Методические рекомендации "Обучение лепке в детском саду"
методическая разработка по аппликации, лепке
В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.
Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре. Чтобы подвести ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, воспитатель знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие их особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_lepki_v_detskom_sadu.docx | 52.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение лепке в детском саду
В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.
Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре. Чтобы подвести ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, воспитатель знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие их особенности.
Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые им предметы и явления в различных видах искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор — в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке.
Дети видят в детском саду резные фигурки, выполненные богородскими или городецкими мастерами, фарфоровые статуэтки, глиняные скульптуры дымковских искусниц, с интересом рассматривают их со всех сторон, ощущая руками гладкую или шероховатую поверхность.
Своеобразной скульптурой является игрушка из папье-маше (бумажно-древесных масс), керамическая, деревянная токарная, из различных пластических масс.
Куклы, животные имеют мягкие пластические формы, большую обобщенность образа, условность изображения, что очень, близко к возможностям детей в ваянии, к особенностям их представлений о реальных предметах.
Воспитатель рассказывает детям об искусных мастерах, художниках, которые создали эти предметы, показывает, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, вызывает желание лепить, пытаться передать свои впечатления в работе с пластическими материалами.
Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток»— и только.
Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям.
Для того чтобы научить ребенка лепить, взрослый прежде всего должен научиться этому сам. Он должен показать ребенку простейшую исходную форму для того или иного изображения, затем научить его находить эту форму самостоятельно, показать экономные пути лепки, необходимую последовательность в работе, способы соединения частей предмета, научить находить самостоятельно эти пути и способы в процессе работы.
Задача настоящего пособия — помочь взрослым обучать лепке детей дошкольного возраста.
В пособии даны таблицы с изображениями первых приемов работы. Воспитателю необходимо внимательно ознакомиться с этими приемами, практически освоить их.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГЛИНЫ
В тех случаях, когда глину копают прямо из земли, она уже имеет определенную влажность и рыхлость, и требуется очень небольшое количество воды, чтобы довести ее до необходимой готовности к лепке. В зимнее время для замеса употребляются сухие, комки глины и старые, разбитые детские работы. Сухие комки глины следует залить водой так, чтобы вода совсем закрыла глину. Через 5—б часов лишнюю воду, не впитавшуюся в глиняные комки, надо слить, а глину оставить стоять так 8—10 часов, после чего следует хорошо размесить ее руками. Комки, подготавливаемые к замесу, не должны быть очень крупными. Крупные комки нужно разбить молотком перед замачиванием.
Глину заливают холодной водой. Можно заливать ее и кипятком, тогда вода быстрее впитывается комками, однако одну и ту же глину не следует пускать в перемес, каждый раз заливая кипятком, так как существующие в глине жировые вещества постепенно вымываются, глина теряет вяжущие свойства и изделия из нее по высыхании рассыпаются. Месить глину нужно тщательно, в ней не должно оставаться сухих комков, щепок, камешков. Если глину передержали в воде, она стала жидкой и сильно прилипает к рукам, нужно истолочь в порошок несколько сухих комков и, размешивая, добавлять к глине до получения нужной консистенции. Если после лепки осталось большое количество глины и вы хотите сохранить ее в готовности до следующего занятия, нужно скатать ее в один шарообразный комок и завернуть в плотную мокрую тряпку. Чтобы тряпка не высыхала, ее следует ежедневно смачивать. Положите глину в тряпке на небольшой поднос или тарелку и следите, чтобы на дне после смачивания тряпки оставалось немного воды. Высыхая, тряпка постепенно впитывает эту воду. При длительном хранении заготовленной глины тряпку нужно раз в неделю хорошо промывать. Если глина заготовлена для утреннего занятия накануне вечером и лежит на подносах в скатанных комочках, ее следует накрыть на ночь мокрой тряпкой. Нельзя держать заготовленную в комках глину на фанерных дощечках: за ночь дерево впитает в себя воду из мокрых комков, фанера расклеится, расслоится, потрескается по высыхании и дощечки выйдут из строя. Комки глины на дощечках подсыхают и становятся негодными к употреблению. Для лепки лучше использовать жирные сорта белой и серой глины, однако при отсутствии этих сортов можно использовать и более темные сорта — желтую и красную.
Глину нужно проверить на годность. Размесив ее до необходимой для лепки консистенции, нужно скатать комок в столбик и медленно согнуть в баранку. Хорошая, достаточно жирная глина не дает трещин, иди даст мелкие, едва заметные трещинки, которые легко замазать пальцем. Плохие сорта дают глубокие трещины, разломы. Из такой глины детям будет очень трудно лепить, и такие сорта лучше не употреблять.
Готовые изделия из глины сушат на воздухе. Не следует мокрые изделия ставить на печь или класть в духовку, так как, высыхая слишком быстро и неравномерно, глина трескается, разваливается ни части. Лучшая сушка - воздушная.
Для большей крепости готовых изделий на глины их иногда можно подвергать обжигу, особенно те, которые дети впоследствии употребляют н игре.
Для обжига готовые фигурки нужно очень хорошо просушить на воздухе, а затем сложить на лист духовки газовой или дровяной печи или положить нн раскаленные угли после топки печи голландского отопления. Пропилить 2—3 часа (на углях — 1/2—2 часа). Если глиняный фигурки просушены плохо, только с поверхности, скопившийся внутри влага разорвет их при прокаливании. Из предосторожности прокаливать глину должны только взрослые в отсутствие детей. Там, где есть возможность использовать глину, но следует давать детям на занятиях пластилин: работа с ним трудна для маленьких детей, а более старшим интересно раскрасить лепку, играть самодельными игрушками. Можно в крайнем случае употреблять технический пластилин, но не восковой, так как последний слишком тверд и долго не разминается в руках. Мягкий технический пластилин имеет ровный серый цвет, и дети не соотносят цвет к определенным формам, а лепят любую форму из одноцветного материала.
С детским разноцветным пластилином трудно работать во время занятий, размягчение его задерживает начало работы, занятие растягивается. Детский пластилин окрашен в разные цвета, и это тоже представляет неудобство при решении ряда тем. В часы игр дети могут пользоваться детским цветным пластилином и лепить фигурки из разноцветных частей.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ЛЕПКИ
Для работы с глиной употребляются дощечки, размером 20X20 или 25X25 см. Дощечки эти делаются из фанеры и обшиваются по бортам округленными деревянными планками, сечением 1,5X1,5 см (рис.1).
Нужно приучать детей с самого младшего возраста пользоваться доской для того, чтобы положить запасные куски глины, вылепленные детали, поставить готовую работу. Непосредственно на доске можно лепить только посуду, так как в этих случаях ребенок лепит одновременно пальцами обеих рук.
При лепке посуды нужно научить детей поворачивать изделие обеими руками, одновременно работая пальцами, чтобы стенки посуды постепенно равномерно сглаживались и под давлением пальцев становились более тонкими.
При вращении на доске посуды, дно ее становится ровным. В старшей группе для детей 6— 7 лет нужен для лепки стек. Стек легко может сделать сам воспитатель из ручки от старой кисточки, заострив ее конец и сделав с другой стороны плоское закругление.
Стек имеет длину 10—12 см. Тонкая острая сторона его служит для прорисовки деталей, для насечек, украшающих посуду, одежду. Широкая плоская сторона его служит для примазывания мелких частей, для выемки глины, при создании большого углубления, особенно при лепке посуды. Стеком в случае необходимости можно резать глину, как ножом. Работа стеком разнообразна, и каждый раз, когда требуется новый вид работы, нужно показывать ее детям и объяснять.
Не следует давать детям стек до тех пор, пока они не научатся вылепливать основные детали предмета, так как в противном случае дети стремятся заменить лепку некоторых деталей рисованием их на глине. Так, часто дети не лепят морду животного, а рисуют на круглой голове подобие человеческого лица, заменяя нос отверстием.
В старшей группе при работе с глиной можно давать детям воду для заглаживания поверхности, сглаживания мелких трещин, шероховатостей, примазывания мелких деталей.
На каждый стол ставится блюдечко, в него кладутся 2— 3 мягкие байковые тряпочки, хорошо пропитанные водой (не отжатые). В случае необходимости загладить поверхность, присоединить мелкую деталь, замазать трещину при сгибе, ребенок смачивает об тряпочку палец или один из концов стека и производит отделку своей работы.
Чтобы части предмета крепче держались и не отпадали по высыхании, нужно каждую часть слегка приложить концом к мокрой тряпочке, а затем прижать к изделию и примазать концом стека.
Нельзя давать много воды, налитой непосредственно на блюдце. Дети часто пользуются ею неумеренно, разжижают глину, пачкаются сами, пачкают стол, одежду.
Мелкие детали очень трудно вылепливать пальцами, испачканными глиной. Не менее трудно сделать тонкие насечки стеком, на конце которого присохли кусочки глины. Кроме того, ребенку неприятно оставаться за столом по окончании работы с руками» испачканными высыхающей глиной. Глина, высыхая, осыпается тонким порошком на одежду, на стол, на пол. Хорошо, если воспитатель держит на своем столе на подносе 2—3 большие тряпки, влажные, но не мокрые.
Воспитатель предлагает каждому ребенку сразу после окончания работы тщательно обтереть руки влажной тряпкой, а когда окончат работу все дети, воспитатель идет с ними в умывальную, где все вместе моют руки под краном, уже без опасения перепачкать полотенца.
Воспитателю необходимо иметь подставочку для демонстрации детям натуры, модели, с тем чтобы все дети одинаково хорошо видели ее во время объяснения и в процессе занятия. В качестве подставки можно использовать высокий столик — подцветник или мольберт с широкой нижней доской.
Специальных пособий для использования в качестве образца не существует. Воспитатель предлагает детям лепить различные предметы, которые легко найти в группе, в детском саду,, в ближайшем окружении. Младшим детям (2—5 лет), помимо простейших игрушек: мяча, погремушки, резинового зайчика, токарной деревянной птички и других предметов очень простой формы, воспитатель показывает и рассматривает с ними посуду, овощи, фрукты. Дети лепят эти предметы по создавшемуся о них представлению. В самой старшей группе, готовящей детей к школе, вводится лепка с натуры. В качестве натуры используются очень простые по форме предметы, но дети должны уже вылепить предметы так, как их видят, относительно точно передать форму именно этого предмета, а не вообще предмета данной категории (не вообще гриб, а данный гриб-подосиновик).
Некоторых животных, птиц невозможно показать детям непосредственно на занятии. Для напоминания их формы и строения воспитатель предлагает лепку по модели, в качестве которой вносит очень простую по форме небольшую скульптуру или игрушку. Выбор таких предметов предоставляется воспитателю.
Для облегчения этого выбора в пособии показано, какие примерно предметы могут служить для этого в детском саду в разных группах. Критерием выбора является степень сложности формы предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕПКИ
Программа обучения лепке в детском саду определена «Руководством для воспитателя детского сада». За 3—4 года пребывания в детском саду ребенок должен получить согласно программа определенные навыки, умения. Дети должны научиться достаточно сходно изображать в пластических материалах близкие и хорошо знакомые им фигуры людей, животных, лепить посуду, овощи, грибы, сделать из глины игрушки для своих игр. Не рекомендуется избирать темой лепки такие формы, как дома, пароходы, мебель, деревья, транспортные игрушки. Формы эти малоскульптурны, и такие предметы лучше делать с детьми из других материалов на занятиях по конструированию. Некоторые темы повторяются во всех возрастных группах детского сада, например: дети и 3-х и 7 лет лепят посуду, овощи, грибы, дети 5, 6 и 7 лет лепят фигуры животных и людей, но требования к качеству выполнения в разных возрастах различны. Кроме того, тематика лепки от возраста к возрасту все более обогащается, расширяется, приемы лепки усложняются. В пособии показана лишь примерная тематика детской лепки, воспитатель может сам выбирать доступные детям темы, основываясь на жизненных наблюдениях, требованиях игры.
ОКРАСКА ЛЕПКИ
Игрушки, сделанные из глины, по высыхании можно раскрашивать красками гуашь.
Не следует раскрашивать всегда и все детские работы, однако некоторые из них раскрасить необходимо. Так, воспитатель младшей группы при детях раскрашивает 2—3 вылепленных детьми мячика, несколько кукол-матрешек, одну - две птички для того, чтобы показать детям, какие красивые игрушки они вылепили. Всегда следует раскрашивать кукольные угощения, так как они впоследствии употребляются детьми в игре. Такие изделия после окраски неплохо покрыть прозрачным бесцветным нитролаком или светлым спиртовым лаком. Покрытые лаком или раскрашенные эмалевыми красками, игрушки становятся значительно прочнее и не крошатся при употреблении в игре, не пачкают руки детям. Их можно протирать влажной тряпкой при загрязнении.
В старших группах дети могут окрашивать лепку и с помощью воспитателей, и самостоятельно.
Дети окрашивают глиняные изделия только красками гуашь, лаком же или эмалевыми красками покрывает игрушки сам воспитатель и обязательно в отсутствии детей. Не следует работать с лаком, особенно с нитролаками и эмалями, в помещении группы, так как испарения растворителей этих лаков и эмалей вредны для организма.
Раскрашивая свои игрушки, дети тренируются в окраске объемных предметов.
Раскрашивать следует только хорошо просохшие игрушки. При раскраске лепки воспитатель должен сделать детям соответствующие указания. Например, нельзя водить кистью по одному месту много раз, так как глина размокает и начинает крошиться, а краска смазывается. Нужно легко провести широкую полосу и сразу оторвать кисть. Новую полосу вести рядом. Раскрашивать нужно сначала верхнюю часть игрушки, особенно те места, которые требуют работы кончиком кисти, лицо, перышки на крыльях, глаза и носы животных, мелкие детали. Все это легче делать, когда ребенок держит игрушку в левой руке или поддерживает ее на столе. Затем дети ставят свои работы на клеенку и окрашивают нижнюю часть игрушки, ее подставку. По высыхании первой краски наносятся последующие.
Если воспитатель находит нужным сделать некоторые поправки, он должен сделать это в отсутствии детей, детям же он дает указания, когда можно наносить вторую краску, где подправить.
Наносить лак можно только на совершенно просохшую краску. Осторожно покрывать места, окрашенные красной» желтой, зеленой краской, так как некоторые краски растворяются и размазываются растворителем лаков.
Как окрашивать лепку в той или иной возрастной группе, сказано в иллюстративной части пособия.
МЛАДШАЯ ГРУППА (2—4 года)
Самые маленькие в детском саду — двухлетние дети охотно лепят, вернее, манипулируют с глиной, разминая ее ладонями, расплющивая и даже пытаясь отщипнуть кусочек. С этими детьми занятия с глиной проводятся небольшими группами и, главным образом, в форме игры. Дети играют глиной, нагромождая комочки, прикладывая кусочки друг к другу, находя для этих нагромождений названия, хотя сходства с предметами в них еще не заметно. Воспитатель поощряет эти опыты, играет вместе с детьми. Занятия лепкой со всей группой одновременно начинаются только со второй младшей группы, с детьми 3-4-х лет.
В младшей группе ребенок получает первые навыки обращения с материалом, поэтому чрезвычайно важно правильно ознакомить детей с особенностями материала и первоначальными приемами работы с ним.
Эти приемы не могут быть оторваны от доступного детям содержания. Воспитатель показывает детям простейшие предметы, имеющие пластические формы, обращает внимание на их форму, некоторые наиболее характерные несложные детали, знакомит с названиями этих форм и деталей, учит изображать их в лепке при помощи легких и простых приемов.
В число предметов, которые воспитатель предлагает изобразить детям, входят главным образом хорошо знакомые детям игрушки, предметы, связанные с игрой в куклы (угощение для кукол), простые по форме вещи — овощи, ягоды, фрукты.
При обучении маленьких детей особенно необходимо, чтобы они хорошо видели руки воспитателя, показывающего приемы работы.
Словесные пояснения воспитателя должны быть кратки, выразительны, содержать в себе- только основное, необходимое.
С первых же занятий воспитатель учит детей правильно сидеть, не прижимаясь грудью к столу, не сгибаясь над доской, учит правильному положению рук — обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы. Вначале дети лепят ладонями — раскатывают, сдавливают, затем лепят с участием одного пальца и затем с участием нескольких пальцев, отрывая кусочки глины, прикладывая, расплющивая, прищипывая.
К концу года дети должны научиться аккуратно обращаться с глиной, элементарно передавать основную форму предмета. В занятиях без задания дети лепят по представлению, используя полученные навыки. Повторение и упражнение в младшей группе обеспечивают более прочное усвоение умений и навыков в работе с материалом, в изображении простейших предметов. Работа с глиной у маленьких детей имеет определенное своеобразие. Дети лепят по показу воспитателя, запоминая движения его рук. Далее, увлеченные самим процессом лепки, дети лепят по представлению. Большая часть детей 2—3 лет никогда не видала глины, не имеет понятия об этом материале, его свойствах. В первый раз, внося глину малышам, воспитатель показывает детям глину, называет ее, объясняет, что из глины можно лепить. Все это — новые, незнакомые для детей слова и объяснение, что из глины можно лепить, — воспитатель подкрепляет показом, что значит «лепить». Он говорит, что из глины можно вылепить интересные вещи, что он сам может вылепить все, что захочет. Тут же, на глазах у детей, воспитатель лепит 2—3 простых предмета — шарик, баранку, лепит и какой-нибудь более сложный предмет, могущий еще более заинтересовать детей — фигурку зайчика, игрушечного медведя. Такой прием вызывает у детей интерес к материалу, к действиям с ним, дети с нетерпением ждут, когда им самим дадут в руки этот занятный материал, когда они сами смогут что-нибудь слепить из глины. Иногда, видя большое желание детей попробовать поработать с новым материалом, воспитатель дает им по небольшому кусочку глины сейчас же после такого показа.
Стремясь вызвать у детей интерес к расширению тематики, воспитатель может одно - два занятия посвятить игре с вылепленными фигурами: он показывает детям коротенькие инсценировки сказок с одновременной лепкой несложных персонажей из глины. Так, лепя курочку, мышку и яичко, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка-ряба». Такие игры-занятия лучше проводить в середине года, когда дети уже освоились с материалом. В течение всего года воспитатель продолжает прививать детям навык аккуратного обращения с глиной. Наминая работу, ребенок должен обязательно засучить рукава. В процессе лепки нужно научить его работать над дощечкой, не сорить глиной на стол, на пол, не обтирать грязные руки об одежду, не стряхивать глину с рук.
Куски глины для работы маленьких детой должны быть небольшими — шарик 3—4 см в диаметре. Если детям дается на данном занятии задание слепить именно шарик, мячик, яблоко, или исходная форма для работы должка быть шарообразной (например, при лепке лепешки, тарелки и пр.), не следует к занятию подготовлять глину в форме шариков. Нужно раскатать глину в цилиндрический кусок и нарезать его ножом на части для каждого ребенка.
Двух-, трехлетние дети вносят в процесс лепки игру. Это закономерно, и воспитатель не должен отводить их от игры с глиной, со своими изделиями.
Дети играют на занятии с кусочками глины в процессе работы, по-разному объединяя эти кусочки и каждый раз по-новому называя получившуюся форму, находя в ней сходство с реальным предметом. В этой именно игре и заключается у малышей занятие лепкой по замыслу. Дети играют и с вылепленными по заданию воспитателя мячом, кукольными угощениями, фигурками. Это повышает интерес детей к лепке, вызывает желание лепить чаще, способствует расширению тематики работы по замыслу детей. На таблицах, относящихся к младшей группе, показаны некоторые приемы лепки. При лепке предметов, состоящих из 2-х и более частей, воспитатель иногда делит показ работы на ряд этапов, например:
— Мы будем лепить башенку из шариков. Слепим три шарика — побольше, поменьше и маленький, чтобы получилась вот такая башенка. Свой кусок глины раскатайте в столбик, вот так. Дети раскатывают столбик, воспитатель наблюдает за ними, делает индивидуальные указания.
--Теперь разломите свой столбик пополам. От одной половинки отломите небольшой кусочек, вот такой. Воспитатель наблюдает, как дети разламывают столбик, какие получаются кусочки, советует некоторым детям сделать последний кусочек немного побольше или поменьше.
— Теперь скатайте шарики — сначала самый большой, потом поменьше, потом самый маленький. Дети лепят шарики, воспитатель проверяет, хорошо ли сделаны шарики, как прокатывают их дети.
— Шарики готовы. Положите сначала большой шарик перед собой на дощечку, на него поменьше, прижмите его слегка, и сверху прижмите самый маленький.
Воспитатель обходит столы, одобряет работу детей, говоря, что слепили много красивых башенок. Давать указания малышам нужно в замедленном темпе. Воспитатель должен так стоять перед детьми, чтобы всем детям хорошо были видны его руки, его действия с глиной, результат этих действий.
Все дети в течение всего, занятия должны сидеть лицом к воспитателю. В младшей группе это особенно важно. Ребенок не может непрерывно повертывать голову, чтобы увидеть, что и как делает воспитатель. Воспитатель должен часто тренироваться в лепке, не только для того, чтобы показать детям приемы работы, он должен заранее постараться избежать серьезных затруднений в работе, предусмотреть, какая детям может понадобиться помощь, и быть в состоянии эту помощь оказать. Там, где воспитатель часто лепит сам, умеет вылепить для детской игры несложную игрушку, провести показ, дать указание, детские работы всегда содержательны, интересны, выразительны, сходны с оригиналом, там дети часто лепят в часы игр, обогащая содержание творческих игр, расширяя их тематику.
Если результаты лепки связаны с игрой, занятия детей по замыслу становятся интересными, обогащаются новыми темами, дети многое придумывают для своих игр и прилагают больше усердия и интереса к работе.
В таких случаях дети хорошо используют пластилин или заготовленную заранее глину в часы игр, дополняя необходимыми игрушками игры в магазин, детский сад, зоопарк, уголок Дурова и т. д. Они лепят фигурки животных, людей, кукольные угощения, лекарства. Для детей, которые привыкли лепить не только по заданию и указанию воспитателя, но умеют при случае сделать для себя необходимые игрушки из глины или пластилина, не представит трудности и в школе изготовить модель, макет. Именно эти дети в школе стремятся в кружки рисования и лепки и охотно и активно работают в них.
Согласно требованиям программы дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду (от 2-х до 4-х лет) усваивают ряд навыков, помогающих им при изображения предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки. На рисунках даны эти приемы и примерные изображения, получающиеся в результате работы. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики), сплющивание между ладонями (лепешки, котлеты, блины, оладьи), продольные движения ладоней для получения удлиненных форм (колбаса, сардельки, сосиски), отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яички, драже). Далее идет более сложная работа, пальцами — нажим пальцем на глину с оставлением следа (пряники, печенье, пирожные), сгибание столбиков с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сушки, сдобы, крендельки). Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом (фрукты, овощи, ягоды). В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 2—3-х частей (грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрешку, девочку в шубке). Малышам можно дать иногда покрасить некоторые изделия в один цвет, например, пряники или пирожки, отделку же производит сам воспитатель.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4—5 лет)
Если в группу четырёхлеток все или большинство детей перешли из младшей группы, то работа с ними будет естественным продолжением работы предыдущего года. В начале года воспитатель рассмотрит с детьми ряд хорошо знакомых им предметов, игрушек, напомнит, что они лепили вместе в прошлом году, повторит с ними некоторые приемы работы. Нужно, чтобы в первые работы входило кругообразное и продольное раскатывание глины, вытягивание, деление на кусочки, объединение частей прикладыванием. Далее воспитатель учит детей более сложной работе пальцами — сплющиванию, прищипыванию, простейшему оттягиванию небольших деталей, приглаживанию. Если в группу четырехлеток все или большая часть детей переведена из яслей или пришли из семьи, нужно начать с ними работу по программе младшей группы (трехлеток), но вести ее более ускоренно, давать большее разнообразие в тематике, не останавливаясь долго на первых простых приемах. Необходимо достаточное количество упражнений, чтобы дети прочно усвоили приемы. Каждое последующее занятие должно нести в себе значительную часть предыдущего программного материала. Например, дети усвоили приемы лепки шарообразных и цилиндрических форм. При переходе к освоению нового программного материала — расплющиванию шара ладонями — дети снова упражняются в прокатывании шара. Дети, усвоившие уже в предыдущей группе основные технические приемы, могут больше внимания уделить изображению, передавать более сложные формы, лепить предметы из нескольких частей, находящихся в определенных пропорциональных соотношениях по величине. Здесь можно уже с середины года заменить членение указания по этапам полным указанием или указанием, разбитым на 2 части, например: при лепке птички воспитатель напоминает им о наблюдении за воробьями, показывает игрушечную птичку — токарную, глиняную, из папье-маше, дает возможность рассмотреть ее, рассказывает, в какой последовательности ее лучше вылепить, обращает внимание на форму головы, хвоста, туловища, на место клюва, ножек, предлагает раскатать глину столбиком, отделить два небольших кусочка — один для головки, другой для подставки.
Воспитатель следит, как дети делят глину, советует одним увеличить, другим уменьшить кусочек, отделенный для головы или для подставки. Затем продолжает указание:
— Теперь сделайте подставочку, скатайте шарик для головы, а из большого кусочка слепите короткую морковку. Это будет туловище. Прилепите шарик к его круглому концу сбоку. Вот и получились туловище и головка. Хвостик вы расплющите пальцами, оттяните коротенький клюв и посадите птичку на подставку, вот так. А теперь попробуйте слепить птичку сами, у нас будет много красивых игрушечных птичек. Мы их раскрасим.
Можно разбить указание и на три части, вторая часть его — лепка туловища и головы, соединение частей жесте. В третьей части дети производят отделку — расплющивают хвост, оттягивают клюв. Темп указания и в этой группе — замедленный, дети должны хорошо усвоить приемы, показываемые воспитателем.
В средней группе воспитатель продолжает добиваться правильного положения ребенка за столом, аккуратности в работе. И здесь воспитатель ориентирует детей на изображение в лепке очень простых по форме предметов. В результате детской работы получаются игрушки, предметы для игры. Некоторые предметы могут быть и более сложными, состоящими из нескольких частей, имеющими много деталей. Дети значительно упростят их, так как воспитатель обратит внимание лишь на главное (туловище рыбки, хвост, плавники). Предмет можно оставить перед детьми в продолжение все го занятия. В течение года дети средней группы лепят разнообразные предметы, делая углубление в глине (стакан, горшочек для цветов), вылепливая пальцами мелкие детали для оформления или украшения предмета — округлые (рыбка, торт) или продолговатые (чашка, булка).
Угощения для кукол становятся разнообразнее, приемы лепки посуды сложнее. Дети делают посуду, приподнимая и обравнивая края сплюснутой формы (миска, блюдце, корзинка); изменяют при прокатывании нажим ладони на одну из сторон (морковка); сжимают пальцами глину, детализируя предмет (печенье «звездочки»); прищипывают концы или края (пельмени, батоны). Прищипывание является переходным навыком, от него ребенку легко перейти к оттягиванию.
К концу года дети уже способны на основе полученных навыков изобразить несложных по форме животных — мышку, кролика и других. Процесс лепки птички описан выше и показан на рис. 4. Как и в младшей группе, дети объединяют ряд деталей при создании целой фигуры, но детали мельче, их может быть больше по количеству. В средней группе» как и в младшей, дети окрашивают лишь некоторые игрушки одним основным цветом (рыбка, птичка, утенок). Те игрушки, которые можно употребить в игре, воспитатель окрашивает и расписывает сам. Иногда, если это нужно, покрывает их лаком.
СТАРШАЯ ГРУППА (5—6 лет)
В старшей группе воспитатель может предъявить детям более высокие требования. Он должен научить детей новым техническим и изобразительным приемам. Программа требует, чтобы дети 5—6 лет лучше, отчетливее лепили форму предметов, чем в средней группе, научились видоизменять эти формы — вытягивать, сдавливать, вдавливать, закруглять. Новым в программе является требование прочного скрепления частей, замазывания глиной места соединения. Большие изменения возможны и в тематике лепки: у детей больший опыт и более отчетливое представление об окружающих предметах.
Детям старшей группы можно давать для работы большие куски глины, чем в средней группе. Кусок глины может быть шаром диаметром 5—б см. Рука ребенка к 5—6 годам приобретает уже достаточную силу, движения пальцев дифференцируются. Наиболее эффективным приемом обучения лепке и в старшей группе является показ, однако здесь начинают играть большую роль и другие приемы— словесное объяснение, напоминание, непосредственное рассматривание на занятиях некоторых предметов искусства или народного творчества, используемых в качестве модели. В случае использования скульптуры или игрушки для работы детей по непосредственному наблюдению лучше ставить отдельную скульптуру на каждый стол, если нельзя подобрать предмет достаточно крупный, хорошо видный всем детям одновременно. Показывая детям процесс лепки какой-либо затрудняющей их детали, воспитатель берет примерно такой же кусок глины, какой нужно взять детям, в противном случае дети для лепки этой детали отделяют слишком много глины и у них не хватает материала на выполнение всей работы. Если игрушки или скульптуры даны на каждый стол, дети видят их со всех сторон, могут повернуть, чтобы видеть фигурку спереди, сзади, сбоку. Показ процесса лепки воспитатель ведет в том же материале, из которого лепят дети. Нельзя давать показ на пластилине, если дети лепят из глины, так как приемы работы с этими материалами разные. При сюжетной лепке, при работе по замыслу лучше использовать словесные напоминания и лишь частичный показ. Указания в старшей группе воспитатель дает в целом, анализируя предмет, поясняя последовательность работы
Так, лепя на глазах у детей грибы, воспитатель дает указания:
— Разделите глину на части: одну маленькую часть для маленького гриба, остальной же кусок разделите пополам для большого гриба и подставки. Сначала слепите подставку и отложите. Потом будете лепить большой гриб. Глину для него опять разделите: кусочек побольше — для ножки, кусочек поменьше — для шляпки. Хорошо примажьте ножку к шляпке, а весь гриб к подставке. Для маленького гриба глину разделите пополам. Шляпку сильно не сжимайте, она у маленьких грибов еще не раскрылась. Помните, что нужно хорошо примазать шляпки, примазатъ грибы к подставке. Если дети размещаются на занятии не за двухместными столами, а по 6—8 человек вокруг стола, воспитатель с дежурными ставят стулья так, чтобы все дети сидели к нему лицом в продолжение указания, показа. Часть детей во время указания сидит спиной к столу, часть боком.
Проведя анализ строения предмета, воспитатель дает указания о приемах лепки, о последовательности работы, иногда повторяет часть указания, (например, основные этапы работы), иногда спрашивает 2—3-х детей, в какой последовательности они собираются лепить. После этого воспитатель предлагает всем детям правильно сесть за стол, взять глину и начать работать.
Воспитатель должен так организовать начало занятия, чтобы в процессе указания не делать замечания. Он должен приучить детей спокойно, без шума занимать свои места, до конца указания не трогать ничего на столе, не прерывать указания, даже если на столе чего-либо не хватает. Важно, кроме того, с самого начала заинтересовать детей, достаточно эмоционально давать объяснения, привлечь все внимание детей. Такие указания запоминаются лучше, и дети в процессе лепки реже обращаются к воспитателю с вопросами, работая самостоятельно. Полный показ действий необходим, если дети впервые встречаются, с данным изображением. В этом случае воспитатель показывает всю последовательность лепки. Если тот же предмет дается в измененном положении, полный показ уже не обязателен, воспитатель может дать частичный показ с указанием, как изменить положение фигуры, и напоминанием приемов лепки всей фигуры или только некоторых деталей — в зависимости от сложности задания. В сюжетной лепке полный показ недопустим. Смысловые и композиционные положения ребенок должен решить сам. Если предмет, входящий в сюжет, не встречался на предыдущих занятиях, можно показать лишь, как лепить именно этот предмет. Однако лучше давать сюжетные задания с включением только тех предметов, которые дети уже лепили: тогда внимание ребенка будет главным образом направлено на сюжетное расположение предметов. Воспитатель может иногда дать частичный показ, чаще же дает словесные указания о расположении предметов, например:
— Поставьте мальчика так, чтобы руки он положил на шар, чуть-чуть наклоните туловище, а ноги слегка расставьте, чтобы он лучше стоял. Не прилепливайте его к подставке близко к шару, пусть он только касается его ладонями, как будто катит.
В работе по замыслу указания воспитателя в основном относятся к применению тех или иных технических приемов. Воспитатель напоминает о необходимости работать аккуратно, иногда заглаживать поверхность, прочно присоединять отдельные части. Помимо этих указаний всему коллективу детей, воспитатель осуществляет индивидуальное руководство и помощь. Видя затруднения того или иного ребенка, ошибку, неверную последовательность в работе, воспитатель напоминает, советует, подсказывает верный ход работы, иногда показывает на отдельном куске глины, как пролепить основную форму, как вылепить, согнуть, изменить ту или иную форму, деталь, как лучше ее присоединить.
Нужно соблюдать при этом определенный такт, оказывать помощь своевременно, в определенных пределах, не лишая ребенка инициативы, не решая все за него. Иногда необходима чисто техническая помощь, когда ребенок не может установить фигурку, когда сильно треснула глина, высохла небольшая деталь.
Воспитатель может помочь ребенку, если видит, что самому ему это не под силу. Основную работу сделал сам ребенок, и у него не хватает умения, сил довести ее до конца, ликвидировать затруднение. Не следует только снимать все трудности в работе ребенка, превышать объем необходимой помощи ему. Нужно приучать детей запоминать указание, самостоятельно работать, правильно использовать полученные ранее умения и навыки. И чрезмерная, и запоздалая помощь одинаково вредны, так как при этом снижается интерес ребенка к лепке. Не следует воспитателю подправлять результат детской работы — примазывать отпадающие части, добавлять недостающие детали. Дети сами относятся к этому отрицательно, укоряя товарища, которому оказана такая действенная помощь:
— Это не твоя работа, тебе помогали! В старшей группе указания не дробятся на этапы, построены значительно сложнее, чем в средней. Каждое указание нужно тщательно продумывать заранее. Хорошо, если воспитатель иногда будет для себя записывать наиболее сложные указания накануне занятия. В процессе словесного Общения воспитателя с детьми на занятии следует свести до минимума, а лучше совсем ликвидировать дисциплинарные замечания детям, они очень мешают работать, отвлекают, а работа с глиной требует большой сосредоточенности. Если нужно сделать ребенку замечание, воспитатель должен подойти к нему и очень тихо, не мешая другим детям, сказать все необходимое.
Указания детям следует давать в бодром тоне, живо, интересно, но без излишней развлекательности, без смеха, так как это возбуждает детей и отвлекает от основных задач — усвоения формы, последовательности действий, приемов.
В начале года дети старшей группы повторяют часть работ, проделанных в предыдущей группе, упражняются в полученных навыках. Они снова лепят овощи и фрукты, но воспитатель предъявляет большие требования к тщательности детской работы, предлагает добиваться большего сходства с предметом. Лепить с натуры дети пяти лет еще не могут, но им полезно иногда иметь перед собой скульптурное изображение несложных по форме предметов в качестве «образца», которому дети могли бы подражать, следовать. Дидактизм такого «образца» заключается в том, что исполненный с большой степенью условности и обобщения, он облегчает детям изображение предмета. Условность и обобщение особенно характерны для игрушек. Игрушки керамические, гипсовые из папье-маше, фарфора, дерева, пластмасс, целлулоида часто имеют подставку, объединенные «сросшиеся» ноги, иногда даже совершенно не имеют ног и рук или имеют нарисованные, часто имеют нарисованное лицо, отличаются статичностью.
Реалистическое изображение людей и животных недоступно детям старшей группы, и воспитатель чаще ориентирует детей на лепку игрушек.
Игрушки, показанные на фотографиях и употребляющиеся для наблюдений в процессе лепки, для воспроизведения, для следования форме, образу, для напоминания деталей, более разнообразны и сложны.
Воспитатель подбирает к определенному занятию такой скульптурный предмет или игрушку, которые помогли бы ребенку оживить представления, оставшиеся от наблюдений, напомнить форму, строение, характерные черты, были бы доступны в изображении и способствовали развитию приобретенных навыков или получению новых.
Дети на занятии рассматривают яблоко, помидор, морковь, стараются вылепить не просто яблоко, каким они его себе представляют, а именно то, которое рассмотрели. В это же время вносится и очень простая игрушка, например матрешка, ванька-встанька, которую детям нетрудно изобразить достаточно сходно.
Некоторые более трудные по форме игрушки воспитатель предлагает лепить в указываемой им последовательности, показывает ход работы, дает исходную форму, например:
Лепка утки: Скатайте столбик, согните так, чтобы одна часть была немного больше другой, прижмите отогнутую вверх часть пальцами слегка вокруг, выделите шею, поверните голову вперед, оттяните пальцами клюв и хвост.
Лепка гуся: Скатайте столбик. С одной стороны сделайте потоньше, поднимите вверх более тонкую сторону, поверните голову, оттяните клюв, выделите лапы, оттяните хвост (та же последовательность и при лепке курицы, только вместо лап дети делают подставку, а хвост не оттягивают, а расплющивают по кругу сверху).
Лепка петуха: Скатайте столбик, согните его дутой, слегка отогните концы в стороны, хвост расплющивайте пальцами, слегка отгибая вниз, выделите гребень, клюв, прилепите с двух сторон от клюва бородку. Поставьте петуха на подставку.
Посуду дети лепят иначе, чем в младшей и средней группах, поэтому вначале нужно более пространное пояснение. Посуду лепите одновременно двумя руками, слегка поворачивая на подставке; ручку к чашке сначала прилепите у верха так, как ручку половника, согните ручку и прилепите к чашке.
Очень многие предметы дети лепят по представлению после недавних наблюдений. В зимние дни дети видят теплую одежду товарищей, наблюдают игры, играют со снегом, лепят из него снеговиков и другие фигуры, катают шары. Воспитатель учит детей добиваться наибольшего сходства простыми приемами, например: сделать полозья санок из тонких цилиндрических деталей, не лепить целиком шапку ребенку в зимней одежде, а обернуть голову тонким глиняным цилиндриком и примазать пальцем сверху по кругу.
Интересны для детской лепки яркие глиняные игрушки Дымкова. Воспитатель показывает простейшие приемы их воспроизведения — вылепить конус, выделить нажимом пальцев одновременно руки и талию, легким прищипыванием по кругу верхней части головы пролепить головной убор.
Многие предметы дети, используя имеющиеся навыки, лепят достаточно охотно и в часы работы по замыслу создают интересные игрушки для своих творческих игр.
В старшей группе дети сами могут раскрасить некоторые игрушки — посуду, снежную бабу, птичку, петуха и т. д. Более сложные предметы и композиции помогает раскрасить и расписать воспитатель.
ГРУППА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ (6-7 лет)
Значительно более высокие требования воспитатель может предъявить в подготовительной к школе группе детям 6— 7 лет. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины. Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях. Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде — на снежный ком, дети держатся за руки). В этой группе детям можно давать и очень маленькие комочки глины, так как дети легко работают пальцами и могут делать мелкие предметы. Можно давать и большие куски для лепки фигуры высотой 12—15 см, так как рука ребенка уже окрепла и он может мять большой комок глины.
Детям 6—7 лет можно давать задание лепить по сюжету сказки, опираясь на словесный образ. Некоторые эпизоды для иллюстраций сказок в лепке воспитатель подбирает так, чтобы детям было достаточно легко сопоставить фигуры (встреча зайца с колобком, петух уговаривает зайца не плакать, медведь несет девочку в корзине и т. д.). Композицию сюжетного изображения дети должны продумать сами. Указания воспитателя могут быть сложнее, чем в средней группе (3—4 минуты). Воспитатель может предложить детям лепить с натуры, точно придерживаясь формы предмета, например, яблоко.
— Дети, попробуйте вылепить вот такое яблоко. Внимательно присмотритесь — это яблоко крымское, оно не похоже на шар, оно удлиненное. Верхняя ямочка у черенка глубже, чем у антоновки. Лепка с натуры вводится только с детьми старше в лет. Воспитатель, отбирая натуру, должен следить за тем, чтобы она не была сложной, чтобы лепка с натуры не представляла детям большого труда.
В качестве натуры обычно предлагаются очень простые предметы — овощи, фрукты, грибы, посуда. Помимо работы с натуры, воспитатель может предложить и лепку по модели-образцу. В качестве такой модели хорошо предлагать игрушку. Иногда можно взять и мягкую игрушку, но, как правило, лучше брать скульптурные игрушки. При работе по модели воспитатель анализирует ее вместе с детьми, подводя их к пониманию исходной формы (яйцеобразной, грушевидной, шарообразной и т. Д.). Воспитатель иногда предлагает детям точно следовать модели, иногда же — только использовать основную форму, но самостоятельно продумать детали, изменить позу, положение фигуры. Так, показывая керамическую фигурку — мальчик с лыжами, воспитатель предлагает:
— Слепите сегодня то, как мальчик лепит снежную бабу. Я покажу вам только фигуру мальчика, но стоять он должен иначе — подумайте, как его поставить, как поднять руки. Мальчик может прикладывать кусок снега к туловищу бабы, делать ей ноги, надевать шляпу, вставлять в руку метлу — подумайте, что будет делать мальчик у вас. Снежная баба может быть с носом-морковкой, с пуговицами, на голову ей можно надеть таз, ведро. Продумайте, какую слепить бабу.
Иногда воспитатель предлагает детям самостоятельно выполнить задание, пользуясь лишь словесным указанием, например:
— Вы уже лепили людей, знаете, как вылепить мальчика. Слепите лыжника — поставьте мальчика на лыжи, в руки дайте палки. Чтобы мальчик лучше стоял, он должен опираться на палки. Концы палок прилепите к лыжам, тогда фигурка будет стоять прочнее. Лыжник может идти по ровной дорожке, может катиться с горы, подумайте, как его поставить, нужно ли наклонять. На занятиях по замыслу дети не только самостоятельно продумывают тематику работы, но и используют полученные ранее навыки и умения, усвоенные приемы работы — оттягивают, соединяют, заглаживают, примазывают, по назначению используя стек.
Работу со стеком воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стек для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее — разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стека и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.
Если дети сидят за двухместными столами, показываемая им модель, натура должна быть более крупной, чем детская работа, и находиться на некотором возвышении, чтобы ее хорошо видели все дети.
Светлый предмет следует показывать на темном фоне, темный — на светлом. Для этого нужно иметь лист картона, окрашенный с одной стороны темной бумагой и с другой — светлой. Нельзя проводить показ с темной глиной воспитателю, одетому в темный халат — дети плохо видят показ. В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ — показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы. Например, если дети уже лепили кошку в старшей группе, воспитатель напоминает только детали — уши острые, хвост поднят вверх, нос тупой, короткий, лоб крутой.
— Вот кошка ловит мышь — посмотрите, как она пригибается к полу: передние лапы вытянула вперед, почти совсем припала грудью к полу, а туловище выгнула. Задние лапы слегка поджала. А когда кошка ляжет, как она кладет лапки? А когда потянется?
В группе, подготовительной к школе, во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стеком позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.
В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.
При работе по замыслу воспитатель может напомнить детям эпизоды из любимых сказок, интересные события, особенно в тех случаях, когда дети затрудняются в выборе темы, но он не должен навязывать предложенной темы, он лишь советует детям, долго думающим, что интереснее слепить. Нельзя забывать, что одним из программных требований является самостоятельное придумывание ребенком темы своей работы, поэтому к предложениям, напоминаниям нужно относиться чрезвычайно осторожно, предоставлять ребенку возможность широкого выбора.
И детям 6—7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.
6—7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6—7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.
Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.
Воспитатель предоставляет детям еще большую свободу действий и замысла. Он показывает лишь те приемы, без которых работа может перестать удовлетворять возросшим требованиям ребенка. Очень трудно поставить на тонкие ножки грибы — лисички, мухоморы. Воспитатель показывает, как объединить их на подставке. Еще трудней поставить на ноги животное, человека — и здесь приходит на помощь совет воспитателя.
Мелкие детали из глины быстро подсыхают в теплых руках ребенка, и их трудно прочно прикрепить к изображаемому предмету, поэтому в группе, подготовительной к школе, на всех занятиях следует давать детям смоченные в воде байковые тряпочки на подносах или блюдцах, чтобы дети могли прикладывать к фигурке размягченную водой деталь и легко примазывать кончиком стека.
6—7-летним детям в процессе занятия реже нужна техническая помощь воспитателя, обычно дети обращаются к нему лишь за советом — можно ли так украсить, как лучше добавить, пополнить. Однако и здесь воспитатель должен видеть затрудняющихся детей и немедленно приходить на помощь в тех случаях, когда видит, что этот ребенок еще неспособен самостоятельно выйти из затруднительного положения, знает, что ребенок много дней отсутствовал в детском саду или недавно поступил в детский сад.
Предметы, предлагаемые детям для рассматривания перед лепкой и употребляемые в качестве модели или натуры в группе подготовки к школе, разнообразны и более сложны, чем в предыдущих группах. Значительно большее место занимают здесь фигуры человека, животных.
Посуда сложнее не только по форме, но и по росписи, украшениям.
Дети впервые дни снова возвращаются к простейшей теме, знакомой с младшей группы, но здесь требования детализации, уточнения формы значительно выше, чем даже в старшей группе. Дети передают незаметный переход от толстого к тонкому, пролепливая грушу, лимон, делают тонкую работу пальцами, оттягивая мелкие детали, подправляют стеком. Имея перед собой натуру, дети стремятся передать наибольшее сходство с ней. Лепят более сложную по форме посуду.
Животные встречались и в предыдущих группах, но лепили их дети весьма примитивно. Ставя животное на четыре ноги, ребенок сразу подходит к возможности изображать не только игрушку, но и встречавшихся ему живых животных. Иногда воспитатель, особенно при встрече с новым в работе, дает детям полную последовательность лепки, например:
— Скатайте столбик, отогните вверх меньшую часть, половину ее отогните вперед, прижмите пальцами и выделите нос, вылепите уши, хвост, прочно прилепите их. Скатайте два небольших столбика, согните в дугу — это ноги, прилепите ноги с небольшим наклоном — передние вперед, задние — назад.
Хорошо примажьте пальцами, чтобы не было видно присоединения ног. Теперь подумайте, что будет делать собака — бежать, лежать, сидеть, лаять, что нужно для этого сделать. Лепя белку, дети сначала пролепливают грушевидное туловище, обжимая пальцами место, где надо прилепить передние лапки.
Птиц поставить на две ноги без каркаса нельзя, но в детском саду при лепке каркас не используется, и поэтому детей ориентируют на установку птиц на подставку. Почти всех птиц можно вылепить, используя для туловища яйцевидную форму, и воспитатель показывает, как это сделать и как затем прорисовать стеком перышки, глаза.
Опыт детей становится богаче, впечатления обильнее, представления отчетливее, умения и навыки разрешают подойти к достаточно сложной тематике, и в зимние дни дети шире передают в лепке предметы, окружающие их, знакомые по играм, труду, праздникам. Деда-мороза дети часто пытаются вылепить, но мешает много детальность, и воспитатель облегчает детям этот труд, показывая, что для основной части фигуры можно взять конусообразную форму, шапку, воротник сделать из цилиндрических форм, найти для них место на конусе, определенным образом пролепить, под воротник прилепить руки, сделать опушку на шубу, бороду, усы, помогать себе стеком. Куклу дети лепят с натуры, зимние игры и развлечения отражают по представлению.
Воспитатель показывает, как разделить стеком нижнюю часть фигуры мальчика, чтобы выделить ноги, как опереть лыжника на палки, мальчика, катающего снежный ком, опереть на шар для придания устойчивости.
Иногда дети делают коллективную работу. Так, работая над темой «Зоопарк», дети лепят с натуры игрушки, реалистически передающие тех или иных животных. Воспитатель договаривается с детьми о размерах, дает советы, указания, показывает, как пролепить затрудняющие детей детали, помогает найти наиболее приемлемую исходную форму.
Лепя посуду, дети стараются загладить поверхность, максимально передать сходство с натурой, воспитатель учит их украшать посуду насечками при помощи стека.
Тема сказки часто проходит через занятие лепкой у детей 6—7 лет. Они и сами на занятиях по замыслу чаще выбирают именно сказочные сюжеты. Воспитатель показывает, как выбрать нужную исходную форму для таких сложных тем, как, например, лягушка, лебедь, как резать глину стеком, чтобы сделать некоторые формы более четкими, отчетливыми, как стеком изобразить чешую рыбки. Летом, имея больше возможностей получить глину, дети многое лепят для своих творческих игр.
В группе подготовки к школе дети 6—7 лет самостоятельно окрашивают свои изделия из глины. Иногда для такой раскраски они пользуются натурой, моделью. Работы, сделанные на занятиях лепкой по замыслу, дети окрашивают по представлению, но иногда для этого необходимо напоминание воспитателя, подбор соответствующей гаммы красок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лепка в детском саду.Нетрадиционные приёмы в лепке.Семинар-практикум.
1.Обучение лепке детей в дошкольном возрасте.2.Материалы для занятий лепкой в ДОУ.Глина,пластика,бумажная масса,подделки из мятой бумаги.3.Нетрадиционные виды работы с пластелином.4.Окраска пластелина...
Декоративная лепка в детском саду. Методические рекомендации.
Цель. Рекомендации по декоративной лепке....
Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».
Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во всех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направ...
«Виды, способы и техники лепки в детском саду» (Способы и техники лепки животных)
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пласт...
Презентация " Лепка в Детском саду.Виды лепки""
В презентации кратко описывается, что же такое лепка, из каких материалов можно лепить и при помощи какого оборудования. Также поднобно рассматриваем виды лепки :1. Лепка отдельных предметов2.Сюжетная...
Методика работы по лепке в детском саду. Виды лепки, материалы для лепки.
Предлагаю вашему вниманию материал, который будет полезен любому молодому специалисту в дошкольном образовательном учреждении. Изучив этот материал, начинающий воспитатель будет знать основы работы по...
- Мне нравится (4)