Мастер класс по пластилинографии "Осенние фантазии"
материал по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Припачкина Евгения Павловна

Педагог-мастер: Меркурьева.С.В, Припачкина.Е.П. (1 младшая группа)

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса:

освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;

обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_nash.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мастер-класс по пластилинографии: «Осенние фантазии»

Педагог-мастер: Меркурьева.С.В, Припачкина.Е.П. (1 младшая группа)

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса:

освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;

обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.

Оборудование: 

- Маркер чёрного цвета.

- Ватман с наброском картины

- Картинки на тему «Осень»

- Работы детей

- Салфетки

Раздаточный материал:

- Пластилин

- Прозрачная крышка (из-под майонеза, мёда и др.).

Ход мастер-класса:

Вводная

Актуальность проблемы:

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Мелкая моторика  развивается  естественным  образом,  начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. Можно ускорить  развитие мелкой моторики, используя различные способы, например:

  • Игры с мелкими предметами – пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.
  • Пальчиковые игры.
  • Массаж кистей и пальцев и т.д.
  • Лепка.  

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Мы остановились на таком виде деятельности как лепка.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенностей в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…

В.А.Сухомлинский

Описание методики:

Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.

Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полу рельефного изображения.

Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:

1. Использование только приёма надавливания.

2. Использование только приёма размазывания.

3. Использование обоих приёмов.

Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.

Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. 

Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т.д.

Организация работы с детьми по созданию пластилиновых картин

Каждое занятие проводится по подгруппам в 5-6 человек, длительностью 8-10 мин. и носит характер коллективного рисования в сотворчестве с воспитателем. В раннем возрасте дети знакомятся с пластилином и его свойствами на специальных занятиях по лепке и вне занятий: отщипывают комочки, мнут их, прикрепляют. Поэтому вводить знакомство с пластическими материалами в занятия по рисованию пластилином вовсе не нужно. А нужно лишь показать приёмы рисования этим материалом.

Для этого перед занятием готовят необходимое оборудование: мольберт с иллюстрациями по теме, карточки с художественным словом, полу готовый рисунок - основу будущей композиции на картоне или бархатной бумаге (размер примерно 30х30), небольшие комочки мягкого пластилина на каждого (от 1 до 3), цвет выбирается в зависимости от замысла, досочки, тканевые салфетки, подручные материалы: колпачки, стеки, трубочки и т.д.

Изготовление картинки - основы для будущей композиции

Для начала воспитатель подбирает сюжет для будущей совместной работы с детьми. Нужно учесть, что в работе должны принять участие все дети и поэтому картинка должна содержать множество мелких деталей, которые будут нарисованы всеми детьми, например: ёж - иголочки, дерево - листики, кораблик - волны, гусеница - бусинки и т.д.

Успех каждого занятия будет зависеть от эмоциональной речи и доброжелательного тона воспитателя, а также от умения заинтересовать детей предстоящей работой.

В основной части 

Сегодня, уважаемые педагоги, мы с вами будем изготавливать элементы картины, используя метод пластилинографии. Для этого нам потребуется:

- Пластилин

- Прозрачная крышка (из-под майонеза, мёда и др.).

Ход занятия:

  1. Обводим маркером на обратной стороне крышки рисунок. (Можно нарисовать самим, можно взять в интернете).
  2. Постепенно заполняем пластилином весь рисунок. Работаем на обратной стороне крышки.
  3. С лицевой стороны получается картинка.
  4. Продолжаем заполнять рисунок пластилином.
  5. Рисунок  заполнен.
  6. Приклеить сделанные детали на общую картину.
  7. Работа готова.

В заключительной части 

Рисование пластилином замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Рефлексия:

На  сегодняшнем  мастер-  классе  я  узнала,  что…………………………

Для  меня  новым было (не  было)………………………………

В  своей  работе  я  буду  (не  буду)  использовать  представленные  методы  и приемы……………………………

     

Спасибо  за  внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Рождественская фантазия" (Использование нетрадиционных технологий - поделки из лент)

Мастер-класс"Рождественская фантазия"Использование нетрадиционных технологий(поделки из лент)                            ...

Презентация Мастер-класса "Шляпные фантазии" для родителей и воспитанников

Мастер-класс по декорированию шляп для детей и родителей в ДОУ...

Мастер класс для воспитателей "Фантазии из листьев"

Мастер класс "Фантазии из листьев"...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

2023 год. Октябрь. Мастер - класс для родителей «Фантазии из осенних листьев»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29046976","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс для педагогов "Фантазии из жидкого солёного теста

Мастер - класс для педагогов, воспитателей по освоению техники рисования цветным жидким солёным тестом....