Программа дополнительного образования "Веселые ладошки"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Содержание занятий кружка расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка, служит средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

художественно-эстетической  направленности

«Весёлые ладошки»

                                                                                               Автор и составитель:

                                                                 Лукьянова Мария Александровна – воспитатель 1КК

Борисоглебск  2017г

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………3

Условия реализации образовательной программы…………………4

Методическое обеспечение…………………………………………..5

Учебно – тематический план…………………………………………5

Календарно – тематическое планирование кружка «Весёлые ладошки»

 на 2017-2018 учебный год……………………………………………6

Диагностика уровня развития детей младшей разновозрастной

группы на конец 2017-2018 учебного года кружка «Весёлые ладошки»…..16

Список литературы……………………………………………………18


Программа дополнительного образования в ДОУ. Кружок по аппликации «Весёлые ладошки».

Автор: воспитатель 1КК МКДОУ  БГО Детский сад № 21комбинированного вида  Мария Александровна Лукьянова.

Пояснительная записка.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности.  Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Занятия аппликацией могут быть привлекательными и доступными для малышей.

Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Актуальность: Содержание занятий кружка расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка, служит средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе деятельности.

Цель:·  Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами аппликации.

Основные задачи:

Образовательные:

1.Учить работать с материалами разной фактуры для создания предметных и сюжетных форм.

2.Формировать систему знаний, умений, навыков по основам аппликации.

3.Учить создавать коллективные работы.

Развивающие:

1.Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

2.Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.

2.Формировать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.

Условия реализации образовательной программы.

Место проведения: помещение группы.

Срок реализации: 1 год.

Образовательный   процесс  по  кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).

Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д. 

Кружковая работа проводятся с подгруппой детей, в подгруппе 8 человек.

Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во 2 младшей группе – 15-20минут.Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного  возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи -  аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим показателям:

- результативность работы кружка, оформление выставочного стенда в ДОУ;

- участие в областных и региональных выставках и конкурсах творческих работ;

- создание банка достижений кружка.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1.Объяснительно-иллюстративные методы обучения (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

2.Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

3.Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске).

4.Исследовательские методы обучения(овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техникой аппликации.

Используемый материал: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань, пряжа, и т.д.

Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги, электронные (сетевые ресурсы, аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи, наглядные (иллюстрации, картины, демонстрационные (макеты, муляжи, модели).

Учебно – тематический план.

Название раздела

Количество часов

I

«Теоретические основы кружковых занятий»

3ч.

II

«Создание композиций из готовых форм»

8ч.

III

«Обрывная аппликация»

3ч.

IV

«Ниткография»

2ч.

V

« Работа с ножницами

3ч.

VI

«Коллективные работы»

7ч.

VII

«Повторение изученного»

2ч.

Итого:

28ч.

Календарно- тематическое планирование кружка «Одаренок» на 2015 – 2016 год.

Месяц № занятия

Раздел

Тема

Вид занятия

Программное содержание

Количество часов

Октябрь

Занятие 1

«Теоретические основы кружковых занятий»

«Ознакомление с тематикой кружка».

Теор.

Развивать заинтересованность в данном виде творчества.

Дать понятие назначения кружка.

1

Занятие 2

«Знакомство с материалами для аппликации» (с бумагой как с художественным материалом)

Теор.

Познакомить с материалами для аппликации. Создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, рвется, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей.

1

Занятие 3

«Ножницы разговаривают»

Практич.

Учить детей правильно держать ножницы, осуществлять ими «холостые» движения, обучать технике безопасности при работе с ножницами.

1

Занятие 4

«Создание композиций из готовых форм»

«Что нам осень принесла? » (овощи)

Коллективная работа.

Практич.

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Овощи».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Учить раскладывать готовые формы (овощи) разного цвета и размера на белом блюде и аккуратно приклеивать.

1

Ноябрь

Занятие 5

«Осенний лес»

Практич.

Учить раскладывать силуэты листочков разного цвета и размеров на зеленом фоне и приклеивать. Продолжать знакомить с техникой наклеивания. Учить различать лицевую (цветную) или обратную сторону

1

бумажных

силуэтов. Развивать чувство цвета и формы. Вызывать интерес к ярким красивым явлениям природы.

Занятие 6

«Платье в горошек»

Практич.

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

1.

Занятие 7

«Дорожка для куклы»

Практич.

Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по линии, развивая о поощряя самостоятельность.

1

Занятие 8

«Лоскутное одеяло».

Практич.

Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

1

Декабрь

Занятие 9

«Вот какие у нас кораблики!»

Практич.

Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм(трапеций и треугольников разного размера). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность.

1

Занятие 10

«Снеговик»

Практич.

Закреплять знания детей о круглой форме, о различие предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании.

1

Занятие 11

«Деревья в снегу» (аппликация из ваты)

Практич.

Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.

1

Занятие 12

«Обрывная аппликация»

«Праздничная ёлочка»

Практич.

Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки-хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.

1

Январь

Занятие 13

«Снеговик-великан» (приготовление бумажных комочков)

Практич.

Вызывать интерес к изображению снеговика-великана. Формировать белые комочки из ваты (мягкой бумаги, салфеток.

1

Занятие 14

«Снеговик-великан» (завершение работы)

Практич.

Учить раскатывать, обмакивать клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

1

Занятие 15

«Ниткография»

«Украсим валенки»

Практич.

Учить составлять изображение из ниток. Воспитывать стремление сделать красивую работу. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.

1

Февраль

Занятие 16

«Мишка»

Практич.

Учить составлять изображение из ниток. Воспитывать стремление сделать красивую работу. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.

1

Занятие 17

«Работа с ножницами»

«Свободное вырезание»

Практич.

Учить детей правильно пользоваться ножницами, соблюдая меры предосторожности.

1

Занятие 18

«Полосатый коврик»

Продолжать учить разрезать бумагу по нарисованным линиям, подбирать сочетания цветов, использовать в речи их названия, ориентироваться в пространстве,располагая детали в определённом порядке.

1

Занятие 19

«Билетики»

Практич.

Учить держать правильно ножницы, разрезать ими бумагу.

1

Март

Занятие 20

«Железная дорога»

Практич.

Учить разрезать бумагу по нарисованным линиям, составлять композицию из готовых форм.

1

Занятие 21

«Коллективные работы»

«Букетик для мамочки»

Практич.

Учить детей составлять композицию из готовых элементов (цветов) на сложной форме (силуэте букета), выбирать и наклеивать вазу, и составлять букет из бумажных цветов.

1

Занятие 22

«Крошки для птичек»

Практич.

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение.

1

Занятие 23

«Паровозик»

Практич.

Продолжать формировать умение вырезать и наклеивать части аппликации на картон, обыгрывая их.

1

Апрель

Занятие 24

«Наши ракеты»

Практич.

Показать детям способ составления ракеты из трёх частей, закрепив обыгрыванием и чтением стихов о предстоящем празднике.

1

Занятие 25

«Грибная полянка»

Практич.

Учить изображать грибы в технике аппликации. Вызвать интерес к аппликативной композиции «Грибная полянка». Воспитывать любознательность, интерес к природе.

1

Занятие 26

«Весенние цветы»

Практич.

Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на ватман, правильно располагая. Воспитывать чувство коллективизма.

1

Занятие 27

  «Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Практич.

Вызывать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. Уточнить представление детей о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения желтых и белых цветов. Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику. Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

1

Май

Занятие 27

«Закрепление изученного»

«Божья коровка на листочке»

Практич.

Показать возможность создания композиции на основе зеленого листка. Вызывать эмоциональный отклик на красивые природные объекты. Развивать чувство формы и цвета.

1

Занятие 28

«Салют»

Практич.

Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги.

1

Предполагаемый результат:

1. Дети освоят правила безопасности во время работы с ножницами.

2.Дети смогут создавать сюжеты и образы, улучшатся творческие показатели: фантазия, воображение.

3. Освоят разные техники аппликации.

4. Научатся создавать коллективные работы, радоваться своим достижениям и успехам товарищей.

5. У воспитанников сформируется интерес к искусству аппликации.

Список детей кружка «Весёлые ладошки»:

1.Опритова Маша

2.Бурлакова Даша

3.Толстова Вика

4.Фефелова Алина

5. Попов Алеша

6.Метальников Кирилл

7. Ковыга Гриша

8. Яковлева Ирина

Диагностика уровня развития детей младшей разновозрастной группы на конец 2017-2018 учебного года кружка «Веселые ладошки».

Фамилия, имя ребенка

Возраст

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности (аппликации)

Создает изображения из готовых фигур

Освоил приемы работы с различными материалами

Приобрел навыки работы с инструментами: кистью, ножницами, клеем-карандашом.

Активно участвует в создании коллективных работ

Показывает уровень воображения и фантазии. Проявляет интерес к занятиям кружка.

Результаты:

- низкий уровень—1 балл;

- средний уровень- 2 балла;

- высокий уровень- 3 балла.

Список литературы:

Программа разработана на основе:

- учебно-методического комплекта к примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

-Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа.- М.; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 120с.: цв.вкл.

-И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.-144с., перераб и доп.

-интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки», для детей 5–6 лет

Пояснительная записка.Количество кружковых занятий в год: 28Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.Срок обучения: 1 год.Направленность: художественно-эстетическая....

Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".

Программа  разработана  на  базе  методического  пособия  Лыковой....

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Программа дополнительного образования "Ладошки на песке". Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №16 "Былина" Напылова С.Г. (г.Бор, Нижегородской обл.)

         Я работаю учителем-логопедом  детского сада компенсирующей направленности. Мои воспитанники - дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Статистика показывает...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...