Знакомство детей с народным искусством и обучение их декоративной лепке.
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Народное мастерство существует с давних пор и носит традиционный характер. Именно поэтому творения народных умельцев хранят в себе фундаментальные особенности и признаются носителями единой художественной культуры. К изделиям народного творчества относятся вышивка, одежда, художественные работы, ковры, посуда, игрушки из дерева, глины и тканей и многое другое. Каждая работа мастера излучает радость, доброту и искренность и никого не оставляет равнодушным, ведь изделия народного творчества по праву можно назвать праздником фантазии.
Нам необходимо помочь нашим детям познакомиться с народным искусством через игры и беседы. Показать и объяснить его красоту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_galimullinoy_g.n.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Галимуллина Гульнара Нургазизовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №103
комбинированного вида с татарским языком
воспитания и обучения» Советского района г. Казани
Знакомство детей с народным искусством
и обучение их декоративной лепке.
Народное мастерство существует с давних пор и носит традиционный характер. Именно поэтому творения народных умельцев хранят в себе фундаментальные особенности и признаются носителями единой художественной культуры. К изделиям народного творчества относятся вышивка, одежда, художественные работы, ковры, посуда, игрушки из дерева, глины и тканей и многое другое. Каждая работа мастера излучает радость, доброту и искренность и никого не оставляет равнодушным, ведь изделия народного творчества по праву можно назвать праздником фантазии.
Нам необходимо помочь нашим детям познакомиться с народным искусством через игры и беседы. Показать и объяснить его красоту.
Детей 4-5 лет очень увлекает лепка, им нравится делать различные шарики, колечки, колбаски и валики из пластилина, чтобы потом украсить ими свою поделку. Ребенок, видя красивые и яркие узоры на изделиях народного искусства, начинает понимать его смысл, ведь узор делает его поделку неповторимой. У детей появляется желание украсить свою творческую работу, сделать ее самой красивой.
Занятия в детском саду с привлечением изделий народного искусства способствует развитию умственной деятельности детей. Видя яркие и интересные детскому взору изделия с замысловатым узором, ребенок охотно играет с национальными игрушками разных народов и с увлеченностью разглядывает рисунки к сказкам народов мира. Рассмотрим одну из игрушек народного творчества. Матрёшка – это русская красавица, которая покорила сердца детей и взрослых во всем мире. Дети с удовольствием играют в эту деревянную расписную куклу вкладывая одну матрёшку в другую, выстраивая их по росту, сравнивая матрёшек друг с другом. Изделия народного ремесла, а особенно игрушки, которые вдохновляют своей богатой тематикой, развивают в детях воображение, которое находит свое отражение в детских поделках.
Большую роль играет отношение педагога к своей работе. Если детишки видят, что воспитательнице нравится народное творчество, и она может о нем рассказать интересно и красочно, то и у детей возникает желание творить красивые и уникальные поделки. Для этого педагог должен быть информационно подготовлен, знать историю народного творчества, его виды, постараться понятно для маленького ребенка рассказать о мастерах, которые делают эти замечательные игрушки.
Декоративная лепка в дошкольных учреждениях – это изготовление малышами украшающих элементов, всевозможных красочно-нарядных фигурок на тему народных игрушек, одежды, предметов быта и т.д. Если с ребятишками 4-5 лет проводились такие занятия, то они с огромной охотой и усердным старанием создают с помощью лепки детали для украшения, которые делают работу ребенка оригинальной.
Рассмотрим, как можно организовать урок по вылепке рыбки. Лучше всего если перед занятием у детей будет возможность понаблюдать за рыбками в аквариуме или посмотрев видеоролик. Педагог, проводя занятие, выделяет основные части рыбки: голова, хвост, плавники, туловище. Рассказывает о том, что рыбка покрыта чешуёй от головы к хвосту, которая тесно прилегает друг к другу. Объясняет ребенку, что такое расположение чешуи помогает рыбке передвигаться по воде и защищает ее от повреждений об острые камни. Хвост рыбке нужен в качестве руля, а плавники, чтобы плавать. Лучше если на занятие будет присутствовать модель рыбки. После вылепливания основных частей рыбки ребенок начинает её декорировать вылепленными им элементами. Также для дополнительного декора можно использовать бусины, ракушки, камушки, тыквенные и подсолнечные семечки, наносить различные узоры с помощью палочки… Лепку других персонажей, например зайца, бабочки, ребёнок старается освоить сам. Со временем у ребенка все более развивается фантазия, чувство прекрасного, и он уже увереннее декорирует свою работу.
Заходя в детский сад и видя работы малышей, приходишь в умиление и восторг!
Лепя различных персонажей, ребенок активно познает мир, а украшая их учится выражать свои собственные эмоции и чувства.
Дети средней группы с удовольствием делают украшения, медали (конечно же, за первое место в соревнованиях), бусы, различные сувенирчики и фигурки для своих мам и пап, бабушек, сестер, и обязательно для себя.
Как мы видим, знакомство ребят с народным творчеством и обучение декоративной лепке способствует гармоничному развитию личности ребенка и обогащает их видение окружающего мира. Декоративная лепка формирует в ребёнке зрительное и эстетическое восприятие, развивает творческие способности, умственную деятельность, мышление, воображение, мелкую моторику, тренирует память, а самое главное оказывает эмоциональное воздействие на малыша, вызывая у него положительные эмоции.
Список литературы.
1. Вербенец, А.М. Образовательная область «Художественное творчество» Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/ А.М. Вербенец. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. – 352 с.
2. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста/ А.А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2010.
3. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 96 с.
4. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя - Сфера, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...
Учебно-методическая разработка для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме, которые постоянно используются на занятиях.
Учебно-методическая разработка предназначена для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме. Показаны игрушки из глины, наиболее любимые детьми....
Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.
Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...
Сообщение из опыта работы "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством"
Художественно-эстетическое развитие неразрывно связано с изобразительным искусством. Формирование у детей эмоциональной отзычивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства по...
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Консультация для педагогов "Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами
Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...