Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста средствами различных видов изобразительной деятельности в ДОО
статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
На данном этапе педагогического пути длиной в пять месяцев в своей работе я постаралась проанализировать все изученные мною материалы по теме, разработать на основании изученного собственный план работы с учетом ФГОС и начать воплощать его, продолжая изучение актуальной литературы и педагогического опыта коллег..Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal_perva_statya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
АТТЕСТЦИОННАЯ РАБОТА
на тему
«Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста средствами различных видов изобразительной деятельности в ДОО»
Работу выполнил:
Кожемякина Лариса Николаевна
ГБДОУ №2 Калининского района
Санкт – Петербурга
г. Санкт-Петербург 2016
«К.Д.Ушинский провидчески утверждал, что опыт перенять нельзя, ибо он всегда личностен. Но можно и нужно взять идею опыта, применив ее к своим
возможностям, к условиям школы. Обобщение эффективного педагоги- ческого опыта должно в первую очередь служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать мастерство, удовлетворять профессиональную потребность учителя». ( Праздникова Г.З « Педаго- гический опыт: проблемы изучения и обобщения.»)
На данном этапе педагогического пути длиной в три месяца в своей работе я постаралась проанализировать все изученные мною материалы по теме, разработать на основании изученного собственный план работы с учетом ФГОС и начать воплощать его, продолжая изучение актуальной литературы и педагогического опыта коллег.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст сензитивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, посвящены педагогические исследования Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Основная цель:
Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
Специфика художественно-эстетического развития младших дошкольников заключается в том, что педагогу, прежде всего, необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на восприятие эстетических явлений в искусстве. Это достаточно сложная задача.
Для ее решения необходимо осуществлять непрерывную непосредственную образовательную деятельность (ННОД) в следующих направлениях:
1. Развивать эстетическую восприимчивость, эстетические чувства и интересы.
2. Формировать элементы эстетического сознания. Это различные эталоны:
— сенсорные (форма, цвет, звуки);
— эмоциональные (радость, печаль, удивление);
— искусствоведческие (виды и жанры искусства, выразительные средства);
— эстетические (красивое, некрасивое, смешное, героическое).
3. Приобщать дошкольников к различным видам художественно-эстетической деятельности. В это направление входит:
— развитие эстетического восприятия;
— формирование умений и навыков исполнительской деятельности;
— формирование потребности у детей вносить элементы прекрасного в быт, отношения между людьми, в собственный облик.
4. Развивать у каждого ребенка общие и специальные художественно-творческие способности.
Основными формами взаимодействия воспитателя с детьми могут быть:
1. По развитию эстетической восприимчивости:
— восприятие и наблюдение за объектами и явлениями окружающей действительности;
— рассматривание (прослушивание) произведений искусства;
— творческие диалоги по сравнению или сопоставлению произведений искусства.
2. По формированию эстетического сознания:
– беседы, рассказы;
— экскурсии;
— прогулки с наблюдениями;
— игровые обучающие ситуации.
3. По приобщению к различным видам художественно-эстетической деятельности:
— показ способа действия;
— упражнения-тренинги;
— совместная продуктивная деятельность.
4. По развитию художественно-творческих способностей:
— проблемные ситуации;
— творческие игровые ситуации.
Согласно возрастным особенностям детей 2-3 лет, с которыми работаю непосредственно я, то моя работа направлена в первую очередь на выявление, поддержку и развитие творческой индивидуальности каждого ребенка средствами разных видов изобразительной деятельности.
Основные задачи работы:
- Формирование интереса к изобразительной деятельности; постепенное расширение художественного опыта через обогащение художественными впечатлениями. Знакомство с основными изобразительно-выразительными средствами доступными для практического освоения в совместной деятельности.
-Поддержание интереса к освоению изобразительной деятельности;
- Поддержка активности , самостоятельности и первых творческих проявлений детей с учетом индивидуальных особенностей.
-Создание игровых и дидактических ситуаций для полноценного восприятия произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства и развития эстетических эмоций
-Создание условий для активного и самостоятельного освоения детьми базовых техник в различных видах изобразительной деятельности и содействие формированию обобщенных способов создания образов и композиций.
Для реализации задач художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста необходимые следующие условия:
• окружающая среда (игрушки, одежда, помещение) ;
• насыщенность быта произведениями искусства;
• самостоятельная активная деятельность детей;
• осуществления индивидуального подхода к ребёнку.
Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка, поэтому изобразительную деятельность можно назвать одним из ведущих средств художественно – эстетического развития младших дошкольников.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте.
Средства изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста являются:
• рисование;
• аппликация;
• лепка;
• конструирование.
В рисовании воспитатель содействует зрительному восприятию, формирует четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира, создает условия для их активного познания, обогащения художественного опыта, на основе которого дети:
-замечают «след», оставленный на бумаге карандашом, кистью, фломастером и постепенно начинают понимать, что это образ ( изображение ) реального предмета;
-учатся держать карандаш, фломастер, мелок и оставлять свои «следы» на поверхности бумаги, картоне, доски и т.д.; осваивают способы создания линий и форм;
-понимают назначение красок и кисти, как взаимосвязанных предметов, знают их особенности и учатся пользоваться ими( набирать краску, проводить линии, смачивать ворс кисти, ставить стаканчик на подставку и т.д.);
-воспринимают лист бумаги как пространство и видят его границы, могут действовать в его пределах;
-начинают передавать свои представления и впечатления об окружающем мире и своем эмоциональном состоянии доступными средствами- графическими ( линия, форма) и живописными ( цвет, пятно)
- в самостоятельной творческой деятельности проявляют заметный интерес к рассматриванию иллюстраций , рисованию в сотворчестве и раскрашиванию.
В лепке воспитатель показывает детям разнообразие пластических материалов ( пластилин, масса для лепки, глина, соленое тесто, снег, влажный песок и т.д), знакомит с их свойствами ( пластичность, масса, объем, величина, вязкость в отличие от рассыпчатых материалов таких как сухой песок , крупа.), расширяет возможности воздействия на материал с помощью рук и различных приспособлений . Воспитатель создает ситуации, в которых дети при поддержке педагога:
-осваивают различные способы преобразования пластического материала (месят, разминают, отрывают, отщипывают кусочки, выдавливают силуэты с помощью формочек и т.д.)
-учатся наблюдать, узнавать и сравнивать формы предметов по аналогии с предметами –эталонами( как шарик, как мячик ,как колбаска и т.д) ;
-сравнивать объекты похожие по величине, форме ( мяч и арбуз, бублик и колечко ит.д.)
- создают простейшие формы и устанавливают сходство с предметами окружающего мира
- приобретают опыт изменения формы и превращения ее в другую : шар расплющивают ладошками в диск и получают печенье, цилиндр замыкают в кольцо и получают бублик и т.д.
-создают фигурки, состоящие из двух-трех частей, для этого соединяют части и видят целое ( грибок, неваляшка и т.д)
Очень важно знать, что именно в лепке дети быстрее переходят с доизобразительного этапа на изобразительный - начинают узнавать изображение, сопоставляют его с реальными предметами, находят и воплощают свои первые замыслы. Это объясняется осязаемостью материала и объемностью форм - дети лепят фигурки, которые больше похожи на реальные предметы, нежели изображения в аппликации и рисовании.
В аппликации воспитатель знакомит детей с бумагой как художественным материалом, создает условия для экспериментального освоения ее свойств ( легкая, тонкая, послушная , мягкая и жесткая и пр), способов изменения в результате различных действий ( сминается, складывается, разрезается, приклеивается и т.д) и на этой основе дети :
- создают выразительные образы ( пушистые тучки, цыпленок, цветы и т.д.) из комков мятой и сжатой бумаги
- раскладывают и приклеивают готовые формы, создавая при этом выразительные образы, коллективные коллажи и простые сюжетные композиции.
Метод наблюдений лежит в основе всей системы художественно – эстетического развития. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям трехлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета.
Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображения вместе с ребенком, ведя его руку.
Игровые приемы воспитания - это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы воспитания будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность младших дошкольников является сильнейшей мотивацией для раскрытия творческих способностей.
Опыт работы показал, что все методы и приемы изобразительной деятельности, способствующие художественно – эстетическому развитию младших дошкольников более эффективны при комплексном их использовании.
Интегрированный подход в дошкольных учреждениях - одна из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности.
.
Важно, чтобы у детей возник интерес к изобразительной деятельности, и появилось желание действовать с художественными материалами, создавать что-то своими руками. С этой целью в начале учебного года я объединила детей в группы по 5-6 человек ( иногда 4 человека) в ходе непрерывной непосредственной образовательной деятельности подсаживаюсь за стол рядом с ними и эмоционально вовлекаю в совместную деятельность. Продолжительность совместного занятия варьируется от 8 до 10-12 минут, на основании проведенной педагогической диагностики (мониторинга), данных листов здоровья и двигательной активности.
В Приложении 1 представлено перспективное планирование Непосредственной Образовательной Деятельности на 2015 год ( сентябрь-декабрь). На основании перспективного планирования составляется календарный план и разрабатываются конспекты Непосредственной Образовательной Деятельности с учетом интегрированного подхода.
Приложение 2. Представлены некоторые фотографии процесса и результатов непосредственной деятельности детей.
Подводя итоги, хочется сказать, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение Аппликация из нестандартных материалов – вселяет уверенное желание познавать мир ,экспериментировать и создавать свои образы. У детей на этом этапе работы ярко выражен интерес к изобразительным видам деятельности, растет желание фантазировать и у некоторых ребят начинает проявляться именно творческий подход к рисованию. Из вышесказанного могу сделать вывод, что художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста средствами различных видов изобразительной деятельности и использование разнообразных средств, методов и приемов способствуют приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, развивают эмоциональную отзывчивость на восприятие эстетических явлений в искусстве и творческую индивидуальность каждого ребенка.
Список используемой литературы :
1.Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду . Первая младшая группа. Москва Издательский дом «Цветной Мир» 2014
3. Конспекты комплексно-тематических занятий 1-я младшая группа Интегрированный подход. Москва Издательство СКРИПТОРИЙ» 2016
4. Лыкова И. А. Программа «Цветные ладошки» Москва Издательский дом «Цветной Мир» 2014
5. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста . Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2014
6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. –М., 2000.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. –М., Сфера, 2005.
8. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. -Ярославль, 2007.
9. Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду. 2008. №5 с. 43-45.
10. http://detstvogid.ru/fgos-do-hudozhestvenno-esteticheskoe-r/.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО»
Развитие детей раннего возраста...
Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО...
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г...
Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, г...
Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
Сенсорное развитие детей враннем возрасте является главной составляющей полноценного развития!...
Самоанализ по теме самообразования «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности» за 2021-2022 уч. год
Отчёт по самообразованию....
Развитие речи детей раннего возраста через различные виды театрализованной деятельности
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития...