Консультация для воспитателей "Профстандарт педагога – развивающая деятельность"
консультация

Максемьюк Ирина Львовна

Консультация для воспитателей   "Профстандарт педагога – развивающая деятельность"

Презентация для воспитателейПрофстандарт педагога – развивающая деятельность

Протокол заседания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_prof.standart.docx30.8 КБ
Файл razvivayushchaya_deyatelnost.pptx79.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Профстандарт педагога – развивающая деятельность

При осуществлении развивающей деятельности   воспитатель должен иметь необходимые  умения

1Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Педагог должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Наличие профессиональной установки на оказание любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития,

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

2.Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Культурно-исторический подход как основное направление повышения эффективности дошкольного образования включает следующие исходные положения:

-образовательные цели ориентированы на развитие культуры ребенка, освоение и присвоение знаний, умений, ценностей и норм;

рассмотрение теорий познавательной деятельности, имеющих общекультурное значение, организацию образовательного материала на диалогической основе;

взаимодействие ребенка и педагога строится на основе стимулирования и рефлексии различных видов деятельности, ситуаций диалога.

Воспитатель использует в своей работе при культурно-историческом подходе:

Выставки (тематические и авторские);

Персональные выставки детских работ;

Презентации;

Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);

 Деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:

Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

3.Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.

Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно единство в работе воспитателя с другими специалистами . Эти специалисты в тесном взаимодействии осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, практически определяют эффект коррекционного воздействия

Психолого-педагогическое сопровождение – это определенная система деятельности педагогов с психологом и другими специалистами, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации.

Основные направления совместной работы воспитателя с психологом и другими специалистами:

1.развитие творческих способностей;

2.диагностика психологического состояния ребенка, его умственного развития;

3.организация коррекционно-развивающей работы с ребенком (подготовка к школе, поддержание стабильного эмоционального состояния, развитие познавательных процессов);

4. формирование коммуникативных и жизненных навыков у детей;

5.взаимодействие с родителями.

Рекомендации фиксируются в журнале взаимодействия со специалистами; рекомендации могут даваться в устной форме по результатам диагностики, по итогам проведения фронтальных и индивидуальных занятий. Работа по дополнительным программам вносится в ежедневный план работы воспитателей.

4. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.

Лист психологической адаптации.

Психологическая диагностика

Развивающая работа

Психологическое сопровождение ребенка

Психологическая характеристика

Данные педагогического обследования – заполняют воспитатели (особенности усвоения

Данные педагогического обследования заполняют воспитатели

(особенности усвоения  образовательной программы по возрасту, испытывает трудности по усвоению образовательных областей, не усваивает образовательную программу)

5.Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья

При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы:

диагностика

развивающая работа

 консультативная работа с родителями

Индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы разрабатываются с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются совместно с психологом и другими специалистами.  

1.Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают потребности детей

2.Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).

3.Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия

 Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

6.Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

Основные диагностические методы педагога

наблюдение;

проблемная (диагностическая) ситуация

беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

индивидуальная;

 подгрупповая;

 групповая.

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам).

Проводится во всех возрастных группах. 

7.Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

Метопредметные компетенции – это овладение основными учебными действиями:

регулятивными  (умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции) 

коммуникативными (овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками)  

познавательными (способность решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы адекватные возрасту) 

способами деятельности,  применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуация
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире

Можно выделить несколько групп метапредметных умений.

- это умение планировать собственную деятельность,

- самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется,

- суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями,

- оценить собственные действия,

8Формировать детско-взрослые сообщества.

Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями, где  организатор и руководитель  – педагог

При становлении детского сообществавыделяют следующие этапы:

На первом этапе под руководством воспитателя у детей формируются представления о нормах взаимоотношений в детском сообществе, появляется устойчивый интерес к деятельности, к сверстникам, усиливается сплоченность детей. В результате могут возникать стойкие игровые группировки по 3-5 человек - это первоначальный этап сплочения детского сообщества.

На втором этапе важно сделать эти объединения более устойчивыми и длительными. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности. Воспитатель организует детское сообщество, помогает распределить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, происходит естественный процесс объединения маленьких группировок. Дети проявляют большую самостоятельность, состав объединений становится более устойчивым.

Третий этап характеризуется ростом самостоятельности детей, он предполагает воспитание у детей навыков самоорганизации. Возрастает количество участников детского сообщества. Дети нередко сами объединяются по своему усмотрению в разнообразных видах деятельности, самостоятельно распределяют роли в игре, обязанности в трудовой деятельности, сами регулируют взаимоотношения в группе. На данном этапе создается возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, коллективный, совместный труд. 

Наиболее эффективно детское сообщество будет формироваться при следующих психолого-педагогических условиях:

1) организация педагогом интересной и содержательной жизни в группе;

2) основное место в организации детского сообщества принадлежит игровой деятельности детей;

3) педагог способствует осуществлению детьми собственного выбора партнеров по интересам;

4) изменение педагогом структуры группового общения и дистанции общающихся;

5) организация коллективного и совместного труда;

6) участие детей в подготовке и проведении различных праздников и развлечений.

Основные направления совместной работы воспитателя с психологом и другими специалистами:

1.развитие творческих способностей;

2.диагностика психологического состояния ребенка, его умственного развития;

3.организация коррекционно-развивающей работы с ребенком (подготовка к школе, поддержание стабильного эмоционального состояния, развитие познавательных процессов);

4. формирование коммуникативных и жизненных навыков у детей;

5.взаимодействие с родителями.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья

Основные диагностические методы педагога

наблюдение;

проблемная (диагностическая) ситуация

беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

индивидуальная;

 подгрупповая;

 групповая.

Основные направления совместной работы воспитателя с психологом и другими специалистами:

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

Основные диагностические методы педагога

Формы проведения педагогической диагностики:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профстандарт педагога – развивающая деятельность Подготовила воспитатель Максемьюк И.Л.

Слайд 2

При осуществлении развивающей деятельности воспитатель должен иметь необходимые умения 1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен: общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения; обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

Слайд 3

2.Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. Выставки (тематические и авторские); Персональные выставки детских работ; Презентации; Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд 4

3.Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ . Основные направления совместной работы воспитателя с психологом и другими специалистами: развитие творческих способностей диагностика психологического состояния ребенка, его умственного развития организация коррекционно-развивающей работы с ребенком (подготовка к школе, поддержание стабильного эмоционального состояния, развитие познавательных процессов); формирование коммуникативных и жизненных навыков у детей ; взаимодействие с родителями

Слайд 5

4. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д .). Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося. документация Психологическая диагностика Лист психологической адаптации Развивающая работа Психологическое сопровождение ребенка Психологическая характеристика

Слайд 6

5.Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. Основные диагностические методы педагога наблюдение проблемная (диагностическая) ситуация беседа. Формы проведения педагогической диагностики индивидуальная подгрупповая групповая

Слайд 7

6. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся . Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают потребности детей Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.) Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются совместно с психологом и другими специалистами . для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; для детей с высоким интеллектуальным развитием . для детей, с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 8

7 . Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик . Метапредметные умения планировать собственную деятельность самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями оценить собственные действия

Слайд 9

. 8. Формировать детско-взрослые сообщества. Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. организатор и руководитель – педагог выделяют следующие этапы На первом этапе под руководством воспитателя у детей формируются представления о нормах взаимоотношений в детском сообществе, появляется устойчивый интерес к деятельности, к сверстникам, усиливается сплоченность детей. В результате могут возникать стойкие игровые группировки по 3-5 человек - это первоначальный этап сплочения детского сообщества На втором этапе важно сделать эти объединения более устойчивыми и длительными. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности. Воспитатель помогает распределить обязанности, учит детей проявлять чувство ответственности во взаимоотношениях, происходит естественный процесс объединения маленьких группировок. Дети проявляют большую самостоятельность, состав объединений становится более устойчивым. Третий этап характеризуется ростом самостоятельности детей, он предполагает воспитание у детей навыков самоорганизации. Возрастает количество участников детского сообщества. Дети нередко сами объединяются по своему усмотрению в разнообразных видах деятельности, самостоятельно распределяют роли в игре, обязанности в трудовой деятельности, сами регулируют взаимоотношения в группе. На данном этапе создается возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, коллективный, совместный труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация-практикум для педагогов "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"

Даннный материал представляет консультацию-практикум с педагогами ДОУ , включающую теоретический и практический материал для успешного решения задач физического развития дошкольников.Содержание данной...

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Консультация-практикум для педагогов «Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация-практикумдля педагогов«Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов «Развивающие виды деятельности»

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос о формировании творческой личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способнос...