Перспективное планирование в старшей группе "А" по изобразительной деятельности.
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Предложенный материал раскрывает план работы на учебный год по художественому творчеству; лепке, аппликации и рисованию в саршей группе по программе "От рождения до школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_risovanie_starshaya_gruppa.docx | 97.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное творчество.
Рисование, лепка, аппликация.
Перспективный план группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет,
2017 – 2018 учебный год
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Направление «Художественное творчество»
Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет
Дошкольник в своѐм эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.
Исходя из этого, ставим перед собой и творчески реализуем целый комплекс взаимосвязанных задач.
- Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
- Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с за- дачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).
- Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоѐм, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
- Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщѐнные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года)
- Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей
(приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
- Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения
- Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.
- Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобыполучать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисоватьакварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015г.
2. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа. Т.С.Комарова,2015г.
3. И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания , обучение и развитие детей 2-7лет «Цветные ладошки», Карапуз-дидактика, Москва 2009г.
Перспективный план группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет ,
2017 – 2018 учебный год
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Направление «Художественное творчество»
Непосредственно образовательная деятельность: «Рисование»
№ | Тема | Программное содержание | Литература | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | «Весёлое лето» | Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавая движения человека. Подводить к описанию изображений на рисунках. | И.А.Лыкова Стр.20 | |
2 | « Лето красное прошло» | Учить детей грамотно составлять цветочную композицию передавая впечатления о лете. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях). | И.А.Лыкова Стр.26 | |
3 | «Знакомство с городецкой росписью» | Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять её яркий. Нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок-розан, с боков его бутоны и листья), мазки, точки, чёрточки-оживки (чёрные или белые) Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие. Чувство цвета, чувство прекрасного. Воспитывать желание создавать красивый узор. | Т.С.КомароваСтр. 43 | |
4 | « Деревья в нашем парке» | Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения. | И.А.Лыкова Стр.32 | |
5 | «Городецкая роспись» | Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Композиции, ритма. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок) | Т.С.КомароваСтр. 44 | |
6 | «Расписные ткани» | Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространство листа бумаги, находить красивые сочетания красок в зависимости от фона. Использовать в своем творчестве элементы декоративно - прикладного искусства. Совершенствовать технические навыки рисования кистью. | И.А. Лыкова Стр.84 | |
7 | «Чебурашка» | Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя; передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом ( сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или по косой неотрывным движением руки). | Т.С.Комаров | |
8 | «Осенний лес» | Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривлённые). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы с кистью и красками. Развивать активность и творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам. | Т. С. Комарова | |
ОКТЯБРЬ | ||||
9 | « Загадки с грядки» | Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создать выразительные цветовые и фантазийные образы | И.А.Лыкова Стр.44 | |
10 | «Моя любимая сказка» | Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определённой обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки. | Т. С. Комарова | |
11 | «Осенние листья» | Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику. Познакомить с новым способом получения изображения - наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге. | И.А.Лыкова Стр.50 | |
12 | «Весёлые игрушки» | Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Развивать фантазию. Учить выбирать материал для рисования по своему желанию. | Т. С. Комарова | |
13 | « Игрушки не простые, глиняные, расписные» | Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительских впечатлений. Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастер. | И.А.Лыкова Стр.58 | |
14 | «Идёт дождь» | Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретёнными приёмами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами. | Т. С. Комарова | |
15 | «Нарядные лошадки» | Инициировать декоративное оформление силуэтов фигурок- украшать элементами декоративной росписи. Совершенствовать технику рисования красками - рисовать кончиком кисти. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. | И.А.Лыкова Стр. 62 | |
16 | «Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчёлы»». | Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определённые содержанием игры. Упражнять в разнообразных приёмах рисования, в использовании различных материалов. Вызвать радость от созданных образов игры. | Т. С. Комарова | |
НОЯБРЬ | ||||
17 | « Золотая хохлома и золотой лес» | Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно- прикладного искусства. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения - умело пользоваться кистью. | И.А.Лыкова Стр.66 | |
18 | «Создание дидактической игры «Что нам осень принесла»». | Закрепить образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру. Развивать чувство радости от приобретённого умения создавать дидактическую игру. | Т. С. Комарова | |
19 | « Зайчишки - трусишка и храбришка» | Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане. Развивать композиционные умения. | И.А.Лыкова Стр.72 | |
20 | «Усатый полосатый» | Учить детей передавать в рисунке образ котёнка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками. Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа. | Т. С. Комарова | |
21 | «Лиса - кумушка и лисонька –голубушка» | Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Познакомить с приёмами передачи сюжета; выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения. | И.А.Лыкова Стр.74 | |
22 | «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы-ледяная». | Продолжать развивать у детей образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приёмы рисования разными изобразительными материалами. | Т. С. Комарова | |
23 | «Чудесные превращения кляксы» | Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение. | И. А.Лыкова стр.80 | |
24 | « Вот стоит береза под моим окном» | Учить рисовать детей стройный ствол дерева с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета. | И.А.Лыкова Стр.92 | |
ДЕКАБРЬ | ||||
25 | « Белая береза под моим окном» (зимний пейзаж) | Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета. | И.А.Лыкова Стр.92 | |
26 | «Зимние забавы» | Подводить детей к созданию сюжетной композиции, продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность; развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов. | Н.В. Лободина Стр.10 Декабрь-февраль | |
27 | «Волшебные снежинки» | Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. | И.А.Лыкова Стр.94 | |
28 | «На катке» - рисование сюжетной картинки. | Подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни; развивать композиционные умения; учить располагать изображение по всему листу; продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов; обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрения, слуха, осязания. | Н.В. Лободина Стр.24 | |
29 | « Еловые веточки»-рисование с натуры. | Учить рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности ее строения, окраски и размещения в пространстве. Развивать координацию в системе «глаз -рука». Воспитывать интерес к народному искусству. | И.А.Лыкова Стр.100 | |
30 | Рисование иллюстрации к сказке «Буратино» | Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов. | Н.В. Лободина Стр.36 Декабрь-февраль | |
31 | Рисование Новогодней открытки. | Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов. | Н.В. Лободина Стр.91 Декабрь-февраль | |
32 | Рисование кукольных костюмов к Новогоднему утреннику. | Подводить детей к созданию предметных композиций на темы окружающей жизни; развивать композиционные умения; учить располагать изображение по всему листу; продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов; обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрения, слуха, осязания. | Н.В. Лободина Стр.104 Декабрь-февраль | |
ЯНВАРЬ | ||||
33 | « Начинается Январь, открываем календарь» | Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, пере давая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в при роде. Упражнять в технике рисования красками, свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом. Развивать чувство цвета и композиции. | И.А.Лыкова Стр.106. | |
34 | «Волшебные снежинки» | Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях. Использовать в узоре разнообразные прямые округлые формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью. | И.А.Лыкова Стр.94 | |
35 | «Весело качусь я под гору в сугроб» | Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами : выделение главного и второстепенного, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и др.). Развивать композиционные умения. | И.А.Лыкова Стр.116. | |
36 | «Весёлый клоун» (с передачей мимики и движения)- по замыслу. | Учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида в связи с передачей несложных движений. Вызвать интерес к поиску и передаче доступными графическими средствами характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным. | И.А.Лыкова Стр.120. | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
37 | «Наша группа»- оформление альбома. | Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизни детей в своей группе (в детском саду). Учить рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, передавая движения, взаимодействия и отношения детей. Вовлекать детей в коллективное обсуждение общего замысла. Развивать чувство композиции. Воспитывать дружелюбие, поддерживать интерес к сотрудничеству и сотворчеству. | И.А.Лыкова Стр.126. | |
38 | «Животные в зимнем лесу» | Подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни; развивать композиционные умения; учить располагать изображение по всему листу; продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов; обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрения, слуха, осязания. | Н.В. Лободина Стр.132 Декабрь-февраль | |
39 | «Папин портрет» с опорой на фотографию. | Учить рисовать мужской портрет, стараясь передавать | И.А.Лыкова Стр.136. | |
40 | Рисование – эксперементирвание. «Чудесные превращения кляксы» (кляксография) | Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение. | И.А.Лыкова Стр.80. | |
41 | «Фантастические цветы» | Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиции. Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные). Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность. | И.А.Лыкова Стр.132. | |
42 | Рисование иллюстрации к сказке «Домовёнок Кузька» | Подводить детей к созданию сюжетных композиций; продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов. | Н.В. Лободина Стр.146 Декабрь-февраль | |
43 | «Пограничник с собакой» | Подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни; развивать композиционные умения; учить располагать изображение по всему листу; продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов; обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрения, слуха, осязания. | Н.В. Лободина Стр.239 Декабрь-февраль | |
44 | «Зайчик в зимнем лесу» | Подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни; развивать композиционные умения; учить располагать изображение по всему листу, обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрения, слуха, осязания.. | Н.В. Лободина Стр.198 Декабрь-февраль | |
МАРТ | ||||
45 | Рисование по представлению с опорой на фотографию. «Милой мамочки портрет» | Учить рисовать женский портрет. Инициировать | И.А.Лыкова Стр.142. | |
46 | Цветы для мамы | Продолжать формирование навыков равномерного расположения нескольких предметов на листе бумаги; закреплять знания детей о технике рисования; развивать творческое воображение, стойкий интерес к рисованию, развивать цветовое восприятие, чувство композиции, совершенствовать мелкую моторику рук и кистей; воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображения цветов; воспитывать любовь и уважение к близкому человеку – маме. | Н.В. Лободина Стр.10 Март-май | |
47 | Это он, это он, ленинградский почтальон. | Развивать восприятие образа человека. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения. Упражнять в изображении человека. Учить передавать в рисунке любимый литературный образ (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали). Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников. | ||
48 | «Мальчики и девочки» | .Подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни; развивать композиционные умения; учить располагать изображение по всему листу; продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов; обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрения, слуха, осязания, расширять о сходстве и различии детей, психологических и физических характеристиках мальчиков и девочек; воспитывать доброжелательное отношение между мальчиками и девочками. | Н.В. Лободина Стр.54 Март-май | |
49 | Рисование- эксперементирование. | Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Расширить цветовую палитру- показать способы получения «солнечных» оттенков. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, инициативность. | И.А.Лыкова Стр.154. | |
50 | Рисование народных узоров . Хохлома. | Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; учить новой композиции хохломского узора- изображение закруглённой ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; учить рисовать новые элементы узора- ягоды клубники, малины, крыжовника; учить рисовать узоры на разных фонах- красном, чёрном или жёлтом (охра), в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора; упражнять в рисовании элементов узора-травки, завитков, листьев и ягод,; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к труду мастеров; развивать чувство цвета и композиции | Н.В. Лободина Стр.113 Март-май | |
51 | « Дымковские игрушки» | Закрепить знания о дымковских игрушках; навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо. Волнистые дуги); умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать их возле оборки в соответствии с формой юбки, платья; закреплять приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти; воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством. | Н.В. Лободина Стр.97 Март-май | |
52 | Рисование плаката на тему «Защитим природу родного края» | Познакомить детей с новым способом рисования; развивать интерес к творчеству; развивать творческие способности детей; развивать аккуратность при работе с гуашью; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; способствовать формированию коммуникативных навыков; вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой. | Н.В. Лободина Стр.82 Март-май | |
АПРЕЛЬ | ||||
53 | Рисование в технике «по-мокрому». | Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. | И.А.Лыкова Стр.168. | |
54 | «Приметы весны» | Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, учить называть приметы весны; способствовать развитию умений располагать предметы в пространстве на листе бумаги, передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, придумывать содержание своей работы; развивать у детей образное мышление, восприятие , фантазию, формировать чувство цвета, творчество; воспитывать любовь к природе. | Н.В. Лободина Стр.127 Март-май | |
55 | Рисование-экспериментирование. «Я рисую море» | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей договариваться и планировать коллективную работу. | И.А.Лыкова Стр.172. | |
56 | Рисование иллюстрации к русской народной сказке «Колобок» | Учить передавать в рисунке сюжеты из знакомого детям произведения, создавать выразительный, оригинальный образ и выбирать наиболее соответствующие ему изобразительные техники; закрепить понятие линии горизонта, дальнего и ближнего плана; развивать внимание, воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. | Н.В. Лободина Стр.155 Март-май | |
57 | «Солнышко нарядись» - декоративное | Вызвать у детей желание создать образ солнышка по | И.А.Лыкова Стр.152. | |
58 | «Превращение камешков» | Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с разными приёмами рисования на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение. | И.А.Лыкова Стр.190. | |
МАЙ | ||||
59 | «Зеленый май» | Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность. | И.А.Лыкова Стр.196. | |
60 | Рисование на тему «Пусть всегда будет мир» | Учить отражать полученные впечатления; закреплять приёмы рисования кистью; поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка; формировать у детей интерес к истории нашей страны ; учить создавать в работе образ аиста; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине. | Н.В. Лободина Стр.181 Март-май | |
61 | «Защитники земли русской» | Учить изображать характерные особенности костюма русских богатырей и самостоятельно подбирать цвета для раскраски костюма; закреплять умение аккуратно раскрашивать рисунок; развивать внимание и воображение; подбирать краски по цветовой гамме. | Н.В. Лободина Стр.196 Март-май | |
62 | «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили» | Учить детей создавать сюжетную картину «Пожар»; закрепить правила пожарной безопасности; воспитывать уважение к смелым людям – пожарным, которые приходят на помощь в любую минуту; учить рисовать огонь, дым, фигуры людей в движении. Черная бумага, красная, желтая, чёрная и белая гуашь, тонкий белый картон, вата, ножницы, клей, прозрачная плёнка, карандаши. | ||
63 | «Радуга-дуга» | Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе. | И.А.Лыкова Стр.202. | |
64 | «Чем пахнет лето?» | Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средств. Обогатить межсенсорные связи (цвет+форма+запах). Готовить руку к письму - учить проводить волнистые линии - графические символы запахов. Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве. | И.А.Лыкова Стр.206. | |
65 | «Букет ромашек, божья коровка и птичка» | Продолжать знакомить детей с натюрмортами. Учить передавать характерные особенности цветов ромашек, их формы и строения, величины, расположения на стебле, передавать цвет натуры. Рисовать божью коровку и птиц с помощью трафаретов и шаблонов. Воспитывать любовь к природе. | Н.В. Лободина Стр.196 Март-май |
Педагогическая диагностика
Показатели
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Общие показатели развития детского творчества:
- компетентность (эстетическая компетентность)
- творческая активность
- эмоциональность
-произвольность и свобода поведения
- инициативность
- самостоятельность и ответственность
- способность к самооценке
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флѐриной, А.Е. Шибицкой):
- субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
-» нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;
- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
- индивидуальный «почерк» детской продукции;
-самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественныхтматериалов и средств художественно-образной выразительности;
- способность к интерпретации художественных образов; общая ручная умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
- восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключѐнного в художественную форму;
- творческое освоение «художественного языка» - средств художественно- образной выразительности;
- самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности;
- проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
- экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
Методика проведения диагностики.
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разныехудожественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трѐх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трѐх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребѐнку предлагается назвать всѐ, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребѐнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать).
Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведѐнная в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов
Аппликация
Перспективный план группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет ,
2017 – 2018 учебный год
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Направление «Художественное творчество»
Непосредственно образовательная деятельность: «Аппликация»
Основными её задачами являются:
Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат —в два-четыре треугольника, прямоугольник —в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Показать новые способы создания образов; симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов; силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор(круги, полукруги. ромбы. ёлочки) для изготовления ажурных изделий( салфетки, занавески. Одежда для кукол0; в коллективной работе создавать орнаментные аппликации(панно, фризы, коллажи).
Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения( комбинировать силуэтную аппликацию с рисованием, созданием объёмной пластической формы сочетать с декоративной росписью).
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по аппликации в старшей группе (5-6 лет)
«Пчёлки» на 2017-2018гг.
|
Лепка
Перспективный план по художественно - эстетическому развитию в старшей группе, возраст 5-6 лет
на 2017- 2018 учебный год.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Направление: «Художественное творчество»
Непосредственно - образовательная деятельность: Лепка.
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т.п.). Развивать творчество, инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки.
Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.
Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.
Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки.
Совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого путём вытягивания и моделирования частей.
Показать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по лепке в старшей группе (5-6 лет)
«Пчёлки» на 2017-2018гг.
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Методические приёмы | Литература | |
Сентябрь | |||||
3 неделя | «Весёлые человечки» | -Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). -Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость. -Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног. Материал: Пластилин или глина, стека, клеёнки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки, модели, вылепленные заранее конус и цилиндр. | Чтение стихотворения О. Высотской «Детский сад». Показ бумажных фигурок человека. Объяснение способов лепки фигурок девочки и мальчика из конуса и цилиндра. Показ схемы лепки фигурок человека | И. А. Лыкова, стр. 16 | |
4 неделя | «Осенний натюрморт» | -Учить детей создавать объёмные композиции (натюрморты) из солёного теста. -Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки). –Развивать композиционные умения - размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку). Материал: Подготовленный заранее материал - солёное тесто, дощечки или клеёнки, салфетки, пластиковые тарелки для составления композиции | Чтение стихотворения об осеннем лесе. Составление натюрморта из осенних овощей и фруктов. Показ 2 – 3 вариантов лепных композиций. Распределение детей на группы, обсуждение способов создания натюрмортов | И. А. Лыкова, стр. 40 | |
Октябрь | |||||
3 неделя | Лепка по мотивам дымковской игрушки “Козлик” | - Учить лепить фигуру по народным мотивам. -Использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов. -Развивать эстетическое восприятие. Материал: Глина, доска для лепки, стеки. | Рассматривание дымковских игрушек, выделять их характерные особенности: слитность, пластичность, изящество, красота. | Т.С.Комарова, стр. 41 | |
4 неделя | «Собака со щенком» | -Учить составлять несложную композицию из однородных объектов, различающихся по величине (собака и два щенка). -Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки –из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. -Учить анализировать особенности строения животных, соотносит части по величине и пропорциям. -Развивать глазомер. -Синхронизировать работу обеих рук. Материал: Пластилин, клеёнки, салфетки | -Знакомство с внешним видом разных пород собак (открытки, альбомы, иллюстрации). -Беседа о собаках с опорой на опыт детей, в семьях которых живут эти животные. -Обсуждение вопросам о том, почему опасно подходить к собаке с щенком. -Рассматривание картины «Собака со щенком» -Рисование собак. | И. А. Лыкова, стр. 28 | |
Ноябрь | |||||
3 неделя | «Ехать замечательно на плечах, на папиных» | -Знакомить детей со станковой скульптурой. -Учить изображать человека, выражая его характер, духовную и физическую красоту. -Учить передавать в лепке пропорции двух фигур – взрослого и ребёнка, закреплять умение лепить фигуру человека, передавая форму и строение, продумать, какие части тела изменяют свое положение при ходьбе. -Использовать усвоенные ранее приёмы лепки (раскатывание, оттягивание, прищипывание и т. д.). Материал: Глина, доски, стеки, салфетки, песня «Взрослые и дети», фигурки человека в движении | Вспомнить, когда папы носили их на плечах; уточнение представлений о фигуре человека и способах его изображения в лепке. | В. Н. Волчкова, стр. 79 | |
4 неделя | Лепка по мотивам богородской игрушки «Косматый мишка» | -Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. -Учить лепить медведя в стилистике богородской игрушки ( скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры). -Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам народного искусства. Материал: Богородские игрушки, альбом «Деревянные игрушки», пластилин (жёлтого, коричневого, серого цвета), стеки, клеёнки, салфетки. | Рассматривание богородских игрушек, рисование богородского медведя. Рассматривание альбома «Деревянные игрушки» | И. А. Лыкова, стр. 64 | |
Декабрь | |||||
3 неделя | Лепка из пластилина с использованием шприца «Овечка» | Учить лепить силуэт животного в технике “колбасок”, выполнять шерсть выдавливая пластилин из шприца. | Рассматривание игрушки «Овечка». Чтение стихов, отгадывание загадок. Рисование и аппликация «Овечки» | Колдина, стр. 32 | |
4 неделя | «Звонкие колокольчики» | -Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. -Совершенствовать изобразительную технику – учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы. -Показать разные приёмы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение стекой узора, штампование декора колпачками фломастеров. -Синхронизировать работу обеих рук. -Развивать чувство формы, пропорций. - Воспитывать аккуратность. Материал: Солёное тесто, поворотный диск, стеки, колпачки фломастеров, для отпечатков, узкая тесьма для петелек. | Рассматривание колокольчиков. Аппликация декоративная «Колокольчики» | И. А. Лыкова, стр. 104 | |
Январь | |||||
3 неделя | «Снегурочка» | -Учить передавать в лепке образ Снегурочки. - Закреплять умение передавать фигуру человека: форму, расположения и величину частей. -Воспитывать стремление доводить работу до конца. | Н.В. Лободина Стр 99 Д-Ф | ||
4 неделя | «Зимние забавы» | -Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. - Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. -Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). -Анализировать особенности фигуры человека. Учить детей анализировать простейшие схемы (человечки в разных позах). Материал: Пластилин, стеки, подставки, салфетки, поворотный диск, комплект карточек со схематическим изображением человека в разных позах, композиционная основа для коллективной композиции | Чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка…», рассматривание схематического изображения человека в различных движениях, беседа «Во что можно играть на детской площадке», составление коллективной композиции «Детская площадка». | И. А. Лыкова, стр. 114 | |
Февраль | |||||
3 неделя | Лепка предметная из солёного теста «Кружка для папы» | -Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. -Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. -Формировать интерес к истории своей страны и семьи. -Воспитывать заботливое отношение к близким людям. Материал: Солёное тесто, клеёнки, стеки, влажные матерчатые салфетки. Разные кружки фабричного производства. Азбука с письменными и печатными буквами для вензелей. | Беседа о дне защитника отечества, о папах, дедушках как «защитниках» семьи. Рассматривание разных кружек фабричного производства. | И. А. Лыкова, стр. 140 | |
4 неделя | «Водоноски у колодца» | -Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетического вкуса. -Создать условия для творчества для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. -Показать обобщённый способ лепки женской фигуры на основе юбки-колокола (полного конуса). -Закрепить представление о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаниях Материал: Глина, клеёнки, салфетки, дымковская игрушка (водоноска или барыня), схема с показом способа лепки; декорация для показа мини спектакля. |
| И. А. Лыкова, стр. 160 | |
Март | |||||
3 неделя | «Весенний ковёр» (плетение из жгутиков) | -Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно - прикладного искусства (ковроделием). -Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. -Показать аналогии между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. -Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук. Маериал: Пластилин, стеки, салфетки, квадраты или прямоугольники из цветного картона под основу композиции. | Рассматривание ковра в группе, беседа, рассказ о способе изготовления ковриков из пластилина. | И. А. Лыкова, стр. 166 | |
4 неделя | Лепка рельефная (пластилиновая «живопись»). «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | Познакомить детей с новым приёмом лепки- цветовой растяжкой (вода, небо), показав его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности. -Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники ( закат на море или лунная ночь, буря или лёгкий бриз, кораблик крупным планом или вдали.) Материал: Пластилин разных цветов, картон разной формы и разных размеров; кусочки картона. | Чтение сказки А,С, Пушкина «Сказка о царе Салтане……». Беседа о море, рассматривание иллюстраций, открыток. Сюжетно- ролевая игра «Морское путешествие». Выкладывание корабликов из геометрических фигур. Счётных палочек | И. А. Лыкова, стр. 176 | |
Апрель | |||||
3 неделя | «На арене цирка» | -Учить составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов. -Уточнить способ лепки в стили народной игрушки – из цилиндра, согнутого дугой и надрезанного с двух концов. -Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. - Вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров из разных материалов. - Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Материал: Пластилин, стеки, бусинки, шерстяные нитки, тесьма; клеёнки, салфетки | И. А. Лыкова, стр. 118 | ||
4 неделя | Налеп из пластилина “Радуга на небе” | Учить составлять задуманный предмет на плоскости (барельеф) из столбиков, продолжать дополнять работу композиционными решениями. | Колдина, стр. 44 | ||
Май | |||||
3 неделя | «Белка грызёт орешки | -Закреплять умение лепить зверька, передавая его характерные способности, позу. -Отрабатывать приёмы лепки пальцами. - Развивать образное восприятие, образные представления, умение оценивать изображения. -Воспитывать бережное отношение к животным. Материал: Игрушечная белочка, грызущая орех. Пластилин, стеки, дощечки для лепки. | Чтение отрывка из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане». | Т.С Комарова стр. 95 | |
4 неделя | Лепка сюжетная коллективная “Мы на луг ходили, мы лужок лепили” | -Учить лепить по выбору луговые растения (ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик) и насекомых (бабочек, жуков, пчёлок, стрекоз), передавая их строение окраску; придавая устойчивость (укреплять на подставке на каркасе из деревянных или пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки). -Формировать коммуникативные навыки. -Развивать наблюдательность. - Воспитывать интерес к живой природе. Материал: Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки бумажные, тряпичные, бисер. мелкие пуговицы, проволока, зубочистки. Коктельные трубочки, палочки (для устойчивых и гибких стебельков). | Рассматривание иллюстраций, фотографий, изображающих весенний и летний луг. Рассматривание изображений луговых цветов. Беседа о луговых насекомых и растениях. Подготовка основы для лепной панорамы «Мы на луг ходили» - крышка от картонной коробки покрытая слоем зеленого, коричневого пластилина. | И. А. Лыкова, стр. 200 |
Дубоносова Наталья Анатольевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Рабочая программа и перспективное планирование к образовательной области "Изобразительная деятельность", раздел Рисование
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...
Перспективный план кружковой работы по изобразительной деятельности в старшей группе
Перспективное планирование работы кружка "Красочки"...
Перспективное планирование воспитателя старшей группы. Изобразительная деятельность/
Перспективное планирование воспитателя старшей группы.Изобразительная деятельность...
Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...
Перспективное планирование на год по изобразительной деятельности во 2 младшей группе.
Перспективное планирование на год по изобразительной деятельности во 2 младшей группе.(Рисование, лепка, аппликация.)...
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству «Природа и художник» Т.А.Копцевой. Старшая группа.
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству...