Консультация для родителей "Аппликация как вид развивающей деятельности дошкольника"
консультация по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Печенина Марина Николаевна

                                   Пояснительная записка

 Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя - бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon аппликация42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Аппликация как вид развивающей деятельности дошкольника.

Подготовила: Воспитатель старшей группы

Печенина Марина Николаевна

                                   Пояснительная записка

 Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя - бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Работы великих педагогов прошлого (Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и многих др.) свидетельствуют о том, что занятия различными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. В процессе художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) ребенок приобретает различные знания, умения, навыки. Он учится их осознанно применять на практике. В процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали.

Художественное воспитание, приобщение ребенка к прекрасному имеет огромное значение в его развитии и восприятии им окружающего мира. Психологи давно изучают значение изобразительно творчества в психическом развитии ребенка. Ведь художественное творчество детей способствуют не только их развитию, но и являются способом для взрослого познать психологию ребенка. Лишь в конце 19 века началось изучение детского творчества. Первыми исследователями были Коррадо Риччи, в России – В.М. Бехтерев, Ю.Н. Болдырев, Л.С. Выготский, С.А. Левитин.

По мнению М.А. Васильевой, занятия аппликацией очень полезны для детей. Эта деятельность развивает такие качества, как самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. При необходимости работать с мелкими деталями, ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать элементы поделки, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равно расстоянии друг от друга, наклеивать их. Все это улучшает мелкую моторику детей. У ребенка развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, что подготавливает ребенка к освоению письма в будущем.

Известно, что дошкольный период является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств, с различными признаками и свойствами предметов. Как отмечает Т.С. Комарова, аппликация является одним из видов изобразительного искусства, который способствует сенсорному развитию дошкольников. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами.

Основное назначение аппликации – образное отражение действительности. При помощи аппликации ребенок выражает свои знания, приобретает новые, испытывает различные эмоции, развивает воображение, нравственные представления, трудовые умения. На всё это влияет не только сам процесс вырезания, наклеивания, но и сам материал, то, с чем работает ребенок. Как отмечает З.А. Богатеева, при работе с бумагой, другими материалами, инструментами, дети приобретают множество полезных умений и навыков, которые связаны с развитием ручных и инструментальных действий. Таким способом дети учатся обрабатывать бумагу, сгибать, складывать пополам и в несколько раз, вырезать различные фигуры, склеивать. Знакомятся с видами бумаги.

Художественная деятельность, по мнению Б.М. Теплова, в любых ее формах требует большой сенсорной культуры и развития таких сложных способностей в сфере восприятия, как например, наблюдательность. Поэтому художественное воспитание всегда включает и воспитание способностей восприятия .

Занятия аппликацией действительно подразумевают развитие наблюдательности, приобретение различных знаний о том или ином предмете или объекте. Ведь если ребенок не знает элементарных особенностей изображаемого предмета, то поделка у него не получится и ребенок может отказаться от данной деятельности из-за неудач. Как отмечает В.Б. Косминская, важно правильно организовать и провести занятия [5]. Например, если планируется провести занятие по мотивам произведений народного декоративно-прикладного искусства, необходимо заранее познакомить детей с традициями, характерными особенностями, предметами быта, костюмами, способами их украшения выбранного декоративного промысла. Для этого педагог должен быть хорошо подготовлен. В этом ему поможет различная литература, выставки, музеи, создание коллекции предметов декоративно-прикладного искусства и так далее.

Проведенные исследования (О.Ю. Зырянова) показывают, что занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, которое, с ее точки зрения, включает эстетическое восприятие, оценку и суждение. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора .

На занятиях по аппликации также развивается и речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Для создания аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Принято считать, что аппликация – это наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения; это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, развитие речи, интеллекта; занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Совершенствование коррекционно-развивающей деятельности дошкольников с нарушениями слуха средствами «Семейной хореографии»

Публикация   статьи  в сборнике материалов Второй  Международной  заочной  научно-практической  конференции (Санкт-Петербург, 2014)...

Консультация для воспитателей "Профстандарт педагога – развивающая деятельность"

Консультация для воспитателей   "Профстандарт педагога – развивающая деятельность"Презентация для воспитателейПрофстандарт педагога – развивающая деятельностьПротокол з...

Консультация для родителей «Дидактические игры, развивающие речь дошкольников»

Речь - одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Детский сад - это первая ступень образования, и на ...

Консультация для родителей "Дидактические игры развивающие речь дошкольников"

Предлагаю для коллег консультацию для родителей " Дидактические игры развивающие речь дошкольников"....

«Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развивающей деятельности дошкольника»

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) остается совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми по средством организации...