Исследовательско-творческий проект "Для чего нам нужен лук"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Лук любят все: и взрослые, и дети. И не напрасно, ведь он крайне полезен.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству мы с детьми рисовали лук, а также лепили его из пластилина. Один из воспитанников группы спросил меня: «А для чего нам нужен лук?» Так и родился наш проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_luk.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №358 Московского района Санкт-Петербурга Структурное подразделение Отделение дошкольного образования
Проект
«Для чего нам нужен лук?»
ГБОУ СОШ №358 ОДО
Воспитатель средней группы
Мурадян М.П.
Санкт-Петербург
2016
Введение
Лук любят все: и взрослые, и дети. И не напрасно. Лук – это природный антибиотик, который оберегает от простуд. Для лечения и профилактики простуды и гриппа хорошо нюхать нарезанные дольки репчатого лука несколько раз в день. При авитаминозе лук очень полезен, он способен удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С, к тому же этот витамин способствует повышению иммунитета.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству мы с детьми рисовали лук, а также лепили его из пластилина. Семен спросил меня: «А для чего нам нужен лук?» Так и родился наш проект.
Продолжительность: 2 месяца
Тип проекта: исследовательско - творческий
Участники: дети, родители
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность: Проект «Для чего нам нужен лук?» позволит максимально обогатить наши знания и представления о растительном мире. Проект также приурочен к Всероссийскому фотоконкурсу «Сказка на подоконнике» (оригинальное оформление зимнего огорода, овощей на нем) к 65-летнему созданию книги Д. Родари «Приключения Чиполлино» (07.03.2016 г. по 27.03.2016 г.)
Цель проекта: Развитие познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить историю лука
- Познакомиться с книгой «Приключения Чиполлино»
- Узнать, как растет лук (посадка лука с детьми)
- Изучить полезные свойства лука
- В какие блюда мы добавляем лук
Проблема: отсутствие знаний о многообразии растительного мира. В соответствии с целью проекта была сформулирована гипотеза о том, что через общение с растительным миром природы повышается уровень здоровья детей, как физического, так и нравственного. Развивается мышление, память, речь, умение получать знания самостоятельно.
Практическая значимость проекта поможет раскрыть исследовательские навыки и развитие любознательности, воспитывать заботливое отношение к растительному миру.
Описание этапов работы над проектом
1.Подготовительный этап
Отгадывание загадок по теме, знакомство с книгой Д. Родари «Приключения Чиполлино», обращение к родителям, принести каждому луковицу, предварительно ознакомив их с проектом (приобщение родителей к участию в проекте)
2. Основной этап
1 неделя: посадка лука, оформление дневника наблюдений
2 неделя: продолжаем чтение книги «Приключения Чиполлино»
3 неделя: измерение лука и заполнение дневника наблюдений
4 неделя: прослушивание оперы «Чиполлино»
5 неделя: просмотр видеофильма «Приключения Чиполлино»
6 неделя: создание рельефной аппликации из пластилина
7 неделя: создание фотографий для фотоконкурса
3. Заключительный этап
8 неделя: подведение итогов:
а) участие во Всероссийском фотоконкурсе «Сказка на подоконнике»;
б) дегустация зеленого лука, выращенного детьми
в) обсуждение прочтенной книги «Приключения Чиполлино»
г) анализ дневника наблюдений.
Заключение
Воспитанникам средней группы проект «Для чего нам нужен лук» понравился. Во время подготовки к проекту ребята многое узнали и многому научились. Они узнали, что родина лука Египет. Лук любит яркое солнце, теплый воздух, влажную почву, но его при этом можно вырастить даже на подоконнике. Лук очень полезен. Его используют для приготовления самых разных блюд. Детям очень понравилось, что они сами вырастили лук, попробовали его, а также изобразили его в своих творческих работах. Особую радость доставило участие в фотосессии и получение диплома об участии во Всероссийском конкурсе. Два месяца пролетели быстро, но по сей день герои «Приключений Чиполлино» не покидают нашу группу.
Список использованных источников
Дж. Родари. Приключения Чиполлино. М: Эксмо, 2016.
Растения полей и лесов. Прага, Артия, 1987.
Интернет источники:
http://www.ovoschevodstvo.ru/luk-repchatyi/proiskhojdenie-i-rasprostranenie.html
http://www.spb.kp.ru/daily/26130.7/3021621/
Приложение
История лука
Родовое латинское название Allium произошло от кельтского all — жгучий и связано со жгучим вкусом, характерным для всех органов лука. Видовое название сера в «переводе с кельтского означает „голова“ и связано с формой луковицы. В русском языке лук репчатый получил название вследствие того, что по форме его луковицы напоминают репу.
Лук является древнейшим растением на Земле. В Египте его выращивали 5—6 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует надпись на пирамиде Хеопса, говорящая о том, что на покупку лука и чеснока для содержания многих тысяч рабов, которые ее строили, истрачены огромные по тем временам средства (1600 талантов серебра). Чтобы предупредить эпидемии, им ежедневно выдавали лук и чеснок. Луком клялись, его приносили в жертву божествам, в дар умершим. Его выращивали в Египте на больших плантациях. Рабы употребляли его в пищу для повышения работоспособности. Изображения крупных луковиц и зеленых листьев встречаются на древнеегипетских фресках. Пучки лука находили в саркофагах вместе с мумией.
Вслед за египтянами лук стали выращивать в Древней Греции. Он был любимой едой у древних персов. В записях главного повара персидского шаха было указано, что для шахского стола использовалось ежедневно до одного пуда лука. Упоминается о луке и у Гомера в „Одиссее“ и в XI песне „Илиады“, где златокудрая богиня Геката, приготовляя угощение для гостей, ставила на стол корзину, наполненную зеленым луком. Лук играл немаловажную роль в торжествах, устраиваемых жрецами в древнегреческом городе Дельфах, в храме бога Аполлона. Рассказывают, что знаменитый афинский полководец Ификрат, женившись на дочери фракийского царя Котиса, получил в день свадьбы в подарок бочку лука.
В Рим лук был завезен переселяющимися туда греками. Римляне-воины брали лук с собой в походы. Считалось, что он увеличивает бодрость, силу и мужество солдат, оберегает их от ран, прогоняет демонов.
От римлян лук перешел к древним германцам и считался у них средством для возбуждения воинского духа, его причисляли к священным растениям. Считалось, что брошенный в вино лук предупреждает измену. Его цветами украшали отличившихся героев.
Всегда и везде людей удивляли необычный внешний вид этого растения и его необыкновенные свойства. По представлениям древних, многослойность луковицы напоминала о строении Вселенной, где Солнце, Луна и звезды движутся в разных сферах вокруг Земли, и поэтому ее использовали как модель при объяснении строения Вселенной. Способность лука долго сохраняться под защитой лишь тонкой чешуи указывала на его охранные, обороняющие свойства. Поэтому в средние века широко использовали амулеты из лука. Закованные в стальные латы, средневековые рыцари вешали на грудь вместо талисмана обыкновенную луковицу. Вера в охраняющую силу лука была так велика, что даже английский король Ричард Львиное Сердце, известный своей жестокостью, носил на шее луковый амулет. В Германии в XVI столетии для того чтобы вызвать противника на поединок, прикрепляли к своему шлему листья лука.
В эпоху крестовых походов лук был очень дорог. Он считался панацеей от всех болезней. О его стоимости можно судить по тому, что в 1250 году французы выменивали своих пленных у сарацинов по цене восемь луковиц за одного человека.
У древних саксов существовал обычай: если при сватовстве родители невесты угощали сватов и жениха свеклой — все понимали, что жених неугоден, если же им подавали яичницу, посыпанную луком, жених мог рассчитывать на руку невесты. В среднюю часть Европы лук проник в V—VI веках. В Испании и Португалии лук до сих пор составляет существенный компонент ежедневного рациона. Большой любовью пользуются луковые супы во Франции.
На Руси лук впервые появился в XII—XIII веках. Уже в то время он имел пищевое и лечебное значение. Когда-то умели выращивать лук ярославские огородники, поднимавшие гряды подле Ростова Великого. Этими умельцами был выведен превосходный сорт лука Ростовский кубастый, слава о котором и поныне не померкла. О районах происхождения местных сортов, ценных высоким содержанием Сахаров, эфирных масел, фитонцидов, отличающихся высокой лежкостью, свидетельствуют их названия: Арзамасский, Бессоновский, Даниловский, Истерский, Мячковский, Погарский, Спасский, Стригуновский и многие другие.
В России в годы, когда свирепствовали инфекционные болезни, в каждой избе вывешивались связки лука. Народ верил, что лук защищает людей от болезней, и верил, как оказалось позднее, не зря.
В европейской части СНГ и в Украине культивируют такие виды луковых растений: лук репчатый, чеснок, лук-шалот, лук-порей, лук многоярусный, лук-батун, лук-шнитт, лук-слизун и др. Наибольшие площади занимает лук репчатый (до 95%), затем чеснок (4%) и остальные виды (1%).
Интересные факты о луке
В луке содержится больше сахаров, чем в яблоках и даже грушах. Но даже, если вы часто сидите на диетах, не стоит торопиться вычеркивать этот овощ из своего рациона. Лук – это еще и отличный сжигатель жиров. Есть даже специальная луковая диета, во время которой рекомендуется каждый день есть луковый суп.
Лук служит в качестве обезболивающего при укусе ос. Для этого в место укуса необходимо сразу втереть луковый сок. При воспалении ушей лук также можно использовать для снятия боли: 3 раза в день на полчаса накладывать на ухо компресс из подогретого на пару мелко нарезанного лука, завернутого в марлю. Такие компрессы применяют и при нарывах, воспалениях, долго заживающих ранах. Свежий луковый сок – прекрасное средство против ревматических болей, отеков, выпадения волос, лишая, перхоти. Для этого надо натереть им проблемное место.
Медики считают, что лук является хорошим адаптогеном, то есть, помогает адаптироваться к смене часовых поясов. Об этом нелишне знать в первую очередь лётчикам и стюардессам. Конечно, трудно себе представить элегантную, улыбающуюся стюардессу, распространяющую вокруг себя запах лука. Но, когда полёт завершён и есть время для отдыха, почему бы не воспользоваться столь простым и эффективным средством?
Есть и противопоказания: не стоит увлекаться поеданием лука людям, страдающим панкреатитом, язвенной болезнью желудка и кишечника, повышенной возбудимостью нервной системы. Людям с заболеваниями почек и печени, сердца, следует употреблять лук в пищу с осторожностью, чтобы не вызвать обострения заболевания.
Этапы проекта | Действия детей | Действие педагога | Взаимодействие с семьей |
Подготовительный | Рассматривание иллюстраций, знакомство с новыми словами; разгадывание загадок | Подборка различных иллюстраций с изображением лука; подборка загадок; знакомство с книгой | Поддержка детского интереса; обеспечение каждого ребенка луковицей |
Основной | 1 неделя: посадка лука под руководством воспитателя 2 неделя: прослушивание 3 неделя: измерение перьев лука с помощью линейки 4 неделя: прослушивание оперы «Чиполлино» 5 неделя: просмотр видеофильма «Приключения Чиполлино» 6 неделя: создание пластилиновой рельефной аппликации 7 неделя: участие в фотосесии | Оформление дневника наблюдений Чтение книги Д. Родари Заполнение дневника наблюдений Разучивание песенок из оперы «Чиполлино» Обсуждение видеофильма «Приключения Чиполлино» Обеспечение необходимым художественным материалом Фотографирование детей и их выращенный лук | Придумать сказку/загадку про лук Совместно с ребенком рассмотреть иллюстрации «Какой бывает лук» Чтение различных рассказов о луке Совместно с ребенком изучить из различных источников информацию о луке Сделать с родителями маску понравившегося героя фильма Приготовить с ребенком салат с добавлением лука Придумать викторину на знание полезных свойств лука |
Заключительный | 8 неделя: дегустация выращенного лука; | Порезанный лук добавила в суп детям; оформление мини-выставки; вручение диплома об участии в фотоконкурсе | Проведение викторины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим "Что такое герб и для чего он нужен" для детей старшего дошкольного возраст
///////////////////...
Проект на тему "Для чего нам нужен нос?"
Краткосрочный информационно-практико-ориентированный проект...
беседа "Что такое герб и для чего он нужен"
Цель:· познакомить детей с историей происхождения герба, его назначением;· показать детям связь герба с ...
конспект занятия по валеологии в средней группе детского сада "Для чего нам нужен нос"
конспект занятия по валеологии...
Для чего нам нужен лес?
- расширять представления о лесе.- дать элементарное представление об «этажах» леса.-учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.-активизировать словарный запас детей; развивать познаватель...
Для чего нам нужен нос?
С детства мы учим детей своих тому, как нужно правильно есть, пить, ходить, говорить. А вот как дышать? Мы взрослые не учим. А зря, ведь не используются огромные резервы здоровья, заложенные природой ...
Для чего нам нужен День народного Единства?
Клапотовская Кристина Евгеньевна старший воспитатель Бюджетное дошкольное образовательной учреждениегорода Омска «Детский сад № 20» Для чего нам нужен День народного единства?...