Доклад на тему: "Интегрированная педагогическая психология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему

Пялькина Екатерина Григорьевна

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловленно возрастными и физиологическими особенностями ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловлено возрастными и физиологическими особенности ребенка.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л. С. Выготский, эти два процесса развиваются взаимосвязано.               Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

        Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы.

В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом, происходит становление психологической защиты.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний) .

Для развития творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя. Занятия по развитию творческого воображения должны строиться в игровой форме, обеспечивающей максимальную свободу проявления фантазии ребенка. Любые проявления самостоятельного и оригинального мышления у ребенка должны подкрепляться и поощряться (даже не совсем удачные, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивирует ребенка к дальнейшему развитию воображения. Важна собственная деятельность детей, все этапы занятия должны по возможности предусматривать личное участие детей, желательно, каждого ребенка в творческом действии. Там, где только можно, дети должны участвовать в живом формообразовании: рисовать, строить, клеить, извлекать звук, двигаться, разыгрывать оценки – развивать свои творческие возможности и пройти через разные художественные процессы.

     Воспитатель, конечно, должен контролировать результаты творческой деятельности ребенка, но, ни в коем случае, не осуждать.

О развитии творческого воображения дошкольника в игровых занятиях А. В. Запорожец писал: «В воображении дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение»

       Игровая форма занятий позволяет ребенку раскрыть свои способности в сюжетно-ролевой игре, дать свободу фантазии в проявлении актерских, режиссерских, декораторских направлениях.

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются все анализаторы, позволяющие воспринимать окружающий мир (зрительный, тактильный, двигательный). В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Продукты творчества (детские рисунки) помогают нам лучше узнать ребенка, дают возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи, кроме того, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития мышления, восприятия, воображения. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, образного видения каждого. Определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей .

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами воспитательного воздействия на ребенка.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами интеграции разных видов искусств, как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей.

Интеграция – это уровень взаимодействия, взаимосвязи.

В ходе интегрированных занятий изобразительной деятельностью в музыкальном сопровождении, построенных в игровой форме заложен огромный потенциал для развития не только творческого воображения, но и всестороннего творческого развития личности ребенка. Подобные занятия позволяют средствами музыки создать комфортный психологический настрой (о психологическом воздействии музыки говорилось в первой главе, использование на занятиях изобразительной деятельностью разных техник (рисование, лепка, конструирование и т. д.) обогащает художественный практический опыт ребенка.

Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить весь цикл занятий.

Ко всему вышесказанному напрашивается вывод: для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном детстве необходимо соблюдение ряда условий.

К таким условиям относятся:

- психологически комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;

- игровая (доступная и интересная для ребенка) форма организации занятий;

- разнообразие способов взаимодействия взрослого и ребенка в художественно-творческой деятельности;

- интеграция различных видов художественной практической деятельности.

Соблюдение выделенных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности в игре, дать свободу фантазии в различных направлениях. Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся действительно безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ_РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ

Целью исследования является изучение возможностей влияния сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...