Тематическое планирование кружковой работы по художественному творчеству "Мастерилка".
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Ракова Елена Викторовна

Тематическое планирование кружковой работы по художественному творчеству "Мастерилка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterilka.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете                                        Заведующий МБДОУ д/с № 13

МБДОУ д/с №13                                                _________________О.Л. Истомина

Протокол № __________от

«________» ______________2016 г.

ПРОГРАММА КРУЖКА

«МАСТЕРИЛКА»

Воспитатели:: Никитина Виктория Викторовна,

                          Ракова Елена Викторовна

МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида

                                 с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей №13 «Звёздочка»

Зеленогорск 2016 год

Перспективное планирование работы кружка

«Мастерилка»

«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

Пояснительная записка

Программа кружка  рассчитана на детей с 5 до 6 лет.

Работа в кружке планируется таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а расширяла и углубляла сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также с бросовым материалом, совершенствовала навыки и умения. Работа кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих достаточных навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами работа начинается с более простых поделок.

Дети не любят однообразного монотонного труда, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе. Поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

При работе в кружке детям сообщаются задачи общеобразовательного характера, сведения о материалах и инструментах. Акцентируется внимание детей не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показываются варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход значительно повышает интерес к знаниям.

Наиболее оптимальная продолжительность занятий для детей подготовительной к школе группы- 30 минут.

Результатом реализации данной программы кружка являются выставки детских работ, как в группе, так и на выставках в детском саду. Поделки используются в качестве подарков для детей младшего возраста, для родителей; ими оформляется группа к различным праздникам.

Цель программы: развитие творческих способностей детей на основе использования разнообразных материалов и нетрадиционных техник при  работе с ними.

 Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные: формирование навыков работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.) ;

- овладение разными технологическими приемами обработки материала;

- приобретение знаний о декоративно-прикладном искусстве.

Развивающие: развитие воображения, фантазии, внимания;

- развитие активного и креативного мышления.

Воспитательные:

- воспитывать художественный вкус;

- воспитывать чувство ответственности, коллективизма,

вызывать положительные эмоции;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Тематическое планирование деятельности кружка

дата

тема

цель

1.

октябрь

«Старичок- лесовичок» Поделка из природного материала.

Предложить детям изготовить лесовичка из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять изображение лесовичка, используя как варианты изображения с нескольких картинок Предложить самим придумать и изготовить необычного лесного жителя. Использовать для соединения деталей пластилин.

2

 «Клоун из теста»

. Учить расплющивать тесто, придавать ему необходимую форму (человечка). Продолжить тренировать в работе с красками, учить использовать воду при работе с красками и тестом. Развивать фантазию детей.

3

ноябрь

 «Осьминог» Аппликация из ниток.

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить отделять часть ниток и плести из них косички.

4

«Лебедь» Поделка из цветной бумаги и перьев.

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы с перьями, применяя в работе двусторонний скотч. Предложить самим придумать и изготовить лебедя, (показ образца и картинок с изображением этой птицы). Использовать для соединения деталей клей и скотч.

5

декабрь

 «Ёлочка из ткани» Аппликация из резаных ниток.

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

6

«Снегирь» Объемная фигурка и бумаги и ниток.

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда: комбинирование цветной бумаги и ниток. Ознакомить с техникой работы. Тренировать в вырезании из бумаги различных фигур, склеивании их в единое целое. Учить использовать в работе мелко нарезанные нитки, формировать из них шарики путем катания круговыми движениями и приклеивать нитки и помощью клея к аппликации. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

7

январь

«Декупаж тарелок»

Познакомить с новым видом работы - декупажем. Учить работе с салфетками на ровных поверхностях, тренировать в технике обрывания бумаги, работе с гуашью. Учить создавать свою неповторимую композицию.

8

«Зайчик»

Познакомить с новым видом работы: накручивании узких полосок бумаги на спичку и пальцы, формирование из скрученных бумажных комочков фигурки определенной формы, приклеивание их на общий фон (картон) с помощью клея.

9

февраль

. «Веселые пуговки» Аппликация из пуговиц.

Учить создавать рисунок из пуговиц путем пришивания. Учить пользоваться иглой, нитками и ножницами в процессе работы, соблюдая технику безопасности.

10

«Волчонок» Конструирование-оригами.

Тренировать детей в знакомом виде ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным

11

март

«Салфетка» Работа с тканью.

Учить создавать бахрому по краям салфетки путем выдергивания ниток. Продолжать тренировать в работе с иголкой.

12

«Деревья ранней весной» Аппликация с использованием чайной заварки.

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.

13

апрель

«Тарелочка» Поделка из папье-маше.

Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму

14

«Тарелочка» Поделка из папье-маше.

Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшее изделие гуашью.

15

май

«Кукла из ложки» Поделка из бросового материала.

Продолжить знакомить с новым видом ручного труда. Учить воплощать задуманный образ, раскрашивая аккуратно ложку гуашью и украшая тканью.

16

«Лягушонок» Аппликация из бросового материала.

Обучение новому виду ручного труда. Учить пользоваться ножницами и красками, вырезать заготовки фигурки и соединять их с помощью степлера. Учить соблюдать правила безопасности, внимательно слушать инструкции педагога.

Используемая литература:

М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007

И. А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.

И. А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.

И. А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.

И. А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.

Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г

кружковой работы

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством  аппликации;
  • учить работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции;
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 9 месяцев

Ожидаемые результаты работы

Решение задач данной программы поможет детям  согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков наклеивание готовых форм: работа с клеем (приклеивание детали), ориентирование плоскости листа, составление сюжетных композиций из геометрических фигур. И самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Литература:

  • Малышева, А. Н. аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ).
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
  • Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация/Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 144 с.

Источники иллюстраций:

1. Клоун:  Masterclassy.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематическое планирование кружковой работы в подготовительной логопедической группе

Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать; чтение сказок  о разноцветном мире; игры  на развитие слухового и зрительного внимания; упражнения...

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по оригами в средней группе

Художественное конструирование интересный и увлекательный процецсс. Он будет доступен для детского творчества, если будет систематизирован и последователен. Я предлагаю именно такой материал, Вам, ува...

Тематическое планирование кружковой работы по экологическому воспитанию 2 младшей группе

Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя!...

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа...

ПЕРСПЕКТИВНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ "ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА"

Перспективное планирование кружковой работы "Веселая палитра"  с включением регионального кампонента. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможн...

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной  деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...

Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация

Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация...