Мастер-класс по пластилинографии: «Осенние фантазии»
материал по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Педагог-мастер: Припачкина.Е.П., Меркурьева.С.В (1 младшая группа)
Сроки проведения: 22 октября 2015 года.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер класса:
освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;
обучение участников мастер- класса технике «пластилинографии»;
развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass_nash.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мастер-класс по пластилинографии: «Осенние фантазии»
Педагог-мастер: Припачкина.Е.П., Меркурьева.С.В (1 младшая группа)
Сроки проведения: 22 октября 2015 года.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер класса:
освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;
обучение участников мастер- класса технике «пластилинографии»;
развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.
Оборудование:
- Маркер чёрного цвета.
- Ватман с наброском картины
- Картинки на тему «Осень»
- Работы детей
- Салфетки
Раздаточный материал:
- Пластилин
- Прозрачная крышка (из-под майонеза, мёда и др.).
Ход мастер-класса:
Вводная
Актуальность проблемы:
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. Можно ускорить развитие мелкой моторики, используя различные способы, например:
- Игры с мелкими предметами – пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.
- Пальчиковые игры.
- Массаж кистей и пальцев и т.д.
- Лепка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Мы остановились на таком виде деятельности как лепка.
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенностей в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…
В.А.Сухомлинский
Описание методики:
Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.
Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полу рельефного изображения.
Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:
1. Использование только приёма надавливания.
2. Использование только приёма размазывания.
3. Использование обоих приёмов.
Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.
Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы.
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.
На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т.д.
Организация работы с детьми по созданию пластилиновых картин
Каждое занятие проводится по подгруппам в 5-6 человек, длительностью 8-10 мин. и носит характер коллективного рисования в сотворчестве с воспитателем. В раннем возрасте дети знакомятся с пластилином и его свойствами на специальных занятиях по лепке и вне занятий: отщипывают комочки, мнут их, прикрепляют. Поэтому вводить знакомство с пластическими материалами в занятия по рисованию пластилином вовсе не нужно. А нужно лишь показать приёмы рисования этим материалом.
Для этого перед занятием готовят необходимое оборудование: мольберт с иллюстрациями по теме, карточки с художественным словом, полу готовый рисунок - основу будущей композиции на картоне или бархатной бумаге (размер примерно 30х30), небольшие комочки мягкого пластилина на каждого (от 1 до 3), цвет выбирается в зависимости от замысла, досочки, тканевые салфетки, подручные материалы: колпачки, стеки, трубочки и т.д.
Изготовление картинки - основы для будущей композиции
Для начала воспитатель подбирает сюжет для будущей совместной работы с детьми. Нужно учесть, что в работе должны принять участие все дети и поэтому картинка должна содержать множество мелких деталей, которые будут нарисованы всеми детьми, например: ёж - иголочки, дерево - листики, кораблик - волны, гусеница - бусинки и т.д.
Успех каждого занятия будет зависеть от эмоциональной речи и доброжелательного тона воспитателя, а также от умения заинтересовать детей предстоящей работой.
В основной части
Сегодня, уважаемые педагоги, мы с вами будем изготавливать элементы картины, используя метод пластилинографии. Для этого нам потребуется:
- Пластилин
- Прозрачная крышка (из-под майонеза, мёда и др.).
Ход занятия:
- Обводим маркером на обратной стороне крышки рисунок. (Можно нарисовать самим, можно взять в интернете).
- Постепенно заполняем пластилином весь рисунок. Работаем на обратной стороне крышки.
- С лицевой стороны получается картинка.
- Продолжаем заполнять рисунок пластилином.
- Рисунок заполнен.
- Приклеить сделанные детали на общую картину.
- Работа готова.
В заключительной части
Рисование пластилином замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.
Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.
Рефлексия:
На сегодняшнем мастер- классе я узнала, что…………………………
Для меня новым было (не было)………………………………
В своей работе я буду (не буду) использовать представленные методы и приемы……………………………
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по обратной пластилинографии
Лепка из пластилина на прозрачном пластике...
Мастер-класс для педагогов "Пластилинография.Осьминожек"
Необычную технику лепки картин из пластилина-пластилинографию, воспитатели широко используют в воспитательном процессе. Этот мастеркласс предназначен для педагогов и их воспитанников...
Мастер класс в технике "Пластилинография"
Мастер класс для педагогов....
Мастер класс по пластилинографии "Осенние фантазии"
Педагог-мастер: Меркурьева.С.В, Припачкина.Е.П. (1 младшая группа)Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности...
Конспект мастер-класса по кружковой работе "Разноцветная фантазия" с коллегами.
Мастер-класс провела с педагогами ДОУ с использованием нескольких техник нетрадиционного рисования....
Мастер-класс для педагогов "Пластилинография"
Познакомила педагогов с пластилинографией и как можно использовать ее в работе с дошкольниками....
Мастер-класс "Обратная (витражная) пластилинография "Осенний лист"
Пошаговый мастер-класс по витражной пластилинографии....