Развитие речи детей раннего возраста через различные виды театрализованной деятельности
методическая разработка по развитию речи
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных. Театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 747.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего возраста через различные виды театрализованной деятельности
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных. Театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, тем самым способствует развитию всех компонентов устной речи: грамматического строя, связной речи, диалогической и монологической форм речи, формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи детей, темпа речи, выразительности; это одно из ярких, эмоциональных средств, формирующих личность ребенка.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В работе данного направления поставила перед собой цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря. Активизировать речь детей («Речевое развитие»);
- Формировать потребности детей в театрализованной деятельности, активности в игре с персонажами (игрушками), понимания речи с наглядным сопровождением («Социально-коммуникативное развитие»);
- Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам («Социально-коммуникативное развитие»);
- Вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»);
- Поддерживать у детей познавательное отношение к произведениям фольклора, детской художественной литературы, театрализованным действиям; формировать способности понимать их («Познавательное развитие»)
- Формировать выразительность движения и умение передавать простейшие действия персонажей сказки («Физическое развитие»)
Опыт работы основывается на принципах:
- Постепенность (от простого к сложному);
- Доступность материала;
- Наглядность.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Театрализация потешек, песенок, сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его поняли. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Моя задача, как педагога - создать для этого все необходимые условия.
Условия успешного речевого развития ребёнка (ранний возраст)
- Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. Предлагаю игры, побуждающие детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми с использованием персонажей-игрушек. Так во время «Утреннего приветствия» зайчик встречает детей, приветствуя их по-разному (Доброе утро, Здравствуй, Рада тебя видеть). Предлагаю рассмотреть предметные и сюжетные картинки, рассказать что на них изображено. Создаю игровые ситуации «К нам пришли гости», «Как мишка играет со зверятами. Играем в дидактические игры: «Передай колокольчик», «Котик, котик, где ты был?», «Где наши ручки?», подвижные игры «Кошка и мышки». Читаем потешки, песенки, стихи, сказки (стихи из цикла «Игрушки» А. Барто, С. Михалков «Песенка друзей»). Создаю ситуацию общения при рассматривании игрушек, книг
- Владение воспитателем правильной литературной речью. Речь воспитателя имеет обучающую и воспитывающую направленность. Воспитатель должен говорить: правильно, точно, логично, чисто, выразительно, уместно.
- Обеспечивает развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с возрастными особенностями (Например, на произношение звука «к»: рассматриваем иллюстраций в альбомах «Домашние животные», «Дикие животные», читаем потешки «Наши уточки с утра…», «Пошел котик на торжок», «Вышла курочка гулять…», провожу пальчиковые игры «Дождик, дождик, пуще лей…», «Курочка», «Пальчики», играем в дидактические игры «Кто как кричит?», «Назови ласково», подбираю подвижные и хороводные игры в которых дети упражняются в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, например «Наседка и цыплята», «По ровненькой дорожке», «Каравай», подбираю игрушки с нужным звуком.
- Способствует обогащению их словаря с учетом возрастных возможностей.Помимо существительных – названий игрушек, животных, одежды, предметов посуды, интерьера, вводятся прилагательные («хитрая лиса», «трусливый заяц», «неуклюжий медведь», «красивая кукла»), глаголы, наречия («кукла спит», «заяц бежит», «катится колобок»), предлоги («кукла Оля подошла к столу», «мышка за кошку», «колобок ушел от волка»).
Был подобран ряд дидактических игр по темам: «игрушки» – «Найди игрушку», «Чего не стало?», «Кто за кем»; «одежда» – «Поможем найти потерянную вещь», «Оденем куклу на прогулку», «Найди пару»; «посуда» – «Подбери посуду для куклы», «Для чего нужна посуда?»; «Что для чего?». В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка; появляются в речи новые слова: грустный, веселый, добрый, злой, хитрый, румяный и др. Из игры дети переносят опыт поведения в среду сверстников: проявляют заботу, сочувствие, симпатии, накапливается опыт доброжелательных взаимоотношений с детьми и взрослыми.
- Создает условия для овладения детьми грамматического строя речи. Учу согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Подобрала дидактические игры «Чего не стало?», «Кто стучит?», «Найди пару», «Назови ласково», «Кто пришел?», «Где стоит?» и др.
Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, старается правильно проговорить, пропеть. Любимые герои становятся образцами для подражания. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В работе над формированием грамматического строя речи можно использовать такие задания как подбор прилагательных по сказке «Теремок» - «Какой зайчик, волк, медведь. лисичка?». Так же идет работа над образованием относительных прилагательных – «Чьи уши?», «Чей хвост?»
- Развитие связной речи с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают со мной отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Так в инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за нее.
В результате проведенной работы малыши узнают персонажей сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»). Играют в дидактические игры: «Угадай игрушку!», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?», «Кто как кричит?» и др.
- Создаёт условия для развития у детей понимания речи через словесную инструкцию. Развиваю умение детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси зайчику морковку», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Стоят рядом», «Стоит на столе»); имитировать действия людей и животных (Подвижные игры «Зайка беленький сидит…», «Мишка косолапый», «Дружно ручки поднимаем»). Подобрала дидактические игры «Кому что», «Потопали, похлопали», «Курочка и цыплята», «Покажи такую же» (картинку, фигуру, игрушку), «Чудесный мешочек».
- Развитие планирующей и регулирующей функции речи детей с учетом возрастных особенностей. Стимулирую детей комментировать, планировать свою деятельность при организации театрализованных игр. Так при организации игры-драматизации сказки «Репка» предлагаю детям выбрать себе роли, в соответствии с ролью подобрать атрибуты и назвать их, выясняю, кто что будет делать.
- Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Для развития речи через театрализованные игры, уделяю большое внимание подбору литературных произведений с красочной иллюстрацией. Предпочтение отдаю произведениям с понятной для ребенка моральной идеей, с быстро развивающимися событиями, с выразительными персонажами. Такими произведениями являются потешки, стихи, песенки, сказки («Идет бычок качается», «Зайку бросила хозяйка», «Сказка о глупом мышонке», «Теремок» и др.)
- Поощрение детского словотворчества. В раннем возрасте ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве (например в игре «Чьи уши?» ребенок может сказать медведьи уши по аналогии со словом медведь). Стараюсь замечать и вносить коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. Подобрала дидактические игры «Назови ласково», «Придумай слово», «Угадай кто у кого», Назови, чей хвост (чьи уши)»
Соблюдение всех этих условий способствует возникновению игр-инсценировок и игр-драматизаций художественных произведений во второй половине года. Таких как: потешки «Кисонька-мурысонька», «Петушок», «Гуси, гуси» и др.; сказки «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».
Используем следующие формы и методы работы:
- На занятиях – инсценирование с игрушкой, песенок, небольших сказок, ритмических текстов, мини-постановки по текстам народных и авторских стихов («Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла», «Кукла принесла карандаши», «Что могут делать игрушки» .
- В игровой деятельности – игры забавы с потешками, игры имитации, театрализованные игры, пальчиковые игры, игры импровизации, хороводные игры, подвижные игры имитационного характера («Зайка серенький сидит…», «Как мишка играет со зверятами», «Семья»).
- В режимных моментах – утром («С добрым утром, ручки»), умывание («Водичка, водичка...», « Ай, лады, лады не боимся мы воды…»), во время сна («Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…»), кушаем с потешкой (« Это – ложка, это - чашка») и т.д.
- Планирование демонстрации сказок с использованием разных видов театров (конусный, настольный театр; кукольный театр «Би-ба-бо»; пальчиковый театр; плоскостной театр; театр на фланелеграфе; театр «на кеглях»; театр на палочках; театр резиновых игрушек; подобраны резиновые и мягкие игрушки, которые помогают обыграть художественное произведение), учитывая темы недель, возрастные изменения, сезонность.
Детство – особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. И театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованной игры можно решать практически все задачи программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/05/picture-467731-1407259184.jpg)
Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-489947-1415813593.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности
Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-718868-1449382973.jpg)
Самореализация детей раннего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности.
Театральная деятельность представлена в раннем возрасте кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на 2 группы: режиссерские игры и игры драматизации.Кукольный театр – искусство син...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-1487744-1696350734.jpg)
«Развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности»
работа с детьми с речевыми нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/27/picture-1243621-1595853049.jpg)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/04/picture-787856-1546576236.jpg)
"Развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности"
Развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/08/picture-1414243-1657247322.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста в разных видах детской деятельности
Примеры игровых заданий, упражнений, дидактических игр для развития речи ранннего возраста в различных видах детской деятельности (в предметной деятельности и играх с составными динамическими игрушкам...