Педагогические условия развития творческого воображения детей старшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Вареник Светлана Викторовна

Учебно-методическая разработка направлена на создание условий и оснащение предметно-развивающей среды для организации художественно-эстетического процесса и  развития творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Данная разработка  включает актуальность проблематики пелагогического руководства изобразительной деятельностью, пояснительную записку,  предшествующую работу (с использованием разнообразных форм и методов работы с детьми) и план-конспект интегрированного занятия с старшей группе - как итоговый элемент комплекса мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskaya_razrabotka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4  

Московского района Санкт-Петербурга

_________________________________________________________________

Учебно-методическая разработка

«Педагогические условия развития творческого воображения детей старшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью»

Автор:

воспитатель старшей группы «Колокольчик»

ГБДОУ детский сад № 4

Московского района Санкт-Петербурга

Ходева  Светлана Викторовна

г. Санкт-Петербург

2015 г.

Введение

Развитие творческой индивидуальности – одна из важных задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Изобразительная деятельность – эмоциональная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих способностей.

Ребенок дошкольного возраста не создает произведений искусства, но его творчество неразрывно связанно с познавательной (восприятием, представлением, образным мышлением, воображением) и практической деятельностью. Продуктами этих деятельностей является рисунок, лепка, аппликация. Чем богаче и разнообразнее познавательная деятельность  ребенка, тем богаче и разнообразнее может быть продуктивная деятельность и создаваемые им изображения. Одной из важнейших задач является развитие наблюдательности детей, умения находить выразительные образы в жизни, искусстве, а это зависит от правильной организации эстетически - развивающей среды, стимулирующей проявления творчества. Также важно развитие эстетических чувств и переживаний детей через создание и решение на занятиях проблемных ситуаций, стимулирующих проявление творческого воображения и фантазии. В итоге возникает сложная педагогическая проблема – создать такие условия и пути развития творчества, которые позволили бы решить важную задачу – воспитания творческой личности. Всем известно, что воображение является основой творчества, но оно у детей отличается бедностью. Они не всегда могут выразить понятно придуманные ими образы в рисунке, что затрудняет проявление их творчества в изобразительной деятельности.  Поэтому проблема педагогического руководства и развития процессов воображения и творчества у детей является актуальной.

Пояснительная записка

Исходным требованием к предметно-развивающей среде стал следующий подход: она должна обеспечивать условия для творческой деятельности каждого ребенка и зону ближайшего развития.

В группе у детей оборудована ширма, она многофункциональна. Её можно использовать как для игр драматизаций, так и для сюжетно-ролевых игр, и просто для общения. В свободном пользовании в «Творческой мастерской» имеются  иллюстрации к сказкам, портреты и изображения сказочных героев на фланелеграфе, в специализированных альбомах и папках. В распоряжении детей все необходимые для изобразительной деятельности и проявления творчества детей изобразительные материалы. Действует выставка детских работ, которая периодически меняет свою тематику. Также детям предлагаются игры по теме «Волшебная страна».

Данная среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ художника, музыканта, поэта. Дети способны самостоятельно, но под руководством воспитателя разворачивать художественно - творческий процесс, музыкальной или словесной импровизации, как в своей повседневной игре и досуге, так и дни праздников.

Предварительная работа

В предшествующую работу вошли формы и методы работы с детьми:

  1. Чтение литературных произведений:

- Русские народные сказки «Зимовье», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Колобок» и др.

- Ш. Перро «Красная шапочка», «Золушка»;

- П.П. Ершов «Конек - горбунок»;

- Р. Аксаков «Аленький цветочек»;

  1. Прослушивание  и просмотр мультипликационных фильмов сказочного содержания на аудио и видео носителях;
  2. Прослушивание музыкальных произведений:

- Н.А. Римский-Корсаков «Море»;

- Р. Лист «Начало бури»;

- П.И. Чайковский, танец феи Драже (из балета «Щелкунчик»).

  1. Отгадывание сказок «Про всё на свете», рассматривание картинок с отгадками, слайдов презентации со сказочными героями.
  2. Творческие задания «Дорисуй», «Давай пофантазируем»;
  3. Проблемные ситуации по типу «Что случится, если…»;
  4. Тематические беседы и наблюдения;
  5. Проблемные вопросы и поисковые задания;
  6. Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам и изображений сказочных героев;
  7. Сравнение разнообразных иллюстраций с последующим анализом и дифференциацией;
  8. Сравнение музыкальных произведений по характеру звучания и создающемуся настроению и последующий их анализ;
  9. Создание творческих работ и тематических выставок по любимым сказкам и другим темам и последующий анализ детских работ.
  10. Создание книжек-самоделок по знакомым сказкам.
  11. Прослушивание и разучивание детских песенок про сказочных героев;
  12. Разыгрывание театральных представлений по знакомым сказкам с использованием кукольного, настольного, пальчикового театров и фланелеграфа.
  13. Игры, направленные на развитие воображения и творчества, объединённые общим названием «Волшебная страна»:

- Дидактических игры: «Разрезные картинки», «Залатай коврик», «Дорисуй узор»;

- Словесных игры: «Прогулка в картинках», «Путешествие в сказку», «Волшебные превращения», «Укрась слово», «Путаница», «Фантазеры», «Представь будто…»;

- Игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Настроение цвета», «Цветовушка» (красочный отпечаток);

17. Проведение блока занятий по развитию детского творчества, объединённых названием «Волшебная страна»:

- «Волшебный лес» (рисование и аппликация),

- «Сказочные персонажи» (рисование, лепка и аппликация);

- «Моя любимая сказка» (рисование и аппликация).

План-конспект интегрированного занятия                                                                                                  в старшей группе

Тема: «Листья добрые и злые»

Программное содержание:

  1. Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям, закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях, мимике и жестах; учить детей анализировать разнообразные ситуации и поступки, изображая в своих работах хорошее и плохое.
  2. Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце; продолжать учить совместным плавным движениям, учитывая общий темп
  3. Продолжать учить располагать изображение «Добрых» и «Злых» листьев в центре, использовать различные приёмы аппликации.
  4. Продолжать учить создавать красочные образы на бумаге, проявляя творчество и воображение.
  5. Утвердить в мысли, что нужно всегда быть хорошими и добрыми людьми и никогда не быть злыми и жестокими.

Предварительная работа:  Проведение этических бесед и мероприятий учебно-методического комплекса.

Подготовка к занятию: Панно с изображением большого дерева, 2 мелодии противоположные по своему звучанию (весёлая и грустная), цветные карточки на каждого ребёнка, иллюстрации фланелеграфа с изображением «добрых» и «злых» героев (Баба-яга, Карабас-Барабас, Золушка, Дюймовочка и т.д.).

Ход занятия: Дети заходят в группу и садятся полукругом, в середине – воспитатель.

  1. - Ребята, вы любите слушать сказки? А быть участниками сказок любите? А почему вам нравятся сказки? (ответы и предположения детей). Сегодня я вам расскажу одну очень интересную сказку. Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, в её распоряжении был волшебный сад, где росло необыкновенное – заколдованное дерево. Весной,  когда дерево цвело, на его сторонах расцветали разные по характеру и окраске цветы.
  2.  – Ребята, послушайте музыку, и попытайтесь определить, какими были цветы на одной стороне дерева (звучит спокойная мелодия).

- Какая это мелодия? (Красивая, добрая, тёплая, ласковая)

- А какие цветы будут расти, если звучит такая красивая мелодия?

  1.  – Ребята, а теперь выберите цветовую карточку и покажите, какими по окраске должны быть листья на этой половине дерева (дети показывают понравившиеся цвета).

- А почему вы показали такие красивые и тёплые цвета карточек?

- Правильно – листья выросли добрые на этой половине дерева.

  1.  - По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками и движением тела (плавное покачивание рук из стороны в сторону, лёгкое кружение вокруг себя).
  2. - А теперь покажите мне, как они смотрели друг на друга во время этого танца (с любовью, по-дружески, радостно, весело).
  3. - Молодцы, дети. Всё вы правильно сделали и показали. Но на другой стороне заколдованного дерева росли другие листья. Послушайте музыку и постарайтесь передать мимикой и движениями, какие они, эти цветы? (звучит устрашающая  мелодия).
  4. - Выберите цветовую карточку и покажите, какой по цвету был наряд у этих листьев (показ детьми карточек тёмных цветов).

- А почему Вам захотелось показать именно такие цвета?

- А танцевать  вам под такую мелодию хочется?

- А улыбаться друг другу?

- Правильно, ребята, хочется только грустить.

  1. - А теперь посмотрите на дерево, нарисованное на нашем панно. Это то самое заколдованное дерево, о котором нам поведала сказка.
  2. - Наступила осень,  волшебная листва с дерева облетела, потом пришла  зима и дерево стало похожим на обыкновенное. А на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Когда в саду волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под его кроной, случалось невероятное, они добрели душой и сердцем. А  кто попадал под его другую половину, становился жестоким, злым, жадным. Волшебница же хотела, чтобы все, кто у неё побывал, становился добрым.
  3. А как мы можем предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину?  Как же нам это сделать, ребята? (ответы и предположения детей) Может быть надо сделать какие-то предупреждающие знаки? (дети перечисляют различные варианты, например: написать объявления, обнести колючей проволокой).
  4. - А можно сделать аппликацию листьев добрых и злых и повесить их  на ветках дерева. Это будет просто замечательно. Но как же сделать «добрый» листок, а как «злой» (добрый цветок будет очень красивого цвета, а злой тёмного).
  5. - Итак, каждому из вас следует выбрать и наклеить один листок  добрый, а один злой, помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету и по своему контуру (плавно-изогнутому или резко-изломанному, с острыми колючками). Наши листья  находятся на полянке – они перемешались и запутались. Им срочно нужна наша помощь.
  6. Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа воспитателя. Дети выбирают готовые формы и создают два листка светлых и тёмных оттенков для разных половинок волшебного дерева под спокойную мелодию.
  7. Воспитатель вместе с детьми, быстро закончившими работать, подходит к волшебному древу и наклеивает добрые и злые листья на его ветки. Может встретиться нейтральное решение задачи, когда по работе ребёнка практически не видна разница между добрым и злым листком.
  8. Когда все листья будут наклеены на волшебное дерево, следует подвести анализ детских работ.

- Посмотрите, какие как преобразилось наше дерево – какие у него ветки с листьями получились – добрые и злые. Давайте покажем  друг другу, какие листья вы нарисовали (спросить нескольких детей). Обратить внимание на результат общей совместной работы.

- Теперь понятно какая сторона будет приносить доброту, а какая зло.

  1. - А можно ли нам продолжить сказку?  А чем нам может помочь это волшебное дерево? Кто догадался? (ответы и предположения). Правильно, надо немного посидеть или постоять под его доброй половиной. А давайте посидим и споём добрую песенку про Кота Леопольда? Дети усаживаются по добрую половину дерева и поют песню «Если добрый ты…» из М/ф «Про кота Леопольда».
  2.  – Ребята, давайте подумаем, где мы повесим наше сказочное дерево? (Ответы) Правильно – надо повесить его на самом видном месте. Чтобы все, кто заходит в нашу группу – были добрыми, как и все мы. Мы ведь на самом деле очень добрые – всем помогаем в трудную минуту, заботимся. Правда, ведь? Вот и волшебнице помогли и дереву и всем людям. Чтобы все знали, что есть на свете добро и зло, но добра должно быть больше. И если доброты будет больше, тогда оно победит всё зло и его не станет совсем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Интегрированная педагогическая психология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловленно возрастными и физиологическими особенностями ребенка....

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ_РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ

Целью исследования является изучение возможностей влияния сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности

Данная консультация поможет воспитателям  ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....

Учебно-методическая разработка «Развитие творческих замыслов детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью»

Развитие у ребенка творческих замыслов и проявление его индивидуальности в процессе занятий изобразительной деятельностью –важная задача для педагога.  Изобразительная деятельность  эм...

Перспективный план работы самообразовании по теме развития творческого воображения детей старшего возраста в процессе рисования по замыслу

Перспективный план на работы развития творческого воображения детей старшей группы  детского сада "Кэнчээри" в изобразительной деятельности...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...