Перспективный план занятий по аппликации/конструированию с детьми с ЗПР 5-6 лет
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Копейкина Оксана Александровна

Перспективный план занятий по аппликации/конструированию с детьми с ЗПР 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий по аппликации/конструированию  с детьми 5-6 лет

Тема

ООД

Цель

Пальчиковые игры

Наш сад. Профессии работников в детском  саду

Веселые портреты

(аппликация)

Учить составлять портрет из отдельных частей. Познакомить  с новым способом вырезания овала  из бумаги сложенной вдвое.

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Деревья и кустарники осенью

«Осенние листья»

Раз, два, три,

Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах            

Овощи на тарелке (аппликация)

Отрабатывать умение вырезать предметы круглой  и овальной формы из квадратов и  прямоугольников, срезая углы способом закругления.

«Овощи»

У Лариски –                      

А у Вовки –

Две редиски.                           Две морковки.

У Алёшки –                          

Да ещё у Петьки –

Две картошки.                         Две хвостатых

У Серёжки сорванца –               редьки.

Два зелёных огурца.

Фрукты. Ягоды. Труд взрослых в садах

       «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

Овощи, фрукты, ягоды

Натюрморт (аппликация)

Совершенствовать технику вырезания округлых форм. Развивать чувство формы и композиционные умения.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибают пальчики, начиная с большого)

Грибы

Корзиночка              (из бумаги и картона) (конструирование)

Закреплять  у детей умение работать по выкройке (делать квадратную коробочку). Развивать умение аккуратно делать по выкройке надрезы и склеивать стороны. Воспитывать самостоятельность, инициативу. Формировать внимательное отношение к товарищам.

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный (сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

Квадрат со стороной 12см.с начерченными линиями на расстоянии 4см. от краёв; полоски для ручки 0,5х15см.;мелкие геометрические фигуры для вырезания украшений, кисточки, клей, салфетка.

Осенняя одежда, обувь, головные уборы

Цветные зонтики (аппликация)

Закрепить умение закруглять уголки для получения купола зонтика, показать варианты оформления края, познакомить с новым приемом оформления - раздвижения

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

Перелётные птицы

Декоративная птица

(конструирование)

Познакомить детей с новым видом материала  картоном, учить работать с ним. Закрепить умение аккуратно и последовательно изготавливать поделку. Развивать творческие способности. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Гуси-лебеди летят,
То вперед, а то назад.
И опять летят вперед,
а потом - наоборот.
Наконец-то прилетели,
и на землю сели!

Цветной картон, цветные скрепки, бумага для украшения, клей, кисточка, салфетка.

Домашние животные

Кошка на окошке (аппликация) 

Продолжать учить детей создавать сюжетную композицию, формировать композиционные умения - размещать вырезанные элементы, в соответствии с сюжетом.  Упражнять в самостоятельном применении освоенных приёмов вырезания ножницами: кошку из бумаги сложенной пополам, по нарисованному контуру, а занавески - по прямой, по косой или закругляя уголки; украшать занавески узором по своему замыслу, подбирать красивые цветосочетания.

Вышел козлик из дверей, Выгнул шею:                                          «Дай хлеба скорей!»                               «Дай пирожок!»                         Протянул копытце:                              «Дай воды напиться!»                  Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру. Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога. Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен. Правая рука складывается лодочкой.

Осень (обобщение)

Осенние деревья

Учить детей  делать объемное дерево. Развивать навык аккуратной работы с ножницами, принадлежностями для клея. Создавать коллективную работу.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: (плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

Цветная бумага для кроны. Полоски бумаги для объема, трафареты дерева

Домашние птицы

Цыпленок (аппликация)

Учить обрывать бумагу повторяя форму круга; составлять задуманный образ. Продолжать учить самостоятельно подбирать и вырезать элементы для доведения предмета до нужного образа.

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,            Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши,                                        Показать все пальчики, «играя» ими.

Все красивы хороши!

Дикие животные

Поделка из конуса

Продолжать учить детей изготавливать игрушки из конусов. Формировать умение пользоваться рисунками в качестве образцов. Совершенствовать умение украшать игрушки самостоятельно изготовленными деталями. Закреплять умение проводить анализ готовой игрушки. Развивать навык аккуратной работы с ножницами, принадлежностями для клея.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Лисичке-сестричке,          Мишке толстопятому,

Воробью, синичке,           Заиньке усатому.

(загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Круги из альбомного листа диаметром 12см., полоски двухсторонней цветной бумаги2х4см., шаблоны мордочек животных, фломастеры, рисунки с изображением игрушек из конусов, клей, ножницы, салфетка.

Зимующие птицы

За окошком снегири (аппликация)

Учить детей передавать образ снегиря.  Продолжать закреплять умения вырезать из бумаги сложенной вдвое предметов симметричной формы.  Вызвать желание украсить группу игрушками сделанными своими руками Воспитывать интерес к птицам.

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,                                        Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.                    Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,                             Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!                    Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

Новый год. Зимние забавы

Елочные игрушки

Учить делать новогодние игрушки из бумаги, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.

        «На ёлке»

Мы на ёлке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)                                                           В них же – вкусные предметы: (ритмичные хлопки в ладоши).

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).

Цветная бумага 10Х20 см с разметкой для надреза, клей, ножницы

Семья

Члены моей семьи (аппликация)

Продолжать учить складывать лист пополам по горизонтали, сглаживая линию сгиба. Закреплять умение самостоятельно вырезать детали, соотнося их по величине. Учить составлять задуманный образ из вырезанных форм.

«Моя семья»

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: (и в соответствии с текстом)
Это – мама (в определенной последовательности загибают пальцы):
Это – я, (сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,)
Это – бабушка моя, (средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Наш город. Дом

Улица города

Активизировать знания детей, учить их творчески применять ранее приобретенные конструктивные умения; учить размещать свои постройки с учетом расположения построек других детей; закреплять умения трудиться в коллективе.

На поляне дом стоит,                 «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем,            Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем.

Наборы строителя на каждого ребенка

Игрушки

По замыслу (аппликация)

Закреплять умение вырезывать изображение предметов.Использовать приемы резания по прямой, по косой, округляя углы у квадратов и прямоугольников. Упражнять в наклеивании. Развивать творческие способности детей.

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Посуда

Стаканчик

Формирование умение делать поделку техникой оригами.  Упражнять в умении аккуратно сгибать бумагу, проглаживать сгибы.  Закреплять знания о посуде.  Развивать память, внимание, общую и мелкую моторику.  Активизировать словарь по лексической теме «Посуда».

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик5 тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

Лист бумаги 15Х15 на каждого ребенка. 

Мебель

Прикроватный коврик (аппликация)

Учить самостоятельно, выбирать содержание поделки, подбирать сочетание бумаги и составлять композицию.

«Наша квартира»

В нашей комнате-столовой –

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостинной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

День защитника Отечества (военные                    профессии)

Пилотка

Формирование умение делать поделку техникой оригами.  Упражнять в умении аккуратно сгибать бумагу, проглаживать сгибы. Развивать память, внимание, общую и мелкую моторику. Активизировать словарь по данной  теме

«Наша армия»

Сегодня праздник всех отцов, (Сжимают и разжимают пальцы)

 Всех сыновей, всех, кто готов, (Хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,

(Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы)

Зеленая бумага ручного труда прямоугольной формы А4, пилотка (настоящая), образец.

Зима (обобщение)

Снеговики в шапочках и шарфиках (аппликация)

Учить создавать выразительный образ снеговика, точно передавая форму и расположение его частей. Продолжать учить детей при создании композиции передавать пространственные отношения.  Продолжать освоение рационального способа вырезания круга из квадрата путём сложения его пополам и закругление парных уголков. Развивать чувство формы и пропорции.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

Мамин праздник. Женские профессии

Матрешка

Учить детей изготавливать игрушки из гармошки. Развивать у детей умение украшать игрушку различными фигурками. Закреплять навык изготовления деталей по шаблону.  Пробуждать желание изготовить подарок для мамы

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.                

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,                              

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!                                  Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Полукруг из разноцветной бумаги, шаблоны платочка и рук, двусторонняя цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей, кисточка, салфетка, простой карандаш.

Наземный транспорт. Профессии на                    транспорте.              

Автобус

Учить передавать характерные особенности формы автобуса. Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые квадраты.

Автобус, троллейбус,  машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.

Водный, воздушный транспорт. Профессии на транспорте

Летательные аппараты

Закреплять умение строить летательные аппараты, учить строить по представлению, фотографии, иллюстрации, планировать этапы постройки, заменять детали, строить, исходя из вида и размера груза, развивать творчество, умение самостоятельно подбирать строительный материал, воспитывать умение доводить начатое до конца

               «Лодочка»

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
 (Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – «рыбки плывут»)

Иллюстрации с разными летательными аппаратами. Конструктор лего, разные виды конструктора.

 Перелётные птицы

Сказочная птица (аппликация)

Учить вырезать из заготовок разной формы отдельные детали и составлять образ птицы. Самостоятельно оформлять поделку с помощью мелких деталей.

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

Насекомые

Гусеница

Закрепление приёмов изготовления «гармошки», вырезания круга, развитие фантазии, творчества.

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем -Сжимать и разжимать кулачки.

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха,              

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит? 

Ой, сюда комар летит!               

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!                                 Спрятать руки за спину.

Длинные полоски,  шириной 1,5 см., трафарет листочка с отверстиями

Первоцветы

Аппликация коллективная «Весенний букет» (аппликация)

Учить вырезать цветы и листья из квадрата и прямоугольника, показать разные приемы декорирования цветка.

«Цветочки»

В прятки пальчики играют. Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,                                    Открывать и закрывать глаза.

Словно белые цветки,

Распускают лепестки. 

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,                                   Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Низко наклоняются.

Рыбы

Аквариум с рыбками

Квадрат  цветной бумаги, заготовка аквариума

 «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

Квадрат  цветной бумаги, заготовка аквариума

Комнатные растения. Садовые цветы

Фиалка в горшке (аппликация) 

Продолжать учить вырезать розетковые цветы из квадрата.  Закрепить умение вырезать листья из квадрата и прямоугольника, вырезать горшок с помощью симметричного вырезывания.

«К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!                        

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!                               Пальчики двигаются, будто плетут венок.

Весна (обобщение)

Вертушка

Учить делать игрушки для игры с ветром, самостоятельно нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки, соединять в центре

               «Солнышко»                                 - Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы) 
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх) 
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой) 
Телят да ягнят, - (показать «рожки» на голове) 
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Перспективный план по использованию дидактических игр с детьми 2-3 лет

Возможность использования дидактических игр и игрушек в разных видах деятельности....

Перспективный план по использованию дидактических игр с детьми 2-3 лет

Возможность использования дидактических игр и игрушек в разных видах деятельности....

Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть  и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...

Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

Перспективно – тематический план. Вид деятельности: аппликация\конструирование (вторая младшая группа, программа "Детство")

Перспективно – тематический план.Вид деятельности: аппликация\конструированиеВторая младшая группа (Программа "Детство")...

Перспективный план занятий по ИЗО с детьми ЗПР

Перспективный план занятий по ИЗО с детьми ЗПР...