреть в содержании программы).
Способом подведения итогов реализации программы в целом является проведение промежуточных мини-выставок и итоговой выставки в школе. Итоговая работа, которая проводится в конце учебного года, позволяет оценить мастерство каждого учащегося. В выставке участвуют все обучающиеся.
Формы организации учебно-массовой работы:
Фронтальная работа, индивидуальная работа в рамках фронтальной, индивидуальная, коллективная и групповая работы на занятиях позволяют раскрыть и значительно повысить творческий потенциал каждого ребенка.
Дидактический материал.
- Образцы различных видов материалов (ткани, бумага, вата, природный материал).
- Образцы декоративных панно.
- Эскизы (иллюстрации).
- Инструкции по технике безопасности («первая помощь» при легких травмах колющими и режущими инструментами).
Техническое оснащение необходимое для реализации программы
(в расчете на объединение в количестве 20 человек)
Инструменты и оборудование:
- Ножницы - 20 шт.
- Клей ПВА – 20 шт.
- Капроновая нить – 1 катушка
- Тетрадь в клетку – 20 шт.
- Карандаши – 20 уп.
- Картон А4 – 20уп.
- Цветная бумага – 20 уп.
- Природный материал (листья)
- Ткань (любая) 40û40 см.
- Бросовый материал
- Яичная скорлупа, макаронные изделия, пух, семена растений
Список литературы:
Попова И.Н. Народные промыслы.- М, 1980 г.
Ефимцева М.И. Лоскутная пластика. - М, Просвещение 2000 г.
Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах. М, Просвещение, 1990 г.
Макарова С.В. Мастерим своими руками. Молодая гвардия. 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебный лоскуток
План работы кружка по изготовлению русской народной тряпичной куклы для детей 5-6 лет...
Конспект НОД в старшей группе на тему "Волшебный лоскуток"
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей (5-6 лет)по теме "Волшебный лоскуток". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это ...
«Волшебный лоскуток»
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе...
Проект "Волшебный лоскуток"
Ведь ни для кого не секрет, что в современном образовании утрачены истоки домостроевского рукоделия, в школах сократили до минимума уроки технологии, там перестали учить кулинарии, шитью, вязанию, поэ...
Мини – проект “Волшебный лоскуток”
Цели: 1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера. - путем погружения в быт русского народа; - знакомство с современной масте...
Мастер - класс кружка Волшебный лоскуток "Четыре времени года"
Цель мастера - класса приобщать родителей и детей к совместному сотворчесту с детьми. Развивать творчество, воображение, фантазию. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное семейное общение, умени...
ПРОГРАММА дополнительного образования «Волшебный лоскуток»
laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник ...