Удивительная дымка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Цель развлечения:
1. Продолжить знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек.
2. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.
3. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.
4. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
Материал к занятию:
плотный картон белого цвета с силуэтом барыни-водоноски, набор разноцветного пластилина, стека, салфетка для рук, дымковские игрушки.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymka.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель развлечения:
- Продолжить знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек.
- Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.
- Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.
- Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
Материал к занятию:
плотный картон белого цвета с силуэтом барыни-водоноски, набор разноцветного пластилина, стека, салфетка для рук, дымковские игрушки.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.
Ход развлечения
1. Организационная часть.
Дети сидят полукругом.
В.: Дети, сегодня к нам в гости вновь пришли дымковские игрушки. Я хочу, чтобы вы полюбились ими. Мне хочется напомнить вам о том, где они родились, кому обязаны своим появлением на свет и кто помог им прославиться.
Давным-давно на севере нашей страны появилось село.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Здесь давным-давно поселились мастера, которые из глины лепили забавные игрушки. Долгими вечерами работали игрушечники, чтобы весной привезти на ярмарку свои глиняные игрушки-потешки: звонкие свистульки, важных барынь, нянек с младенцами, оленей с золотыми рогами и индюков, похожих на жар-птицу. Вот как они это делали. Весной собиралт глину, смешивали её с мелким речным песком. Это нужно было для того, чтобы фигурки не растрескались при обжиге. Как только наступила поздняя осень, мастерицы
начинали месить глину - разминать её, чтобы не было комочков, а только потом начинали лепить игрушки. После лепки игрушки несколько дней сушили, а потом обжигали в русской печке. Чтобы игрушки были белые, их клали в кашицу молока и мела. А лишь потом раскрашивали яркими красками куриным перышком или кисточкой.
Кто-то сделал индюка - распушенные бока.
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу - сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы появились на селе.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду,
Словно появилось чудо.
Так родилось в Дымково ремесло, которое стало народным искусством. Народ в знак уважения к дымковскими игрушками начал сочинять стихи, каждой игрушке свое почтение высказывать.
Конь домчит до карусели,
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал.
Засвистал и поскакал.
Бока крутые,
Рога золотые
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
Утка Марфутка
Бережком идёт
Уточек Марфуточек
Купаться ведет.
Индя, индя,индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой-
Красный, белый, злотой.
Посмотри, как хороша
Это девица-душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво -
Барышня так красиво!
воспитатель показывает слайды с игрушками, о которых читали стихи.
В.: Многие из дымковских игрушек нам уже знакомы, а сегодня я хочу показать вам новую гостью.
( Слайд) Показывает куклу-водоноску.
В.: У этой куклы необычное название - водоноска. Как вы думаете, почему её так назвали?
Д.: Она несет ведра.
В.: Правильно. Раньше, когда не было водопроводов, девушки ходили за водой на речку или к колодцу. А чтобы им было легче нести ведра, использовали коромысло, которое клали на плечо, а на его концы надевали ведра.
У колодца, у колодца
Водоноски собрались.
Здесь вода сама нальется,
Наклонись, не поленись.
Все дымковские куклы без дела никогда не сидят: кто воду носит, кто детей нянчит, кто утят кормит. А после работы любят и повеселиться. И сейчас они приглашают вас разделить веселье.
Физкультурная минутка "Эй, ребята, выходите"
Эй, ребята, выходите, Поочередно ставить ногу на пятку вперед,
Пляску русскую начните! руки на поясе.
В этой пляске удалой Повороты налево - направо.
Пусть кружиться шар земной.
Вот какой веселый пляс Поочередно ставить ногу на пятку вперед,
Начинается у нас! руки на поясе.
Не стоит никто на месте Повороты налево - направо.
Все танцуют с нами вместе.
Эх, раз, ещё раз, Наклоны вправо - влево, руки на пояс.
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс, Ковырялочка
Постарамся для вас.
Все ногами топают, Притопы ногами, руки на поясе.
Все в ладоши хлопают! Два хлопка перед собой, два хлопка о колени.
2. Практическая часть.
В.: Дети, вы уже много раз расписывали силуэты дымковских игрушек с помощью краски, а сегодня мы с вам украсим силуэт куклы-водоноски при помощи пластилина.
Этапы выполнения работы
1.Определить, какие части силуэта нужно заполнить однородным цветом (кокошник, лицо куклы, кофточку, коромысло, ведра), напомнить правило заполнения: раскатать тонкую колбаску из пластилина нужного цвета и выложить вначале контур выполняемой части и лишь затем заполнять внутреннее пространство контура пластилином небольшими кусочками, размазывая их до границ контура. Выполнить коромысло, раскатав тонкую колбаску из коричневого пластилина и выложив еёпо контору рисунка.
2.Оформление прически куклы: раскатать тонкую колбаску, сложить её вдвое и перекрутить в жгутик.
3. Оформление лица: раскатать маленькие шарики синего цвета - глаза и три красных шарика - для рта и щечек, разложить их на лице куклы и легким нажатием закрепить.
В.: Дети, дымковским игрушкам, так все интересно, они словно любопытные Варвары.
Физкультминутка " Любопытная Варвара"
Любопытная Варвара Повороты головы влево - вправо.
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
А потом вперед, Расслабленный наклон головы вперед.
Тут немного отдохнет.
В.: говорит детям о том, что хотя водоноски всегда в работе, но они тщательно следят за своим вневним видом, даже, идя к колодцу за водой, наряжаются в красивую узорчатую юбку, поэтому следует украсить юбку узором - элементами дымковской росписи (колечки, точки, полоски, кружки и т.д.).
4. Порядок оформления юбки узоро- м: вначале раскатать тонкие колбаски и выложить внешний контур юбки. Далее раскатать силуэт юбки на клетки: колбаски одного цвета разложить поперек слева направо на равном расстоянии друг от друга, а потом раскатать колбаски другого цвета и расположить на силуэте сверху вниз, лишнюю длину колбасок отрезать стекой. Получившиеся от пересечения линий клетки заполнить повторяющимися элементами узора в каждом ряду.
Выполнение элементов узора:
кружок - раскатать шарик, сплющить его внутри клетки, превратив в блинчик-кружок;
колечко - формируется из тонкой колбаски, соединяя концы по кругу;
точки - раскатать очень маление шарики и, положив внужное на узоре место, прижать слегка к бумаге;
полоски - раскатать тонкую колбаску, нарезать на одинаковые части, расположить в нужном месте и слегка прижать.
3. Заключительная часть.
По окончании работы предложить детям поиграть в ярмарку.
В.: Вы будете расхваливать свои получившиеся работы, но так, чтобы их было интересно рассматривать, а потом мы покатаемся на карусели.
Игра "Карусель".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект Чудо - ремесло "Дымка "
Данный проект предусматривает работу педагогов по реализации программных задач по декоративно -прикладному искусству. По количеству участников проект носит коллективный характер. Продолжительнос...
Презентация к практико-ориентированному проекту Чудо - ремесло "Дымка "
данный материал является презентацией к практико-ориентированному проекту Чудо - ремесло "Дымка "...
занятия дымка
,дымка...
Совместная деятельность с детьми средней группы по рисованию «В гостях у дымки»
Цели: 1. Познакомить детей с русской народной росписью дымковских мастеров, с её характерными особенностями, приёмами росписи.2. Учить детей ...
НОД по теме "В гостях у "Дымки"
Тема: в гостях у «Дымки»Программное содержание образовательной деятельности:«Познание»:- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народном...
Весёлая "Дымка".
История дымковского промысла....
Проект. "удивительная дымка"
проект...