«Методические рекомендации по лепке в ДОУ»
презентация по аппликации, лепке на тему
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации по лепке в ДОУ»
Слайд 1
Лепка – это вид скульптуры.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Слайд 2
Первая младшая группа
Занятия лепкой начинаются в группе детей третьего года жизни. Прежде всего необходимо познакомить детей с материалом. Воспитатель, показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. От него можно отделить кусочек». Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому приему – отщипывание.
Слайд 3
Затем нужно учить детей придавать комочку пластилина более определённую форму, раскатывая между ладонями, сначала прямыми прямыми движениями. Происходит обучение детей первому формообразующему движению – раскатыванию.
Далее обучают детей изображению предметов округлой формы – скатыванию кругообразными движениями шара. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик.
Слайд 4
И еще один прием, которым детям необходимо овладеть – сплющивание. Взрослый показывает, как нужно отделять кусок пластилина и сплющивать его пальцами.
В первой младшей группе лепка носит предметный характер. Подбирая предмет для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет должен быть хорошо знаком детям, вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение.
Слайд 5
Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно:
- Восприятие целостного образа предмета.
- Вычленение основных частей этого предмета.
- Повторное целостное восприятие.
Эти принципы надо соблюдать всегда при обследовании предметов, которые выбираются для изображения.
Слайд 6
Для успешного проведения занятия требуются определенные условия. Воспитатель занимается с подгруппой детей, учит детей лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал. Детям для лепки следует подкладывать специальные доски, пластилин давать в виде колбаски.
Вторая младшая группа
Технические умения, которые дети приобрели в первой младшей группе, закрепляются в первом полугодии. Затем детей обучают новым, более сложным умениям:
Слайд 7
Раскатыванию под углом и в вертикальном положении рук, соединению, прищипыванию; учат регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого.
Тематика занятий в этой группе имеет в основном предметный характер. Дети лепят ягоды, фрукты, овощи, печенье, конфеты, булочки, блины, чашки, блюдца, вазы, мячи, шары, башенки, неваляшек и т.д. Основное требование к заданию в этой группе – множественность и повторность изображения одной формы.
Именно в этой группе закладывается фундамент многих навыков и умений, на основе которых будут формироваться умения более сложные.
Первые занятия посвящены закреплению и обучению детей техническим приемам (раскатывание, скатывание, свертывание, соединение).
В дальнейшем упражнение связано с получением шарообразной формы.
Слайд 8
Одновременно с обучением умению изображать решаются и воспитательные задачи.
- Детей учат аккуратно пользоваться материалами.
- Закатывать рукава перед работой.
- Лепить на дощечке.
- Выслушивать объяснения воспитателя до конца, отвечать на его вопросы.
Следующий этап обучения – видоизменение шара.
Слайд 9
Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев. Это очень важный этап, так как в последующих группах дети лепят в основном пальцам. Поэтому наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей защипывать края формы или украшать форму с помощью защипывания, как, например, при лепке батона, пирожка.
Важно продумать организацию занятия. Перед лепкой нужно собрать ребят, предложить им закатать рукава и посадить за приготовленные для занятия столы.
Объяснение задания не должно занимать более 3 – 4 минут.
После объяснения воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет, выделяет его форму, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его форму, при этом четко называет ее.
Дети этой группы нуждаются в положительной оценке работы. К анализу выполненных работ следует привлекать и детей. Пусть это будет еще очень общее суждение: красиво – некрасиво, нравится – не нравится, но оно помогает малышам осознавать свое отношение к работе.
Воспитатель рассматривает с детьми все работы, отмечает образность, качество изображения, подводит детей к определенному критерию в оценке работы, учит их оценивать работы товарищей.
Средняя группа
Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах, и овладевают новыми.
Слайд 10
Тематика заданий становится сложнее – дети изображают животных и человека, всевозможную посуду и другие сложные предметы.
Дети овладевают такими приемами, как оттягивание и сглаживание.
Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке.
Первым занятием по лепке может быть занятие по замыслу детей. Оно дает педагогу возможность выяснить уровень умений каждого воспитанника и в соответствии с этим построить дальнейшую работу.
Слайд 11
Построение и лепка всех перечисленных фигур одинаковы:
- Кусок пластилина делят на две равные части.
- Из первой части лепят конус (основание его выравнивают о доску).
- Вторую часть делят пополам.
- Из одной половины скатывают круглую голову, которую присоединяют
к вершине конуса.
- Вторую половину делят на две равные части: из одной раскатывают удлиненный цилиндр – это будут руки, другую дети используют для деталей – шапочки, воротника, пуговиц.
Дети учатся лепить посуду. Им показывают способы:
- Создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме.
- Отгибание краев у расплющенной формы.
- Наложение друг на друга колец и их скрепление.
Такие детали, как ручки, украшения ребенок выполняет, присоединяя и примазывая отдельные части к общей форме.
Вводится декоративная лепка.
Важным моментом руководства является объяснения.
Слайд 12
В объяснении можно условно выполнить три этапа:
I этап – определение и название цели лепки.
II этап – рассматривание натуры.
III этап – объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать.
За 5 минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом. Так воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени.
В конце занятия проводится анализ работ.
Старшая группа.
В программе старшей группы присутствуют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная.
Предметная лепка дается с натуры и по представлению. Когда основной задачей является овладение новой формой, даем лепку с натуры.
Подводя ребят к сюжетной лепке обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов.
К декоративной лепке можно отнести изображение декоративных пластин, посуду с несложным декоративным узором, народные игрушки.
Слайд 13
Следующий этап обучения – лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными.
Изображения животных требует новых способов лепки: туловище и голова или туловище и ноги из одного куска. Использование этого способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, затем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются остальные части. Т
В старшей группе обучаем детей изображать фигуру в движении.
Интересной темой для лепки является изображение птиц.
В старшей группе появляется новый способ лепки посуды – соединение диска (дна) и лентообразной стенки – расплющенного цилиндра.
На первом этапе обучения лепке можно использовать лепку с натуры.
Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу. Педагог ставит вопросы, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение.
Подготовительная к школе группа.
В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный и декоративный характер. Различные предметы изображаются либо с натуры, либо по представлению – после наблюдения и рассматривания. Дети лепят овощи, фрукты, посуду, животных, человека.
.
Во время лепки с натуры ребята должны сравнить свою работу с предметом, который стоит перед ними.
Лепка по представлению основывается на запасе знаний, представлений детей.
При лепке фигуры человека надо уделять особое внимание изображению пропорций. В подготовительной группе в качестве натуры, как правило бывает кукла. При изображении человека дети лепят не только с натуры (игрушки), но и по представлению.
В декоративной лепке дети изображают народные игрушки, посуду, декоративные пластинки.
Слайд 14
Другой способ лепки сосудов приемлем лишь при лепке из глины: выбирание глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы.
При лепке декоративных пластинок дети учатся сначала создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким рельефом. Пластинку делают по размерам эскиза.
Прежде чем лепить дети много наблюдают, рассматривают предметы, картинки, иллюстрации в книгах. Детей водят на выставки, в музеи прикладного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Лепка из соленого теста с дошкольниками. Методические рекомендации
Представленные методические рекомендации познакомят педагогов со способами и приемами лепки из соленого теста, с основами техники, используемым материалом, даст представление о том, что и как ...
Методические рекомендации по лепке из солёного теста для воспитателей и родителей.
Лепить можно по старинке – из глины или пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например солёное тесто. ...
Методические рекомендации родителям и воспитателям. Значимость лепки в развитии дошкольника.
Развитие моторики во время лепки. Лепим из теста....
Декоративная лепка в детском саду. Методические рекомендации.
Цель. Рекомендации по декоративной лепке....
Методические рекомендации для родителей «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быт...
Методические рекомендации по проведению занятия «Лепка. Варежка»
Презентация занятия "Лепка. Варежка" для воспитанников ПНДДС ЦВЛ "Детская психиатрия" возраст 3-4 года...
Методические рекомендации "Обучение лепке в детском саду"
В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к события...