Кружок "Волшебный квадратик"
материал
Предварительный просмотр:
«Волшебный квадратик»
Рабочая программа
кружковой деятельности по оригами
для детей
подготовительной к школе группы
на 2020-2021 уч. год
Руководитель:
Остякова Е. В.
Список детей, посещающих кружок «Волшебный квадратик»
№ | Код |
1. | Б. С. |
2. | З. С. |
3. | Е. А. |
4. | С. Д. |
5. | О. В. |
6. | К. А. |
7. | А. Е. |
8. | М. Р. |
9. | Н. Р. |
10. | С. А. |
Кружок посещают 10 детей, из них 1 девочка.
Расписание кружка
«Волшебный квадратик»
День недели: четверг
Время: 17.00ч.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать умение детей поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев;
3. Развивать творческое воображение, внимание, память, фантазию, аккуратность;
Образовательные:
1. Знакомить с основными геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ и т.д.);
2. Совершенствовать умение работать с бумагой, создавая объемные фигуры;
3. Улучшать способность следовать словесным инструкциям, формировать грамматически правильную речь;
4. Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи;
Воспитательные:
1. Совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда, бережно использовать материал;
2. Воспитывать чуткость к художественному слову;
Методы, используемые на занятиях кружка:
- Беседа, рассказ, сказка;
- Рассматривание иллюстраций;
- Показ образца выполнения последовательности работы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- Отбор содержания доступного детям 5-7 лет;
- Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,
- Индивидуального подхода к детям.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
– познакомятся с искусством оригами;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Программа составлена на основе:
- «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
- «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
- «Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
- «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
- «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Игры-занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю.
Участники: дети старшей и подготовительной группы, воспитатель.
Длительность занятий 25 – 30 минут.
Групповая комната, в которой будут проходить игры-занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Предполагаемый результат:
Дети: Развитие свободного общения, умения поддерживать беседу, расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. Формирование умений решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи. Обогащение речи детей существительными, прилагательными, наречиями. Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. Формирование умений самостоятельно создавать игрушки для театрализованных игр, сувениры для родителей.
Воспитатель: Создает условия для ознакомления детей с техникой – оригами, через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, пальчиковые игры. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Социально-коммуникативная деятельность – самостоятельное изготовление атрибутов для театрализованных игр. Бережное отношение к материалам и инструментам.
Речевая деятельность - Разучивание стихов для пальчиковых упражнений, самостоятельное придумывание «оригамских» сказок.
Познавательная деятельность – знакомство с цветами спектра, знакомство с различными геометрическими фигурами, расширение представлений о фактуре предмета.
Художественно - эстетическая деятельность – создание предметных и сюжетных композиций. Прослушивание музыкальных произведений.
На занятиях используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Календарно-тематический план работы.
Октябрь
Дата | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ЛИТЕРАТУРА |
1 октября 2020г. | Флажок | Формировать умение складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
| Два красных квадрата 15*15см, две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
08 октября 2020г. | Стаканчик | Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Формировать умение загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги. | Квадрат 10*10 любого цвета. | Волшебная бумага. Н.Чернова |
15 октября 2020г. | Книжка | Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. | Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
22 октября 2020г. | Ёлочка | Формировать умение складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Развивать умение составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. | Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
29 октября 2020г. | Хризантема | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами. | 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
Ноябрь
Дата | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ЛИТЕРАТУРА |
5 ноября 2020г. | Воздушный змей | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета. | Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей. | Оригами в детском саду. С Мусиенко Г.Бутылкина |
12 ноября 2020г. | Лягушка | Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник») | Квадрат зелёного цвета(10*10). Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
19 ноября 2020г. | Зайчик | Продолжать формировать умения мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Квадрат (10*10), заготовки для глаз и мордочки, клей | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
26 ноября 2020г. | Бабочка | Формировать умение сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. | Бумажные квадраты (10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
Декабрь
Дата | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ЛИТЕРАТУРА |
3 декабря 2020г. | Снежинки | Формировать умение соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Совершенствовать навык аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. | 12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см. | Оригами для дошкольников. С.Соколова |
10 декабря 2020г. | Гномик | Продолжать совершенствовать навык делать бумажные фигурки из двух деталей, формировать умение чётко, выполнять инструкции педагога. | Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкин |
17 декабря 2020г. | Новогодние украшения | Продолжать совершенствовать навык мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. | Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей,нитки, ножницы. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
24 декабря 2020г. | Снеговик | Формировать умение соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать совершенствовать навык аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. |
Январь
Дата | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ЛИТЕРАТУРА | |
14 января 2021г. | Колобок | Формировать умение у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать совершенствовать навык оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками. | Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см, два оранжевых кружка, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
21 января 2021г. | Зайчик | Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать формировать умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. | Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
28 января 2021г. | Волк | Продолжать совершенствовать навык сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. | Два серых квадрата15*15см,10*10см, клей, заготовки для глаз и носа. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
Февраль
Дата | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ЛИТЕРАТУРА |
4 февраля 2021г. | Солдат | Воспитывать и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. | Листы форматом А4 зеленого, синего, голубого, белого цвета, фломастеры, клей, цветные карандаши, ножницы. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
11 февраля 2021г. | Парусник | Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из квадратного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх. | Цветные Квадратные листы 20*20см, ножницы. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина. |
18 февраля 2021г. | Рубашка | Закрепить умение складывать базовую форму. Формировать умение чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность. | Цветные Листы форматом А4. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
25февраля 2021г. | Танк | Формировать умение складывать, продолжать совершенствовать навык внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание. | Зеленые листы форматом А4, клей, ножницы. | Оригами для дошкольников С.Соколова. |
Март
Дата | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ЛИТЕРАТУРА |
4 марта 2021г. | Подарок для девочек «Сумочка» | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами. | 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
11 марта 2021г. | Подарок маме «Букет тюльпанов» Подарок бабушке «Фартук» | Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость | Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
18 марта 2021г. | Вертушки | Формировать умение изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу. | Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
25 марта 2021г. | Кошечка | Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Формировать умение изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Совершенствовать навык складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. | Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей. | Оригами для дошкольников С.Соколова |
Апрель
Дата | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ЛИТЕРАТУРА |
1апреля 2021г. | Подарки малышам | Используя технику оригами, формировать умение изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета. | Разноцветные квадраты (10*10) | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
8 апреля 2021г. | Рыбки | Формировать умение складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию. | Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
15 апреля 2021г. | Сова | Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Формировать умение перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. | Квадрат 10*10, заготовки для глаз, клей, ножницы. | Волшебная бумага. Н.Чернова. |
22 апреля 2021г. | Ёжик | Продолжать совершенствовать навык складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. | Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см, карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке. | Оригами для старших дошкольников. С.Соколова. |
29 апреля 2021г. | Курочка | Формировать умение складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать совершенствовать навык внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание. | Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15*15см, клей, карандаш или фломастер. | Оригами для дошкольников С.Соколова. |
Май
Дата | ТЕМА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ | ЛИТЕРАТУРА |
13 мая 2021г. | Ветка рябины | Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, совершенствовать навык чётко, выполнять инструкции педагога | Картон, квадраты (1,5*1.5) оранжевого или красного цвета, (3*3) зелёного цвета для листьев, клей. | Оригами в детском саду. С.Мусиенко Г.Бутылкина |
20 мая 2021г. | Моё любимое оригами. | Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда. | Разноцветные квадраты 10*10, ножницы, клей. | Волшебная бумага. Н.Чернова. |
27 мая 2021г. | Итоговое занятие. | Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. | Альбом, поделки в технике оригами, клей. |
Самоотчёт кружковой деятельности «Волшебный квадратик»
Кружок «Волшебный квадратик» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
На кружке дети развивают: воображение, фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие; учатся изготавливать поделки с использованием простой цветной бумаги. Занятия проводятся один раз в неделю по 30минут. В кружке используют: беседы, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций.
В результате обучения, по данной программе дети:
- Научатся различным приемам работы с бумагой;
- Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
- Познакомятся с искусством оригами.
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм в начале, проводилось индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребёнок научился их складывать. Чтобы вызывать у детей к конструированию и эмоционально настроить их на деятельность, используем произведение художественной литературы, аудио и видеозаписи, иллюстрации. Занятия сопровождаются использованием сказок, стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Пробудить творчество детей, подсказать интересное решение помогают также игровые приемы, пальчиковые игры, считалочки, скороговорки, тематические вопросы.
Прежде, чем перейти от одного изделия к другому, уточняем, хорошо ли дети овладели тем или иным приемом складывания, научились ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.
В кружке «Волшебный квадратик» мы занимались третий год. Надо отметить, что дети с удовольствием делали разнообразные поделки. Оригами требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо-влево», «верх-вниз». Обучение показывает эффективность этого труда. К концу учебного года, кисти пальцев становятся более ловкими, точными.
В течение работы кружка в группе наблюдается положительная динамика развития воспитанников. Дети хорошо различают геометрические фигуры. Способны создавать поделки по пооперационным картам и словесной инструкции воспитателя. Успешно подбирают цвета, соответствующие изготавливаемым поделкам и по собственному желанию.
Проявляют значительный интерес к деятельности. У детей произошло значительно более активное развитие мелкой моторики рук, ручной умелости и глазомера. Они научились созданию изделий, выполненными в технике оригами; развили художественный вкус, творческие способности и фантазию; творческий подход к выполнению работы.
Как руководитель кружка, стараюсь уделять внимание и индивидуальной работе с детьми, учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, так как дети с разными умениями и способностями.
При систематической работе - деятельность детей в кружке положительно сказалась: на формирование взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"
Цель программыОзнакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, ...
Календарно- тематический план кружка по оригами "ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК"
Календарно - тематический план кружка по оригами "Волшебный квадратик" для детей старшего возраста....
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Открытое занятие для родителей Праздник веселого квадратика
Открытое занятие - развлечение для детей и родителей. Цель: создать у детей радостное настроение, сформировать у родителей представление по развитию у детей с нарушением зрения сенсорных навыков, инте...
Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.
Цель программы Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приёмами техники ор...
Конспект интегрированного открытого занятия по математике средней группе «История веселого квадратика»
Ознакомление с геометрическими фигурами. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие воображения, мелкой моторики пальцев рук. Упражнять в счете до 5. Развивать слуховой анализатор. Формиров...