Декоративная лепка в детском саду. Методические рекомендации.
консультация по аппликации, лепке на тему

Тарасова Наталья Евгеньевна

Цель. Рекомендации по декоративной лепке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativnaya_lepka_v_detskom_sadu.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

                  ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА В ДЕТСКОМ САДУ

                                Методические рекомендации

       Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств.

       Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера групповой комнаты, в оформление которой включают произведения народного творчества. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой.

       Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы.

       Побуждать детей к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то  впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

       Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

       Обогащение детских представлений происходит разными путями, в частности через творческие и дидактические игры. Кроме того, возможно рассматривание иллюстраций в книгах и специально подобранных слайдов.

       Целенаправленное знакомство с изделиями народных мастеров должно начаться значительно раньше, чем это делается на практике. А чем раньше дети будут воспринимать народную игрушку, тем осознаннее они станут использовать ее элементы в своей изобразительной деятельности.

       Под влиянием народной игрушки деятельность ребенка в области лепки приобретает активный творческий характер.

       В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия.

       Показывая детям игрушку, воспитатель может направить их внимание на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом – «Водоноску», воспитатель рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает внимание их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах.

       Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони, бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Допустим, если способ изображения был показан во время лепки козла, то при изображении коня и других животных его показывать не следует. Однако следует поговорить с детьми о том, каким способом они будут пользоваться во время работы.

       Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек.

       Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависит от интереса воспитателя к работе. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно этого.

       Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

       Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

Проектный метод в деятельности детского сада (методические рекомендации)

Целью данных рекомендаций является рассмотрение организации проектной деятельности в детском саду. Педагогическая проектная деятельность является сложной формой организации социально-педагогического д...

Праздники и развлечения в детском саду. Методические рекомендации.

Пособие адресовано заведующим ДОУ, воспитателям, родителям. В данном пособии раскрывается система работы по художественно-эстетическому развитию через праздники и развлечения в детском саду. Актуально...

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

Декоративная лепка в детском саду на тему "Дымковская игрушка: Козлик"

Цель: знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прик...

Статья. «Декоративная лепка в детском саду и связь её с народным творчеством».

В статье рассказывается как знакомить детей от двух до семи лет с русским народным прикладным творчеством и как декоративная лепка по мотивам русского народного творчества влияет на развитие ребёнка....