Аппликация. Часть 4 Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Основная задача обучения
Методы и приемы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_chast_4.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация. Часть 4
Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе
Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом. Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).
В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы.
В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя. Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать. И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.
В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне. Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями. Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.
Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а так же формирования предпосылок сюжетного рисунка и развития речи на более поздних возрастных этапах. Занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают.
Список литературы
1. Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987. - 289 с.
2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с. . Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 1991 г. - 369 с. .
3. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 305 с. .
4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 388 с. .
5. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2001. .
Фрил К. Художественное творчество и ребенок/ Под. ред. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.
Источник: http://reftrend.ru/855050.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей по разделу «Изобразительная деятельность. Аппликация и лепка» для детей 5-6 лет (старшая группа)
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...
Аппликация, коллективная работа «Ковер из шахматных узоров» в старшей группе
Аппликация, коллективная работа «Ковер из шахматных узоров» в старшей группе.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», « Художественное творчество», «Труд». Вид детской деятельности: продук...
Конспект НОД (окружающий мир и аппликация) на тему : "Полет на ракете" для детей старшей группы
Тема: «Полет на ракете»Цель: уточнить знания детей о космосе; о планетах Солнечной системы; о летательных кораблях, о космонавтах.Закреплять правила и приемы работы с шаблоном, обвод...
Конспект НОД по аппликации по теме "Волшебные цветы для мамы" в старшей группе.
Конспект НОД по аппликации по теме "Волшебные цветы для мамы" в старшей группе.Евгения БорисоваОбразовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция с другими образовательными област...
Конспект занятия по развитию речи и аппликации из ватных дисков и скрученных салфеток в старшей группе №2 МБДОУ детский сад «Журавушка» с.Бижбуляк Тема: «Путешествие в сказочную страну»
Занятие по развитию речи и аппликации из ватных дисков и скрученных салфеток в старшей группе. Занятие в игровой форме. Дети вместе с Феей встречаются со сказочными героями и выполняют задания. Ц...
Конспект ОД аппликация с элементами рисования «Мой дом – моя крепость!». Старшая группа.
Обрывная аппликация с элементами рисования...
КОНСУЛЬТАЦИЯ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ....