Мини – проект “Волшебный лоскуток”
проект (средняя, старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_1_5.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини – проект “Волшебный лоскуток”
Цели:
1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
- путем погружения в быт русского народа;
- знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.
2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.
Задачи:
1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.
2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма {расцветка, форма отделки и т.д.}.
Предварительная работа:
- подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
- выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
- внесение вариативных моделей.
- подготовка необходимого инструментария.
- рассматривание тканых изделий.
- экскурсия в музей народного творчества.
- чтение симбирских сказок.
1. Плетение пояса – ручной труд.
Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.
Методика: загадывание загадок о поясах. Предложение сплести пояс, как симбирские мастерицы. Обсуждение проблемной ситуации: как можно сплести пояс из бумажных полос. Игровая мотивация: пояс для бумажной куклы. Установка на сочетание цветов и оттенков. Самостоятельная деятельность детей – плетение пояса. Рассматривание детских работ. Украшение бумажных кукол.
Обыгрывание – куклы любуются поясами.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
- дидактическая игра “Плетение ковра”.
- рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.
2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.
Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.
Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
- экскурсия в музей народного творчества.
3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.
Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента – “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.
Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.
Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
- книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
- творческое задание “Придумай свой орнамент”.
4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.
Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.
Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.
5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.
Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде – для оберега от неблагоприятных воздействий.
Методика: Предложение детям отправиться в путешествие по старине и поговорить о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена. Создание проблемной ситуации – в древние времена магазинов не было. Как же одевались люди в красивые одежды в старину. Какой же была тогда одежда. Рассказ воспитателя с показом элементов народного костюма - рубаха, сарафан, налобник, кокошник, сорока и тд.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- беседа по прослушанному рассказу.
- разгадывание кроссворда о русских головных уборах.
6. Выступает будто пава.
Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде – для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.
Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.
Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы – последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.
Анализ работ.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.
7. Посещение музея народного творчества.
Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.
Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.
Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).
1. Придумайте названия своим командам.
2. Закончите пословицы и поговорки:
1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
2) По платью встречают, ……по уму провожают.
3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
4) Не поносишь старого –…….. не носить и нового.
5) Всяк портной на свой …….раскрой.
6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.
Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?
3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами – северорусский, южнорусский, симбирский).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.
4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.
5. Вопросы 1 команде:
- что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
- от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
- какой длины обычно были рубахи у мужчин?
- круг – символ……солнца.
- чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)
Вопросы 2 команде:
- что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
- что означает слово «опростоволоситься»
- какой длины были рубахи у женщин?
- дерево – символ…..жизни.
- что было вышито на поясе у мужчин?
Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.
Игра «Челноком».
Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:
- Челнок бежит, земля дрожит!
Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.
8. “Украсим дом для куклы”.
Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.
Методика: создание проблемной ситуации: необходимо обустроить дом для куклы. Обсуждение проблемы с детьми, определение объёма работы и её содержание для каждого ребёнка. Самостоятельная деятельность детей. Обыгрывание новоселья.
Взаимодействие с другими видами деятельности:
- игры с обустроенным домом,
- выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-проект "Волшебная Дымка"
Презентация включает фото и описание. Конспекты занятий....
Мини-проект "Волшебные силы магнита"
Познавательно-исследовательский мини проект "Волшебные силы магнита" предназначен для детей средней группы с целью развития познавательной активности в процессе знакомства со свойствами магнита....
Мини - проект "Волшебная вода" средняя группа
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, прово...
Краткосрочный мини-проект "Волшебная водичка"
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со вс...
Мини проект "Волшебный космос"
Мини проект...
Проект "Волшебный лоскуток"
Ведь ни для кого не секрет, что в современном образовании утрачены истоки домостроевского рукоделия, в школах сократили до минимума уроки технологии, там перестали учить кулинарии, шитью, вязанию, поэ...
Проект "Волшебный лоскуток"
Проект "Волшебный лоскуток"...