Социальная реабилитация детей с использованием нетрадиционной художественной техники - пластилинографии «РОМАШКА»
план-конспект занятия по аппликации, лепке на тему
Пластилинография – рисование пластилином
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
Приемы работы с пластилином и возраст ребенка:
С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:
• раскатывать «колбаски» и «шарики»,
• сплющивать «лепешки»,
• вытягивать пластилин,
• слеплять детали друг с другом.
Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:
• выполнение декоративных налепов разной формы,
• прищипывание,
• сплющивание,
• оттягивание деталей от общей формы,
• плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. В
• и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».
Пара полезных советов перед началом работы:
• Если пластилин долго лежал на прилавке магазина – он скорее всего будет твёрдым, его трудно подготовить к работе, размять, особенно ребенку. Эту проблему легко исправить: пластилин нужно разогреть перед занятием в миске с горячей водой (но не кипятком). Так он размякнет и станет податливым.
• Жировые компоненты, входящие в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов.
• Ребенок может ошибиться при нанесении контура под пластилинографию - дайте ему право на исправление ошибки. На картоне можно делать контур простым карандашом, тогда подправить моего можно стирательной резнкой, а на картоне "ламинированом" скотчем - можно рисовать фломастером, его можно легко подтереть влажной салфеткой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romashka_-konspekt_zanyatiya_plastilinografii.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
СМБУСОССЗН «Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Социальная реабилитация детей с использованием
нетрадиционной художественной техники - пластилинографии.
«РОМАШКА»
Подготовила: воспитатель
Ковалёва Елена Николаевна
п. Красная Яруга
Основой занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники - пластилинографии.
Цель: Учить создавать композицию из отдельных деталей, передавая сходство с реальным объектом посредством нетрадиционной техники — пластилинографии.
Продолжать знакомить со средствами выразительности в художественно-творческой деятельности (цвет, материал, композиция). Расширять знания о многообразии видов и форм растительного мира.
Задачи:
Образовательная: учить создавать изображения одних и тех же предметов по– разному, вариативными способами, учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы; закрепить правила работы с пластилином: раскатывать пласт, пользоваться стекой при оформлении жилок листьев, разминать, оформлять края лепестков, передавая им характерную форму; закреплять умение лепить цветок, используя ранее приобретенные способы лепки (сплющивание ,раскатывание между ладонями колбасок и шариков круговыми движениями), собирать целое из деталей.
Развивающая: развивать навыки коллективного творчества. Расширять образные представления детей, способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.
Воспитательная: воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Вызывать чувство радости от созданного изображения.
Предварительная работа:
- рассматривание книг;
- иллюстраций, альбомов, открыток с изображением растений, цветов;
- раскрашивание цветов в раскрасках;
- лепка растений из пластилина;
- настольные игры «Лото», «Мозаика.
Чтение художественной литературы:
- загадки о растениях: пословицы и поговорки о растениях:
- стихотворения о цветах.
Материал для занятия.
Для воспитателя: готовые образцы для показа.
Для детей: пластилин разных цветов, стеки, клеенки, салфетки.
Материал для занятий: - набор пластилина; стека; доска для лепки; салфетка для рук.
Ход занятия.
1.Организационная часть.
Релаксация. Беремся за руки и передаем друг другу хорошее настроение, тепло своих рук. Улыбнемся друг другу-(как мы рады).
1.Стихотворение.
Разоделись все ромашки
В белоснежные рубашки.
Не хочу на них гадать,
Чтоб листки не оборвать.
С кем дружить – и так я знаю,
Без ромашек отгадаю.
Лучше лепестки не рвать,
Проще взять и посчитать.
Пусть растут они привольно…
И цветам бывает больно.
(Показ иллюстраций доске).
2 часть. Организационная.
Существует несколько видов нетрадиционной техники
работы с пластилином:
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски) .
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали
Обратная пластилинография - (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Многослойная пластилинография –объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Модульная пластилинография– изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей любого возраста.
Материалы, используемые в пластилинографии:
Пластилин (разных цветов).
Пластиковые дощечки для выполнения работ.
Стеки.
Картон (однотонный и цветной), желательно плотный.
Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры , фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д.
Пластилинография– это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Приемы работы с пластилином:
Сплющивание
Раскатывание
Вытягивание
Налепливание
Прижимание
Надавливание
Намазывание
Размазывание
Воспитатель: Предлагаю слепить ромашку из разноцветного пластилина.
А сейчас мы немного отдохнем.
4 часть. Физкультминутка.
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
5 часть. Рассматривание готового образца.
Объяснение воспитателя.
Но перед началом работы уточняет с детьми строение растения:
- цветок состоит из лепестков, расположенных по кругу,
- с маленькими горошинами-тычинками в середине,
- длинные листики с заостренными концами.
6. Практическая часть.
Напоминание: как лепить:
- Листики.
Скатать 2-3 колбаски зеленого цвета, стекой разделить на короткие равные части, из каждой сформировать листики с заостренными краями. На другом конце листика сделать небольшую складочку – защип. Стекой нарисовать прожилки.
- Цветы.
Скатать колбаску белого цвета средней толщины, разделить стекой на пять равных коротких обрезков, из каждого, пальчиком, скатать шарики. Затем сплющить лепешечку-лепесток. С одной стороны каждого лепестка сделать небольшую складочку - защип. Из готовых деталей выложить по кругу цветок из пяти лепестков, располагая край лепестка с защипом в середине цветка, а для закрепления прижимать его наружный плоский край.
- Сердцевина.
Взять желтый пластилин, скатать небольшую колбаску, разделить на маленькие кусочки – тычинки и выложить ими серединку в центре цветка, слегка вдавливая их в пластилин.
- Давайте подготовим наши пальчики. ( Пальчиковая гимнастика).
«Фиалка»
-Фью, фью! - птицы распевают
– (открываем-закрываем клювики)
И фиалка расцветает,
- ( пальчики открываются)
И земля глядит на нас
Сотнями фиолетовых глаз
-(поочередно соединяем пальчики с большим пальцем)
8. Самостоятельная деятельность.
Обращать внимание детей на аккуратность и не торопливость.
Всё получится красиво и правильно, если вы не будите торопиться.
Итог занятия. После самостоятельной работы дети рассматривают готовые работы.
Воспитатель: Какие красивые ромашки у вас получились, как настоящие .
Я предлагаю, чтобы вы подарили эти ромашки своим мамам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования «Солнышко в ладошках»
Развитие творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и техники....
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).
статья посвящена особенностям обучения лепке с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография как средство коррекции у...
Программа работы кружка дополнительного образования "Весёлый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии для детей 3-4 лет
Программа моего кружка включает в себя несколько разделов:1 Пояснительную записку, в которой подробно описаны:-актуальность программы,-цели и задачи кружка,-предполагаемые результаты освоения программ...
Программа кружка "Веселый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства-пластилинография для детей 4-5 лет
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными п...
Социальная реабилитация детей с использованием нетрадиционной художественной техники - пластилинографии «РОМАШКА»
Пластилинография – рисование пластилином Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, бла...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год
Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...